консультация - практикум по дидактическим играм
методическая разработка по окружающему миру на тему

Савинова Юлия Александровна

Данная консультация - практикум поможет воспитателям подробно познакомиться  с проведением дидактических игр по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya-praktikum_po_didakticheskim_igram.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  с элементами практикума для воспитателей

«Использование дидактических игр в экологическом воспитании»

1 часть: теоретическая

Цель: Обобщение и закрепление знаний методики проведения педагогами дидактических игр с детьми дошкольного возраста  (текст прилагается)

2 часть: практическая

Задания воспитателям:

1 задание: дать понятие «дидактическая игра».Ответьте на вопросы:

  1. Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?
  2. Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

2 задание: определить по названию игры цель и возрастную группу.

Цель: Закрепить знания педагогов программных требований в разделе «Экология» и возрастных особенностей детей в процессе проведения дидактических игр.

3 задание: назвать дидактические игры в каждой возрастной группе по темам «Животный мир», «Растительный мир».

Цель: Закрепить с воспитателями названия дидактических игр, соответствующих каждой  возрастной группе.

4 задание: выбрать дидактическую игру и объяснить методику проведения.

Цель: Закрепить знания педагогов методики проведения дидактических игр с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Подведение итогов.

     Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки и т.д. Бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к художественно – речевой деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приёмы, с помощью которых он сможет  лучше всего передать его содержание. Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения и развития дошкольников.  Учитывая особенности возраста, воспитатель должен  широко использовать дидактические игры, игровые приёмы и упражнения во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми.  

Основные виды игр.

Все дидактические игры с экологическим содержанием  можно разделить на 3 вида:

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

     В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. Воспитатель проигрывает игру с детьми несколько раз, закрепляя и уточняя с малышами правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

     Начиная со средней группы путь обучения игре иной, т.к. он опирается на предыдущий опыт дошкольников. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант или временно убирает игру из поля зрения детей.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее, в таком случае количество игрового материала должно быть рассчитано на количество детей в группе. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

     Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животных.

     Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

     Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
а) дидактические игры для обогащения экологических представлений.
При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1. старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
  2. дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность; в разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  1. о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  2. о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  3. о человеке как части природы;
  4. о культуре поведения в природе.


    Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.
    Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход куклы, сказочного персонажа (Старичка - Лесовичка, Дедушки Зная), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
    Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Пример  одной из таких дидактических игр  «Путешествие в мир природы».

б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе

     Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности в природе и в быту. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.


    Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:


1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.


    Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр мы рекомендуем учитывать следующее:

  1. у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
  2. игры лучше проводить в естественно природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными растениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);
  3. дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, даёт возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой - препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;
  4. игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

     Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

     Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.  


    Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.


    Особенностью дидактических игр этого блока - является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственных выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать. Пример дидактической игры для формирования нравственно-оценочного поведения в природе - игра «Необычное путешествие».

в) дидактические игры для приобщения к экологической ориентированной деятельности

     Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.


     Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д.


    Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

    Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания. 

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр осуществляется в трёх основных направлениях:

-подготовка к проведению;

-её проведение;

-анализ;

Подготовка к проведению:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;

Выбор удобного времени и места для игры;

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

Проведение игры

-ознакомление детей с содержанием игры, материала;

-объяснение хода и правила игры;

-показ игровых действий, воспитатель учит детей правильно выполнять действия;

-определение роли воспитателя в игре;

-подведение итогов;

Анализ проведённой работы направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными, что не сработало и почему. При организации дидактической игры воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-практикум "Использование дидактической игры в работе с дошкольниками"

В докладе представлены примеры дидактических игр по предметам....

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»

Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профила...

Консультация-практикум для родителей. Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников

Консультация-практикум для родителей.   Игры с использованием нестандартного оборудования  для сенсомоторного развития дошкольников...

Консультация - практикум для родителей «Играем вместе с детьми»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общен...

Консультация – практикум на тему: «Игры, направленные на развитие межличностных отношений детей в детском саду»

В свете ФГОС ДО педагогический коллектив должен обеспечить психолого-педагогическое условия реализации ООП ДО.Одним из этих условий (которые представлены на слайде)  является поддержка взрослыми ...

Консультация-практикум для родителей: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными п...

Семинар-практикум "«Музыкально-дидактическая игра как средство всестороннего развития ребёнка»

Знакомство родителей с музыкально-дидактическими играми, методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ...