Доклад-практикум "Использование дидактической игры в работе с дошкольниками"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

В докладе представлены примеры дидактических игр по предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkova_o.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД-ПРАКТИКУМ

«Использование дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                               

Дидактические игры в образовательной деятельности:

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  "Закончи предложение"

Цель: развивать в речи детей сложноподчиненных предложений.

• Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) 

• Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) 

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) 

• Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) 

• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 

• Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 

• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 

• Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

   "Зоопарк"

 Цель: развивать связную речь.

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 
1. Внешний вид; 

2. Чем питается. 

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

   Также используются другие игры: «Доскажи словечко», «Что мы слышим», «Какое слово пропущено»

  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

тесно связана с развитием речи,  поэтому дидактические игры перекликаются. Можно использовать следующие дидактические игры:  «Представь себе»

Цель:  развивать память, мышление; учить детей фантазировать.

Ход игры: Вспомнить с детьми любую сказку, например,  «По щучьему веленью» и спросить детей:

-Ребята, представьте себе, если бы вы поймали такую щуку, как Емеля, чтобы вы сделали?

-Какое бы вы желание загадали?

    Дети с удовольствием начинают фантазировать. Так можно использовать и любую другую сказку, доступную возрасту детей.

  «Наоборот»

Цель:  научить детей  правильно употреблять в речи слова  с противоположными значениями.

Ход игры: Воспитатель называет детям словосочетания:

- «Золотое яичко», а как наоборот? («простое»)

- «Морозная зима», а наоборот?  («жаркое лето»)

- «Злой враг» - наоборот? («добрый друг»)

  РЭМП

«Только одно свойство».

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

 «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Существует и много других дидактических игр по математике: «Высоко – низко, далеко – близко»,  «Составь фигуру из частей», «На что похоже» и др.

 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 «Угадай, какая птица?»

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных.

 «Угадай на вкус»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и качестве овощей и фруктов, развитию внимания, памяти.

Детям предлагают попробовать и угадать заранее нарезанные кусочки овощей и фруктов с закрытыми глазами.

«Чем был - чем стал»

Цель: закреплять знания детей о свойствах стекла, дерева, пластмассы, железа.
Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

Например: В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

В: Что хорошего в стеклянном столе?

Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.

В: А что плохого в таком столе?

Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

В: А что еще может быть из стекла?

Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

РИСОВАНИЕ

«Придумай портрет»

Цель: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель раздает детям карточки – пиктограммы с графическим изображением человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Дети определяют состояние человека и затем передают его на своих портретах.   

 «Укрась дымковским  узором игрушку»

Цель: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенности узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.

    Детям раздаются шаблоны дымковских узоров, вырезанные элементы узоров (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету) и предлагает выбрать детям по желанию шаблоны. По сигналу воспитателя дети приступают к украшению своих шаблонов. Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы правильно расположив их на своем шаблоне. Затем дети меняются шаблонами. Игра может продолжаться до четырех раз.

Список  использованной  литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.; Просвещение, 1991г.

2. Максаков А.И. Учите, играя. М.;1981г.

3. Мудрова А.И. золотая книга игр для детей. М.; Центрполиграф, 2011г.

4. Столяр А. Давайте поиграем. М.; Просвещение, 1991г.

5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.  М.;Просвещение, 1988г.