Главные вкладки

    "Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"
    методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

    Лисогор Оксана Михайловна

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    XI Территориальная ярмарка образовательных ресурсов

    «Новое образование  -  Поволжскому округу»

    Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками

                                           Выступление

                                          воспитателя структурного подразделения

            «Детский сад «Родничок»ГБОУ ООШ №9                          г.о.Новокуйбышевск

                               Лисогор Оксаны Михайловны

    2013

    Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.

    Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.

    Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры.

     Изучив теоретические вопросы по проблеме развития мышления у старших дошкольников, я приступила к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико – математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, я решила исследовать уровень развития интеллекта детей.

    Обследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.

    Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста я использовала методику: Цветные матрицы Равена. 

    Равен

    Диагностика интеллектуального развития детей 5 – 7 лет

    Цветные матрицы Равена.

    ЗАДАНИЕ. Заполнение пробела в матрице.

    Инструкция сообщается ребёнку доступными для него средствами и должна содержать указание на наличие «пробела» в матрице (коврике) и необходимость его заполнения подходящим вкладышем (кусочком) из шести предложенных вариантов. Работа начинается с задания А1. Инструкция: «Посмотри сюда (показываем картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: N1 - форма правильная, но образец неверный, N 2 - вообще нет образца, N 6 - почти верный, но тоже плохой (показываем на белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит. После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач рекомендуется возвращение к демонстрации решения задания А1.

    Оценка решений. За каждое правильное решение с первой попытки начисляется 1 балл, со второй – 0,5 балла, с третьей – 0,25 балла. Суммарное количество баллов, полученных при решении 25 заданий, является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста.

    Тест предназначен для обследования детей от 5-ти до 8-и лет.  В процессе выполнения составляющих тест заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов детей можно судить об уровне развития у них наглядных и логических форм мышления.

    Итак, мною  было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами, группа детей оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые выполняли задания без особых затруднений, а были и такие, которые не смогли выполнить задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирование логико – математического мышления и интеллекта детей. Составленная мною система игровых занятий включает в себя развитие следующих логических операций:

        Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

    Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.

    Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

    Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

    Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации.

    Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы. Так как важным средством формирования мыслительной деятельности ребёнка, его интеллекта является игра, то в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки.

    Цветные счетные палочки Кьюизенера - Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

    Логические блоки  Дьенеша -  Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам

    Квадрат Воскобовича - Состав • На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного. • Цветные рисунки 18 сложенных фигур в книжечке «Квадратные забавы» (100х95 мм, цветная печать).  Развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук.

    Главное назначение этих игр– развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

    На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

    Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

    В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

    В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.

    Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

    Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В связи с этим мною было разработано перспективное планирование занятий  ( НОД ) с нетрадиционными дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста

    Применение в работе нестандартных дидактических игр, требует разработки некоторых этапов при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определенные цели и задачи.

    Этапы знакомства детей с новой игрой

    1 Этап: Внесение новой игры .

    Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

    2 Этап: Собственно игра.

    Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

    • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
    • Развивать пространственные отношения
    • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

    3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

    • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

    В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

    Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно – практический характер.

    Результаты повторной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.

    Таким образом, моё предположение о том, что с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу можно развить логико-математическое мышление старших дошкольников, нашло своё подтверждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

    Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

    Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников

    Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...

    Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников

    Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями,  преобразовывать и...

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации рассказывается об использовании дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации представлено использование дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

    Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

    Маркуш Ирина Анатольевна « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления в условиях ФГОС ДО»

    laquo; Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления  в условиях ФГОС ДО»...