Главные вкладки

    Маркуш Ирина Анатольевна « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления в условиях ФГОС ДО»
    материал (старшая группа) на тему

     « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления  в условиях ФГОС ДО»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logiko-matematicheskie_igry_1.docx89.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1с Перелюб Перелюбского района Саратовской области»

    Доклад

    « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления

    в условиях ФГОС ДО»

     Воспитатель: И.А.Маркуш

    2017

    Содержание

    Введение        3

    Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста        6

    Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр        19

    Логико-математические игры, как средство активизации процесса усвоения математики старшими дошкольниками        28

    Заключение        33

    Список использованной литературы        36


    Введение

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

    В.А. Сухомлинский

    Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

    Сейчас у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, они не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

    Многие думают, зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».

    Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

    Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения, так как детям проще усваивать информацию во время игрового процесса.

    Очень хорошо отражает суть притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

    Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре, что закрепляется федеральным государственным стандартом.

    Разработчики стандарта, сделали все необходимое (в рамках поставленной перед ними задачи) для того, чтобы дошкольное образование превратилось в «полновесную» образовательную ступень, или уровень, согласно новому закону об образовании, с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность».

    Стандарт ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Четкий и понятный управленческий документ с прозрачной расстановкой образовательных приоритетов выстроен на вполне определенной научной основе, которая создана у нас и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира. Идея самоценности дошкольного детства - впервые в подобном «формате» - насыщена рабочим содержанием.  Более того, ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму.  И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм. 

    Целью моей работы является развитие изучение познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развития умственных способностей через логико-математические игры у детей старшего дошкольного возраста. 

    Для достижения цели были выделены следующие задачи:

    • изучение психолого-педагогических особенностей возраста,
    • изучение различных логико-математических игр для детей 5-7 лет,
    • выявление особенностей игры для активизации процесса усвоения математики дошкольниками.

    Для достижения поставленной цели следует провести системный анализ научной литературы.


    Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

    «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом»

    Ян Коменский

    В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

    Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка.  В игре ребенок постигает возможности замещения одного предмета другим: например, кубик становится «мылом», стул – «автомобилем», палка – «мечом» и т. п.  Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения. В сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с позиции другого человека.

    В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно понимание учебной задачи: он осознает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться сделать ее правильно.

    К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный алгоритм действий в новых условиях, сравнить свой результат с образцом и видеть расхождения. Развивается мотивация поведения.

    В возрасте 5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять заданную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии.

    В 5–7 лет у детей происходит важный скачек в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие чего появляется возможность управлять своим поведением. 

    У детей 5–6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматическое устройство речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь. Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентризм. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребенок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Эгоцентрическая речь – своеобразное средство мышления. Ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух. Эгоцентрическая речь помогает ребенку осознавать свои действия и планировать деятельность.

    Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.

    Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

    Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.

    У ребенка появляются зачатки рефлексии— способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной.

    На их самооценку очень влияют родители, сверстники, педагоги и конечно же его личный опыт. Но нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален и его развитие может опережать или отставать от общепринятых норм. В зависимости от того, завышенная, адекватная или заниженная самооценка у ребенка он по-разному развивается, на это, несомненно, нужно обращать внимание и делать акценты в подборе развивающих игр.

    В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

    В детских садах используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

    Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

    Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

    Фронтальная   форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

    На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

    • прогулка, которая состоит из: наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности; экскурсии.
    • игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры.
    • труд: коллективный; хозяйственно-бытовой; труд в уголке природы; художественный труд.

      Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуга.

    В детских садах выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:предметно-игровая,трудовая,спортивная,продуктивная,общение,сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

    В дошкольных учреждениях используются наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

    Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Работа в детских садах ведется по следующим направлениям:

    • социально-коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • физическое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие. [6]

    Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

    Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.

    Схема 1 Социально-коммуникативное развитие

    Схема 2 Познавательное развитие

    Схема 3 Речевое развитие

    Схема 4 Художественно-эстетическое развитие

    Схема 5 Физическое развитие

    Обновление содержания образования требует от педагогов:

    • применения новых современных форм работы с детьми;
    • интегрированной образовательной деятельности;
    • проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
    • изготовление макетов;
    • проблемная ситуация;
    • игровые обучающие ситуации;
    • эвристические беседы;
    • коллекционирование;
    • творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.

    Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.

    Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

    Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

        Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

    Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

    В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

     Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

    В основе обучающих игр, которые применяются на занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.

    Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

    Так же воспитателями используется метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов.

    Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка -  этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

    Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

    Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

    Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает детям сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

    С введением нового ФГОС стали широко использовать такой метод работы с детьми как «метод каталога».

    Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в «Изобретателей». Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

     Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

    Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

    2. Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    В.А. Сухомлинский

    Игра для ребенка является важным инструментом для понимания самого себя, с самого рождения дети познают мир с помощью не сложных игр, а постепенно взрослея, развивают логическое мышление при помощи более сложных заданий.

    Неоценимый вклад в развитие малышей вносят взрослые: родители, воспитатели и окружающие ребенка люди. Для них важно понимать, какие возможности открываются для ребенка в познавательных играх.

    Направления игровой деятельности делятся на:

    Образовательный блок (НОД)

    • Интегрированная деятельность
    • Комбинированные занятия
    • На сюжетной основе: занятия-сказки.
    • Фронтальные, групповые, индивидуальные.

    Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:

    • Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
    • Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения).
    • Занятия – досуги(особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала).
    • Прекрасно получаются интегрированная деятельность (познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование).

    Блок совместной деятельности

    Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

    • Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
    • Игры-соревнования.
    • Конкурсы смекалистых.
    • Игровые турниры.
    • Игры в уголке занимательной математики.

    Блок самостоятельной деятельности

    Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

    • Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
    • Использование игрового материала как строительно-конструктивного.

    Работа с родителями

    Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

    • Тематические родительские собрания.
    • Наглядная информация в родительском уголке.
    • Занятия-практикумы по развивающей игре.
    • Совместные и открытые занятия.
    • Консультации.
    • Организация домашней игротеки.

    Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.

    Повышение педагогической компетенции

    • Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
    • Деловые игры, тематические дискуссии.
    • Тематические педсоветы.
    • Самообразование.
    • Проведение открытых занятий и выступлений
    • Самоанализ проф. деятельности

    Творчество педагога

    • Накопление и обобщение педагогического опыта.
    • Освоение и внедрение инновационных технологий.
    • Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
    • Функционирование уголков математического творчества.
    • Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.

     Логико-математические игры

    Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

    Результат освоения игр:

    • Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
    • Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)
    • Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в    деятельности, способным к проявлению инициативы.

    И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых развивающих играх.

    Палочки Кюизенера

    Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию[1].

    Это счетные палочки, которые еще называют:

    • «числа в цвете»,
    • цветными палочками, цветными числами,
    • цветными линеечками.

    Рекомендации к использованию:

    • Порядковый и количественный счет.
    • Освоение отношений по длине, высоте.
    • Составление ковриков. составление узоров.
    • Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
    • Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
    • Моделирование предметов.

    Логические блоки Дьенеша

    Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев[2].

    Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

    • Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
    • Цветом - красные, желтые, синие;
    • Размером - большие и маленькие;
    • Толщиной - толстые и тонкие.

    Задачи:

    • Развивать логическое мышление.
    • Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
    • кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
    • декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
    • кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
    • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
    • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
    • Развивать пространственные представления.
    • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
    • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
    • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
    • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
    • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

     Методика раннего развития семьи Никитиных.

    В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям»[3].

    Сложи узор

    Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах[4].

      Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик

      Уникуб

    Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий   цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу[5]. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно.  Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

     Кубики Никитина для всех

    27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний[6]. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

     Геоконт

    На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый[7].

    На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок, прямая, замкнутая и незамкнутая кривая, углы (прямой, острый, тупой, развёрнутый). Из «паутинок» малыш может делать самые разные геометрические фигуры: простые – квадрат, треугольник, прямоугольник, а затем, передвигая резинки по гвоздикам, превращать их в более сложные.

    Прозрачный квадрат

    30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. В набор также входят схемы сложения фигур[8].

    Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

    Что развивает:

    • освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
    • умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;
    • умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок;
    • внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

     Квадрат Воскобовича

    "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету[9].

    Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности.

    Каждая из представленных игр по-своему интересна и дает возможность развить у ребенка логическое мышление, а также готовит ребенка к следующему этапу в его жизни – школе.

    Развивая логическое мышление дошкольнику, мы помогаем ему гармонично развиваться, строим базу из знаний, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни.

    Логико-математические игры, как средство активизации процесса усвоения математики старшими дошкольниками 

    Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, имеется в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержащая математические задания. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Она характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. 

    В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения, дана не во многих.

    Наиболее эффективным пособием для ранней логической подготовки, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики, считаю логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

    Развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, привлекают занимательностью, оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенным в них творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, что, в свою очередь, способствует эффективному развитию у дошкольников всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и формированию познавательных действий.

    Диагностика уровня математического развития каждого ребёнка и анкетирование родителей на начальном этапе проектировочной деятельности позволят выявить такую проблему, как недостаточный уровень развития у ребёнка-дошкольника интеллектуальных способностей и креативного мышления, активности и самостоятельности в поисках способов действия, путём решения мыслительных задач; отсутствие теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

    Для устранения данной проблемы педагогу необходимо поставить перед собой ряд соответствующих задач:

    • разработать и внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;
    • развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;
    • развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
    • гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
    • формировать базисные представления (об окружающем мире, математические, речевые умения;
    • развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;
    • повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

    Ожидаемый результат от решения поставленных задач будет следующим:

    • повышение уровня сенсорного и интеллектуально-творческого развития дошкольников на каждом возрастном этапе;
    • самостоятельное использование детьми развивающих игр и упражнений математической направленности в повседневной жизни;
    • заинтересованность родителей развивающими возможностями инновационных игровых технологий и использование игр и упражнений математической направленности в домашних условиях.

    Проектную деятельность необходимо осуществлять поэтапно:

    I этап – проектировочный (диагностирование детей; анкетирование родителей; определение стратегии и механизмов реализации проектов; составление плана мероприятий на каждом возрастном этапе);

    II этап – технологический (создание картотеки игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша для детей 4-7 лет; создание предметно-развивающей среды; разработка конспектов игровой, познавательной деятельности по ФЭМП, развлечений, праздников, досугов, конкурсов с использованием развивающих инновационных технологий);

    III этап – внедренческий (игровая, познавательная, конструктивно-творческая, речевая деятельность);

    IV этап – диагностический (итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей).

    Такие формы работы с детьми, как дидактические игры, ННОД по ФЭМП, физкультминутки, развлечения, совместная и самостоятельная деятельность позволяют воспитателю обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком вместе, на равных, как партнёров, создать особую атмосферу для реализации его познавательной активности в условиях обогащённой развивающей педагогической среды.

    В работу воспитателя можно включить ряд познавательных игр с логическими блоками и логическими фигурами: «Сложи картинку», «Цветочные полянки», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Лепим нелепицы», «Житейские истории», «Я загадаю - вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов» и пр.

    Сюжет таких игр буквально захватывают детей: то они, накладывая цветные блоки на плоскостные изображения, превращают картинки в объёмные предметы; то украшают лесные полянки красивыми цветочками, группируя фигуры по определенным признакам; то в атмосфере жизнерадостности «лепят нелепицы» из небылиц К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Успенского; то загадывают загадки, а отгадки выкладывают блоками; то оказывают помощь героям стихов А. Барто; то выступают в роли спасателей (готовят транспорт к выезду в район бедствия).

    Если детям дать возможность творчества, они проявляют инициативу к самостоятельной организации данных игр, объединяясь со сверстниками и родителями.

    Особый интерес у дошкольников и их родителей вызывает интегрированная деятельность, включающая образовательные развивающие проблемно-игровые и практические ситуации по ФЭМП: «Поможем зайчику» (познание + коммуникация + социализация + музыка); «Построй дом» (ФЭМП + ручной труд); «Украсим ёлку бусами… » (ФЭМП + развитие речи + оригами); «Путешествие в страну Первоцветию» (экология + ФЭМП + конструирование); «Подарки для Малыша» (социальный мир + ФЭМП + конструирование из бумаги); «Архитекторы» (социализация + труд + коммуникация + познание + музыка…

    Для педагогов: гармоничное осуществление воспитательно-образовательного процесса, соответствующее принципу развивающего образования; формирование познавательных действий, интегративных качеств воспитанников; диагностика, коррекция освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания; решение задач математического развития дошкольников в контексте с задачами других разделов программы; сокращение количества занятий в целом и их общей продолжительности.

    Для детей: совмещение на занятии различных видов деятельности, объединённых единой сюжетной линией, очень увлекательно. Вместе с главными героями они «проживают» сложные, таинственные, весёлые приключения; преодолевают препятствия и трудности; добиваются успеха.

    Для родителей: увидеть реальные возможности дошкольного учреждения для комплексного развития ребёнка.

    Родителям, конечно, интересны практико-ориетированные формы: мастер-классы «Интеллектуальные игры», семинары-практикумы: «Занимательная математика», «Математика – это интересно», «Учимся, играя!». Они позволяют узнать новый теоретический материал по развивающим играм и апробировать его на практике.

    Включение семьи в образовательный процесс позволило нацелить родителей на развитие интеллекта ребенка, обогащение его кругозора; способствовало сближению детско-родительской дистанции в совместной познавательно-игровой детальности.

    При систематическом повторении игр процентное содержание уровня освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания меняется: нулевые результаты растут, а дети с более развитыми способностями стремительно развиваются. Всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно.

    Если в дальнейшем продолжать развитие детей с учетом их особенностей, то всем детям легко будет перейти к изучению школьной программы, а также ими легче будет усваиваться материал, который дают педагоги, и проще будут налаживаться коммуникации со сверстниками.


    Заключение

    «Ребенок становится взрослым, когда осознает, что отныне ему позволено не только быть правым, но и быть неправым»

    Томас Сас

    Подводя итог проделанной работы, четко понимаю, что огромный толчок для развития дошкольного образования дал именно принятие федерального государственного образовательного стандарта. Он дал возможность более четко структурировать работу дошкольных учреждений, а также помогает воспитателям, дает возможность проявления творчества в их работе.

    Очень важно, что стандарт можно рассматривать и как задел для решения следующей задачи - создания Национальной доктрины дошкольного образования, штрихи которой просматриваются в документе, имеющем несомненное образовательно-политическое значение.

    Реализуемость в исторически обозримые сроки, возможность фиксировать достижения реализации методами, свободными от избытков формализации, установка на достижение больших целей, минуя сверхнормативные нагрузки на государственный и семейный бюджет, и многое другое – несомненные достоинства этого «нестандартного стандарта».

    Проводя анализ своей работы, могу отметить, что при систематической работе с детьми, они:

    • более точно и подробно сравнивают, сопоставляют предметы (по цвету, длине, ширине, толщине),
    • учатся выявлять и абстрагировать свойства,
    • овладевают умственными операциями сравнения и обобщения;
    • учатся классифицировать с заданными свойствами,
    • формируют простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не»,
    • проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность, интерес к играм с развивающей направленностью,
    • умеют самостоятельно организовать логико-математические игры, а также привлекать, заинтересовывать других детей,
    • решают логические задачи, умеют выполнять задания в соответствии заданного алгоритма.

    Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

    Играя, дети приобретают базовые знания, которые дают толчок к дальнейшему гармоничному развитию ребенка и помогают ему в осознании, принятия себя и общества.

    На мой взгляд, без использования таких игр невозможно дальнейшее развитие способностей и личностных качеств. Разнообразие методик работы с детьми дошкольного возраста и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному плану. Что является залогом успешного развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.

    Одним из важных факторов является закрепление полученных знаний не только в дошкольном учреждении, но и дома, с родителями. Если систематически проводить мероприятия и связывать их с работой в повседневной жизни, учитывая индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т.д.), то у ребенка формируется система логического мышления.

    Можно с уверенность утверждать, что логико-математические игры в жизни дошкольника играют основополагающую роль.


    Список использованной литературы

    1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г. П. Антонова, И. П. Антонова — М., 2015. –126 с.
    2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2015. – 64 с.
    3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2015. – 105 с.
    4. Белошистая А.В. «Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет». – М.: Ювента, 2016. – 52 с.
    5. Бондаренко Г.М «Развивающие игры в детском саду».  – М.: Воронеж, 2010. – 190 с.
    6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – М.: ТЦ «Учитель», 2013. – 91 с.
    7. Денисова Д., Дорожин Ю. «Математика для дошкольников. Старшая группа 5+». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 16 с.
    8. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014 – 280 с.
    9. «Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками». – М.: Учитель, 2010. – 144 с.
    10. Звонкин А.К. «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников». – М.: МЦНМО, МИОО, 2016. – 240 с.
    11. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения».— М.: Флинта, 2010. – 320 с.
    12. Кузнецова В.Г. «Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков». – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2016. – 80с.
    13. Михайлова З.М.  «Математика-это интересно». - СП Детство – пресс 2014. – 64 с.
    14. Михайлова, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС». -Детство-Пресс, 2016. – 128 с.
    15. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников». – Методическое пособие. - СПб.: Акцидент, 2016. - 79 с: ил. - (Библиотека программы «Детство»).
    16. «Основы психологии».: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015. – 704 с.
    17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. «Практический курс математики для дошкольников». - Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2016. – 96 с.
    18. «Педагогика: учебник для бакалавров» / Л П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2013. - 488 с.
    19. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
    20. Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». – М.: Книголюб, 2014. – 64 с.
    21. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста». Хрестоматия/ Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2010. – 240 с.
    22. Шалаева Г. «Математика для маленьких гениев дома и в детском саду». – М.: АСТ, Слово, 2014. – 208 с.


    [1]Белошистая А.В. «Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет». – М.: Ювента, 2016. – 12 с.

    [2]Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2015. –4 с.

    [3]Кузнецова В.Г. «Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков». – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2016. – 8с.

    [4]Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». – М.: Книголюб, 2014. – 14 с.

    [5]Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». – М.: Книголюб, 2014. – 37 с.

    [6]Кузнецова В.Г. «Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков». – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2016. – 15с.

    [7]Бондаренко Г.М «Развивающие игры в детском саду».  – М.: Воронеж, 2010. – 50 с.

    [8]Бондаренко Г.М «Развивающие игры в детском саду».  – М.: Воронеж, 2010. – 19 с.

    [9]Шалаева Г. «Математика для маленьких гениев дома и в детском саду». – М.: АСТ, Слово, 2014. – 28 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

    Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

    "Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

    Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

    Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

    Консультация «Математические сказки как средство формирования логического мышления»

    Дошкольный возраст – возраст сказки,  именно сказки могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике....

    "Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"

    quot;Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"Цель: вызвать у родителей интерес к  формированию  познавательных  проц...