Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников
рабочая программа (старшая группа) на тему

Саляхова Альбина Ильдаровна

Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию разнообразных эколого-дидактических игр для педагогов-практиков дошкольных заведений, руководителей детских кружков, а также для родителей.

В основу программы "Капелька" легла программа для образовательных дошкольных учреждений "Планета наша - хрупкое стекло" М.С. Бронниковой. Составляя программу мы опирались на то, что дошкольный период развития имеет свои ценности. Основной путь развития ребенка, т.е. его обогащение, это наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Ожидаемые результаты.Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Конечным результатом данной программы является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В соответствии с данным положением основной целью программы "Капелька" является оказание помощи педагогу в формировании экологического сознания у ребенка старшего дошкольного возраста. Программа базируется на следующих принципах:

1)     обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;

2)     реализация связей с жизнью, с ее проблемами в виде раскрытия области применения и практического значения и способов экологической деятельности;

3)     соответствие эгоцентрической парадигме развития экологического сознания;

4)     учет региональных условий.

Эколого-дидактические игры проводятся в групповой комнате, на территории детского сада, в парке. Каждая игра начинается с определения дидактических задач.

Содержание программы

Программа "Капелька" состоит из трех блоков: 1.Растения;

2. Животные; 3. Человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kapelka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Капелька»

Автор: старший воспитатель МАДОУ ЦРР ДС №15 «Дельфин» г.Янаул

Саляхова Альбина Ильдаровна

Идентификатор: 102-244-265

Пояснительная записка

Актуальность. Актуальный когда-то лозунг "покорить", " победить природу", "обуздать" ее меняется сейчас призывами понять ее, сберечь и приумножить ее богатства. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось не тронутых участков природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В рамках нашей программы мы останавливаемся на проблеме формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста. Именно окружающая нас природа, ее явления и проявления глубоко способны затронуть внутренний мир ребенка, насытить его через чувственное восприятие и способствовать формированию экологического сознания.

В настоящее время проблема формирования экологического сознания детей привлекает внимание психологов и педагогов и все больший интерес возникает к вопросам средств формирования данного процесса.

Программа развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста базируется на эколого-дидактической игре. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет  игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значительный момент связан с выработкой  отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Поэтому если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи эколого-дидактической игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них экологического сознания. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, память, сознание, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В формировании у детей экологического сознания воспитатель использует все виды дидактической игры и другие виды игр. Четкое разъяснение педагогом правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают дидактическую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры, представляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают экологическое сознание и мышление ребенка.

Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию разнообразных эколого-дидактических игр для педагогов-практиков дошкольных заведений, руководителей детских кружков, а также для родителей.

В основу программы "Капелька" легла программа для образовательных дошкольных учреждений "Планета наша - хрупкое стекло" М.С. Бронниковой. Составляя программу мы опирались на то, что дошкольный период развития имеет свои ценности. Основной путь развития ребенка, т.е. его обогащение, это наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Ожидаемые результаты. Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Конечным результатом данной программы является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В соответствии с данным положением основной целью программы "Капелька" является оказание помощи педагогу в формировании экологического сознания у ребенка старшего дошкольного возраста. Программа базируется на следующих принципах:

  1. обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
  2. реализация связей с жизнью, с ее проблемами в виде раскрытия области применения и практического значения и способов экологической деятельности;
  3. соответствие эгоцентрической парадигме развития экологического сознания;
  4. учет региональных условий.

Эколого-дидактические игры проводятся в групповой комнате, на территории детского сада, в парке. Каждая игра начинается с определения дидактических задач.

Содержание программы

Программа "Капелька" состоит из трех блоков: 1.Растения;

2. Животные; 3. Человек.

Блок №1. Растения.

Дидактические игры данного блока уточняют представления о строении растений, о приспособленности данного растительного сообщества к условиям среды, о способах их размножения, об их применении в медицине, учатся отличать лекарственные и ядовитые. Так же здесь стоят задачи по развитию интереса и любви к природе, уточнению представлений о растительном составе леса, его обитателей. Развиваются представления о типах леса (еловый, сосновый, смешанный и т.д.). формируются знания о животных-санитарах леса, уточняется, чем питаются эти животные, показывается их необходимость существования для леса как экосистемы. В играх закрепляются знания детей о комнатных растениях, их названия, умения правильно ухаживать за ними. Детей подводят к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Игра "Что сначала, что потом?"

Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: овощи и фрукты (4-5 наименований) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть, бурый и красный.

Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их "перепутать". По сигналу: "Найди свой овощ", - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группы. Причем, внутри каждой группы они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелому к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстрее и встанет в правильной последовательности.

Игра "Угадай растение"

Дидактическая задача: найти растение по названию.

Ход игры: растения стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: "Сейчас я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание "Знаток природы."

Игра "Что сажают в огороде"

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: воспитатель спрашивает:

  1. дети, вы знаете, что сажают в огороде?

Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте "да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете "нет". Кто ошибается, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

  1. морковь.
  2. Да!
  3. Огурцы.
  4. Да!
  5. Свекла.
  6. Да!
  7. Сливы.
  8. Нет! И т. д.

Блок № 2. Животные.

Игры данного блока формируют понятия "хищные-травоядные" звери, закрепляются "дикие-домашние" животные. Дети учатся устанавливать связь между внешним видом, строением, поведением и характером питания животных; развивают умение классифицировать их, определять детенышей и правильно называть их. Расширяют представления о птицах, их внешнем виде, строении, поведении; формируют обобщенные понятия об оседлых и перелетных птицах. Воспитывают бережное, осознанно-правильное отношение к животным. Формируют представление о разнообразии насекомых, о врагах насекомых, которые ими питаются.

Игра "На животноводческой ферме".

Дидактическая задача: активизировать умение детей самостоятельно применять известные им способы ухода за животными. Воспитывать интерес к труду животноводов, желание приобщиться к нему, гуманное отношение к животным.

Ход игры: дети по желанию распределяются на группы: доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи. Где же животные? Откройте фланелеграф. Оказывается животные разбрелись по полям и лугам, устали, но не могут найти дорогу домой, где их ждут еда и отдых. Дети по очереди отправляются на поиски своих питомцев. Каждый выбирает одно животное. Желающие могут подражать их голосам. Размещают их на фермах - небольших фланелеграфах, на столах. Дети - работники фермы, обсуждают, как надо ухаживать за животными. Когда все сделано, можно принять гостей с других ферм. Доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи расскажут об особенностях ухода за разными животными, покажут, как это делается. Гости дают свои советы, хозяева принимают или отвергают их. Все вместе оценивают труд животноводов каждой фермы. За отличную работу дети получают розовый вымпел; за хорошую с небольшими погрешностями - зеленый, за работу с существенными ошибками - белый.

Игра " Помоги малышам".

Дидактическая задача: научит детей различать животных по внешнему виду, повадкам и уметь формировать их: диких и домашних, хищных и травоядных, птиц, зверей, рыб. Воспитывать гуманное отношение к ним.

Ход игры: покажите детям изображение взрослых животных и их детенышей (домашних и диких). Каждый выбирает двух разных животных. Предложите днтям познакомить всех со своими животными: надев картинки или игрушки на руки, дети имитируют звуки, повадки, движения животных. Теперь им не трудно найти друг друга. Задача - всем детенышам найти своих родителей. Взрослые - звери и птицы - идут по кругу, подзывая на своем языке малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. Каждая семья образует свой кружок и имитирует звуки и повадки животных, которых она представляет. Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети тут же обнаруживают это.

Игра "Птицы".

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Ход игры: все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки мячик и передает его своему соседу справа, говоря: "Вот птица. Что за птица?" Сосед принимает мяч и быстро отвечает: "Орел." Затем он передает мяч своему соседу и сам говорит: "Вот птица. Что за птица?". "Воробей,"- отвечает тот и быстро передает мяч следующему. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз называется новая птица.

Блок № 3. Человек.

Дидактические игры данного блока знакомят детей с историей своего города, предприятиями и улицами родного города.

Формируют понятия "Юный эколог" - ребенок, который любит природу, заботится о живых существах дома и в детском саду, создает для них лучшие условия жизни. Дети получают знания о Красной книге, почему она так называется и кто туда входит и почему. Воспитатель, уточняет с помощью детей правила поведения в природе и дети практически их реализуют в процессе прогулок и экскурсий.

              Игра "Можно-нельзя"

Дидактическая задача. Сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе.

Ход игры. Дети следят за столами, перед каждым ребенком красная и зеленая карточки. Педагог объясняет: "Ребята если я буду называть то, что можно делать, что не навредит природе то вы поднимаете зеленую карточку, а если то, что нельзя, то красную".

После каждого ответа, один из детей объясняет, почему он поднял такую карточку.

Например: "Разжигать костер в лесу", "Разорять гнезда птиц", "Подкармливать птиц зимой", "Ломать веточки деревьев", "Делать лунки для рыб зимой", и т.д.

                             Игра "Путешествие".

Дидактическая задача. Дать детям представление о Красной книге, почему она так называется, и кто туда входит; воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Перед игрой проводится беседа, где дети знакомятся с Красной книгой, узнают почему она так называется. После чего педагог предлагает детям отправиться в путешествие в лес. По групповой комнате расставлены картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Дети рассаживаются в поезд (стулья) и отправляются в путь. На первой станции "Лесная" ребята знакомятся с подснежником, предлагают свои варианты, что можно сделать, чтобы этот цветок не исчез совсем. Путешествие продолжается.

Воспитателю необходимо развивать воображение детей: во время остановок и прогулок "по лесу" напоминает о правилах поведения в лесу: призывает детей быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы и т.д.

                           Игра "Природа и человек".

Дидактическая задача. Закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками детей, или существуют в природе и человек ими пользуется: например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

" Что сделано человеком"? - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-нибудь предмет. После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: " Что создано природой"?

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Блок

Название игр

1.

Растения

1. "Найдите, что опишу",

2. "Детки на ветке",

3. "Угадайте, что в мешочке?",

4. " Такой листок, лети ко мне",

5. "Найди листок, как на дереве",

6. "Съедобное-несъедобное",

7. "Магазин "овощи-фрукты"

8. "Что сначала, что потом?",

9. "К названному дереву беги",

10. "Угадай, какой наш дом",

11. "Лесник",

12. "Магазин "Цветы" ",

13. "Горячо-холодно",

14. "Что сажают в огороде",

15. "Что где растет?".

2.

Животные

  1. "Охотник и пастух",

 2. "Кто в домике живет?",

3. "На птичьем дворе",

4. "Чьи детки?",

5. "Зоологическое домино",

6."Что за птица?",

7. "Звери",

8. "Летает-не летает",

9. "Так бывает, или нет?",

 10. "Охотник",

11. "Кто больше заметит небылиц",

12. "Птицы",

13. "Кто как кричит?",

14. "Зоопарк",

15. «На животноводческой ферме»

16. «Помоги малышам»

3.

Человек

  1. "Природа и человек".
  2. "От зернышка до булочки".
  3. " Живое неживое".
  4. " Где ты живешь"?
  5. "Где я живу"?
  6. "Юные экологи".
  7. "Кто помогает сохранить красоту цветов".
  8. "Путешествие в лес ( парк)".
  9. "Что в корзинку мы берем".
  10. "Березкины слезки".
  11. "Можно - нельзя".
  12. "Путешествие".

Список литературы

  1. Емельянова. ДОУ. Экология. Занимательные материалы. - Волгоград. Корифей, 2010.

  2. Кощеева Л.В. Путешествия в мир природы... Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. Аркти, 2009.

  3. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011.
  4. Федосеева. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Волгоград. Корифей. 2010.

  5. Бронникова М.С. Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 130с.
  6. Бронникова М.С. Планета наша – хрупкое стекло. Программа развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2000. – 20с.
  7. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н.Доронова, О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева. – М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 127 с.
  8. Виноградова Н. Учимся? Играем: [ О дидактических играх дошкольников] // Семья и шк. - 2002. - № 1/2. - с. 14 – 15
  9. Разина О.  Играя, изучаем природу: о значении игр в экологическом воспитании детей.// Дошк. воспитание.-1995.-№6-с.9-10.
  10. Земина Т.Н. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников// Дошк. воспитание.-2000.-№7-с.58-63.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного за...

На тему "Формирование экологического сознания старших дошкольников в процессе ознакомления их с миром деревьев"

Конспекты родительских собраний проектная деятельность по экологическому воспитанию детей....

Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»

Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:- обеспечить возможно...

Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"

Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...