Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komp_prezentatsiya_dostizheniy.docx694.77 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕМЕНОВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «ТЕРЕМОК

Компьютерная презентация

практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Теселкиной Екатерины Сергеевны

г.Семенов

2016 год

I этап

Тип проекта:

по методу - фронтальный , информационно - исследовательский, краткосрочный (январь, февраль, март) по содержанию: ребенок - общество и его культурные ценности.

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители воспитанников, библиотекарь, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

C:\Users\Asus\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20140403_130501.jpg

C:\Users\Asus\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20140403_130604.jpg

C:\Users\Asus\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20140403_130659.jpg

Актуальность

Почему данный  проект  актуален? В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. 

Известно, что одной из основ познавательно и речевого развития является ознакомление детей с миром природы. Образ мира природы формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

По результатам многих исследований, у детей дошкольного возраста, недостаточно сформирована экологическая культура и экологического воспитания, и проблема заключается в том, что у детей недостаточно развиты любознательность, потребность узнать новое, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. Между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к познанию окружающего мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. 

 Помимо этого, современная эпоха экологических катастроф предъявляет высокие требования к нам, жителям планеты Земля. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. Но при этом не каждый взрослый знает специфические характеристики поведения экологической культуры на каждом возрастном этапе развития личности.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика, которые раскрывались в трудах   П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

В теории и методике экологического воспитания аспектами изучения проблемы выявления  особенностей формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ занимались: Л.С. Игнаткина, которая использовала в работе по формированию динамических представлений о животных в группах детей среднего возраста серии картин, изображающих различные отрезки их жизни и условия их обитания.

Немаловажное значение имеет и экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Проектная деятельность нашего ДОУ успешно реализуется не первый год и работа направлена не только на детей , но и на родителей и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Исходя из данной проблемы прослеживается необходимость более глубокой работы с детьми и семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры.

Теоретическое обоснование личного вклада.

Планирование работы основывается на содержании основной образовательной программы МБДОУ детского сада № 2 «Теремок» и заложенной в неё современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) которая признает самоценность дошкольного детства, и построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а так же способностей. Построение всего образовательного процесса опирается на дидактический принцип развивающего обучения и научное положение JI.C. Выгодского, о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие [3], а ФГОС ДО нацеливает нас на такие принципы: полноценное проживание всех этапов детства ребенком, обогащение (амплификация) детского развития, приобщение детей к социально культурным нормам , традициям семьи, общества и государства, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса, п. 1.4. [2, 6].

Условия формирования личного вклада

Известно, что одной из основ познавательно и речевого развития является ознакомление детей с миром природы. Образ мира природы формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

Я включилась в работу, будучи воспитателем средней группы, продолжила ее в старшей группе, не оставила я данную тему и в младшей группе, ведь результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что именно в раннем детстве формируется предметная деятельность, то есть  объектом познания являются окружающие предметы, в том числе и из мира природы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир природы по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с объектами природы, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями из мира природы.

Выбор данной темы обусловлен, во-первых, введением ФГОС ДО, в котором область познавательного и речевого развития особо влияет на становление личности и характера воспитанника и в котором целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства ориентируют нас на развитие такого воспитанника, который овладел бы установкой положительного отношения к миру, элементарными представлениями из области живой природы, любознательностью, заинтересованностью причинно-следственными связями и склонностью к наблюдениям и экспериментам.

Во-вторых, в условиях стремительных научных открытий, мы забываем, что каждый человек является частичкой природы и именно с детского дошкольного возраста необходимо начинать знакомство с природой

В-третьих, условием выбора и дальнейшей углубленной работы по темы стало и территориальное расположение нашего детского, который находится в отдаление от мегаполисов, его окружают поля, леса, богатые природными  объектами, которые в свою очередь является непосредственной предметно-пространственной средой, так называемым окружением воспитанников нашего ДОУ. Поэтому богатство природного ресурса является главным условием, которое может воздействовать на личность ребенка в плане его образования и воспитания.

Мною было принято решение реализовать работу при тесном взаимодействии с социумом, путем интеграции проектного метода и средств ИКТ. Совместно с воспитанниками старшего дошкольного возраста и их родителями  мы включились в познавательную деятельность через ознакомление с миром природы, отражающую тему моей презентации.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста конкретных, чувственных представлений об окружающем мире природы в котором они живут, подведение к необходимому овладению элементарными представлениями из области живой природы, естествознания. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, средствами организации просвещение  направленное на формирование представлений  о мире природы у всех членов семьи

Задачи:

1.Создание условия для ознакомления воспитанников с правилами грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам живой и неживой природы.

 Развивать у детей любознательность средствами наблюдения, экспериментирование, знакомства с художественными и музыкальными произведениями.

2. Подводить детей к пониманию явлений природы через наблюдения за ней.

3. Закреплять представления старших дошкольников о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, травянистые)

4. Развивать умения старших дошкольников замечать изменения природы, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и сезонными изменениями

5. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей.

6. Вызвать желание отражать окружающую действительность, природу с помощью продуктивной деятельности

7. Вовлечение социальных партнеров (семьи воспитанников, работников библиотеки) в образовательный процесс по ознакомлению с природой

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через формирования основ экологического воспитания

АНКЕТА

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. Любит ли ваш ребёнок природу?
  2. Считаете ли Вы важным приобщение детей к миру природы
  3. Знаете ли Вы о проблемах экологии?
  4. Часто ли бываете с ребёнком на природе?
  5. Приходилось ли вам вместе с ребёнком  наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
  6. Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
  7. Приходилось ли вам  вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
  8. Хотели бы Вы узнать о методах приобщения детей к миру природы?

Результаты анкеты

  1. Да -14 ч (93%) нет- 1 (7%)
  2. Да -15 (100%) нет- 0 (0%)
  3. Да-10 (50%) нет-10 (50%)
  4. Да-12 (60%) нет-8 (40%)
  5. Да - 4 (27%) нет- 11 (73%)
  6. Да - 10 (67%) нет- 5 (33%)
  7. Да -5 (33%)  нет-10 (67%)
  8. Да -15 (100%) нет- 0 (0%)

Вывод: Анкетирование показало, что дети, в основной своей массе, любят природу, все родители считают необходимым приобщение их к природе, 10 из 15 родителей имеют представления об экологических проблемах, 12 из 15 родителей с ребенком регулярно находятся на природе, 4 родителям из 15 приходилось наблюдать природные явления, у 10 родителей дети совершали хороший поступок по отношению к природе, 5 родителям приходилось сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы, и все родители пожелали  узнать о методах приобщения детей к миру природы.

Даны рекомендации:        Продолжать знакомить детей с миром природы, активно проводить наблюдения за природными явлениями, беседовать, сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы        

Взаимодействие участников процесса по реализации проекта

Детская библиотека

Всемирное общество охраны природы

Родители

(законные представители)

II этап: разработка проекта

  • Разработка диагностической карты

  • Проведение педагогической диагностики

  • Изучение передового опыта по данной теме в интернет-сообществах

  • Разработка перспективного плана работы с детьми

  • Разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников

  • Разработка консультаций и рекомендации для родителей

III этап: реализация проекта

  • Мониторинг детского развития и интегративных качеств по разделам Программы (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Приложение № 1

  • Перспективный план работы с детьми и родителями

Приложение № 2

IV этап: презентация проекта

  • Проведение итоговой педагогической диагностики

  • Оформление методических материалов

  • Презентация проекта на педсовете ДОУ

  • Освещение опыта работы в СМИ и интернет-сообществах

  • Повышение квалификации

  • Участие в профессиональных конкурсах

Подходы и принципы к образовательной деятельности по теме: «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»

Планирование работы основывается на содержании основной образовательной программы МБДОУ детского сада № 2 «Теремок» и заложенной в неё современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) которая признает самоценность дошкольного детства, и построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а так же способностей []. Построение всего образовательного процесса опирается на дидактический принцип развивающего обучения и научное положение Л.С. Выгодского, о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие [3], а ФГОС ДО нацеливает нас на такие принципы: полноценное проживание всех этапов детства ребенком, обогащение (амплификация) детского развития, приобщение детей к социально культурным нормам , традициям семьи, общества и государства, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса. ФГОС ДО п. 1.4. [2, 6].

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составите первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи

Планирование работы опирается на основные дидактические принципы:

  1. объективности, научности;

  1. связи теории с практикой

  1. последовательности, систематичности;

  1. доступности при необходимой степени трудности;

  1. наглядности, разнообразия методов;

  1. активности обучаемых;

  1. прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности принципы ФГОС ДО п. 1.4
  2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  3. Формирование        познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Формы и методы ознакомления дошкольников с природой

1. Формы экологического воспитания:

           

1.1 Занятия.

        Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой.

Первично-ознакомительный тип занятий

        На протяжении дошкольного периода значительная  доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа.

Обобщающий тип занятий

        Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии.

Углубленно-познавательный тип занятия

        Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

Комплексные занятия

        Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности

        1.2 Походы и экскурсии.

        Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие.

        Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

        1.3 Экологические праздники и досуги.

        Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

        1.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и  на них решается небольшой объем задач.

        Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

        Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян лучше проводить с подгруппой детей.

         В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

        В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.

        Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы.

        1.5 Элементарная поисковая деятельность детей.

        Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

        В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее появляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

2. Методы экологического воспитания.

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).

Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы        стимулирования        учебно-познавательной деятельности:

Определённые        поощрения в        формировании мотивации, чувства

ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.         

        2.1 Наблюдение

        Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

2.2 Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

        Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

        2.3 Ознакомление детей с природой в играх

        Игры с готовым содержанием и правилами:

        Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

        Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

        Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

        Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.

        Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

        Творческие игры природоведческого содержания. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

        2.4 Несложные опыты и экспериментирование

        Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

        2.5 Моделирование

        Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.        

        2.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

        На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

        2.7 Использование художественной природоведческой литературы

        Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

        2.8 Беседа как метод ознакомления детей с природой

        Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

        Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

        Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

                Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.

        2.9 Труд детей в природе

        Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Результаты педагогической диагностики

по теме «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»

Знает, что рассматривать животных надо, не беспокоя их и не нанося им вред

Замечает и проявляет интерес к сезонным изменениям в природе

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

.

Бережно относится к природе

Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации предмет или явление природы

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Маша А.

+-

+

-

+

-

+

+-

+

-

+

Дима Б.

-

+-

-

+

-

+-

-

+

-

+

Никита Б.

+-

+

+-

+

-

+

+-

+

-

+

Алена Б.

+-

+

-

+

-

+

-

+

+-

+

Дима Бел.

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

Максим Б.

-

+

+-

+

-

+

-

+

-

+

Влад Б.

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

Витя В.

-

+-

-

+

-

+-

-

+

-

+-

Игорь Г.

-

+

+-

+

+-

+

-

+

-

+

Демьян Д.

+-

+

-

+

+-

+

+-

+

+-

+

Никита Ж.

-

+-

-

+-

-

+

-

+-

-

+-

Степа К.

-

+-

-

+

-

+-

-

+-

-

+-

Иван К.

+-

+

-

+

-

+

-

+

+-

+

Вика К.

+-

+

-

+

+-

+

-

+

+-

+

Саша М.

+-

+

+-

+

-

+

+-

+

+-

+

Вика М.

+-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

Ксюша М.

-

+

-

+

-

+

+-

+

+-

+

Максим. Мур.

+-

+

-

+

-

+

-

+

+-

+

Максим Муш.

-

+

-

+

+-

+

-

+

+-

+

Даниил Н.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Юля С.

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

-

+-

Даша С.

-

+

-

+

+-

+

-

+

+-

+

Алина Ч.

+-

+

-

+

-

+

+-

+

-

+

Герман Г.

+-

+

-

+

-

+

+-

+

-

+

Артур Г.

+-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

Показатели:

+ полностью соответствует критерию

+- частично соответствует критерию

- не соответствует критерию

Перспективный план

по проекту

в средней группе.

2012-2013уч.г.

СЕНТЯБРЬ:

Рассказ воспитателя о животных

Дидактическое упражнение «Определи животное».

Динамическая пауза «Звериная зарядка»(по стихотворению А. Барто)

Загадывание загадок о диких животных

Дыхательная гимнастика

Чтение «Одуванчик» Серовой.

Работа над пословицей и поговоркой о природных явлениях в сентябре

Экологические игры:  «Чудесный  мешочек», «Вершки-корешки», «Чьи детки».

ОКТЯБРЬ:

Рассказ воспитателя об осени

Дидактическое упражнение «Детки на ветке»   

Динамическая пауза «Ежик топал по тропинке»

Загадывание загадок об осенних явлениях в природе.

Чтение «Тополь» Черного.

Работа над приметой, связанные с октябрем

Экологические игры: «Что  где растет?» «Загадай и отгадай».

рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана.

НОЯБРЬ:

Рассказ воспитателя о зайце

Дидактическое упражнение «».

Динамическая пауза «Зайка-попрыгайка».

Загадывание загадок о животном мире

Работа над пословицей и поговоркой  о природных явлениях в ноябре

Экологические игры: «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее»,  «Найди  по описанию».

ДЕКАБРЬ:

Рассказ воспитателя о кошке

Дидактическое упражнение «Родственники кошки».

Динамическая пауза «Котик».

Загадывание загадок о снеге.

Чтение «Дуб» Токмаковой.

Работа над пословицей и поговоркой о природных явлениях в декабре

Экологические игры:  «Что изменилось», «Кто,  где живет»,   «Найди, что опишу».

Опыты со снегом.

ЯНВАРЬ:

Рассказ воспитателя о корове

Дидактическое упражнение «Кто где живет».

Динамическая пауза «Домашние животные».

Загадывание загадок о домашних животных.

Чтение «Прогулка в зимнем лесу».

Работа над пословицей и поговоркой о природных явлениях в декабре

Экологический  КВН  «Для чего человеку вода»?

Экологические игры: «Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные   растения», «Узнай растение».

Дыхательная гимнастика

ФЕВРАЛЬ:

Рассказ воспитателя о воробьях

Дидактическое упражнение «Кто так кричит?»».

Динамическая пауза «Воробьи ищут корм»

Загадывание загадок о лесе и его обитателях.

Чтение «Галка и кувшин».

Работа над пословицей и поговоркой о о феврале

Экологические игры:  «Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы).

МАРТ:

Рассказ воспитателя о весне

Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

Динамическая пауза «Пришла весна».

Загадывание загадок о первых весенних явлениях в природе и перелетных птицах.

Чтение «Пингвин».

Работа над пословицей и поговоркой о марте

Экологические игры: «Где чьи детки»,    «Кто летает, прыгает, плавает».

АПРЕЛЬ:

Рассказ воспитателя о скворце

Дидактическое упражнение «Живое-неживое».

Динамическая пауза «Петух, лиса и куры»

Загадывание загадок о птицах

Чтение «Петушок с семьей».

Работа над пословицей и поговоркой об апреле

Экологические игры:      « Отгадай, что за растение»,    «Живое-неживое».

Дыхательная гимнастика

МАЙ:

 Рассказ воспитателя о пчелах

Дидактическое упражнение «Что где растет»

Динамическая пауза «Трудолюбивая пчелка»

Загадывание загадок о  солнце

Чтение «Подснежник»Матутиса.

Работа над пословицей и поговоркой о мае

Экологические игры: «Загадай, мы отгадаем».

Дыхательная гимнастика

Перспективный план работы с родителями средней группы по проекту на 2012-2013 уч.год

Октябрь

1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».

2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».

4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».

5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.

4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.

5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Декабрь

1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу».

2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.

2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

3. Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу».

4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.

4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.

3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Перспективный план работы с детьми

на 2013-2014 уч.г.

СЕНТЯБРЬ:

  1. Рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа «как заботиться о рыбках».
  2. Беседа «Как живут комнатные растения».
  3. Беседа о домашних животных.
  4. «Кто живет в лесу?». Беседа о диких животных.
  5. Аппликация «Панно из осенних листьев» (полгот.гр.), «Грибы» (старшая группа).
  6. Рисование «Золотая осень» (подгот. гр.), «Ветка рябины в вазе» (старшая группа).

Экологические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Чьи детки».

ОКТЯБРЬ:

  1. Беседа «Мой четвероногий друг».
  2. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью».
  3. Труд на участке: уборка опавших листьев.
  4. Беседа «Как растения готовятся к зиме».
  5. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (овощи, фрукты).
  6. Беседа «Дождь: хорошо – плохо».
  7. Чтение «Улетают – улетели», Благининой Е.
  8. Рисование «Осенний лес» (старшая группа), «Ежиха с ежатами в ельнике» (подгот. гр.).
  9. Аппликация «Рыбки плавают в водице»
  10. Рассказ воспитателя «Чудесное яблоко или «зеркало нашей души».

Экологические игры: «Детки на ветке» «Что где растет?» «Загадай и отгадай».

Загадки об осенних явлениях в природе; народные приметы, связанные с октябрем; рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана.

НОЯБРЬ:

  1. Праздник «Провожаем осень».
  2. Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме».
  3. «Где живут капли воды в детском саду». Экскурсия по детскому саду.
  4. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху». Рассказ воспитателя.
  5. «Ноябрь – ворота зимы». Беседа.
  6. Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой.
  7. Рисование «Комнатное растение» (с натуры, подгот. гр.).
  8. Составление детьми рассказов на тему «Дары природы».
  9. Д/и на классификацию и обобщение (овощи, фрукты, домашние и дикие животные).

Экологические игры: «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее», «Найди по описанию».

ДЕКАБРЬ:

  1. Оформление выставки (в ДОУ, в СОШ № 4) «Зимушка - зима».
  2. Рисование (с применением различных средств изображения) «Снежинка», «Зимний пейзаж»

3. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

4. Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за ними.

5.Экологическая викторина «Знатоки природы».

6.Беседа «Как человек приготовился к зиме».

7.Чтение стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает».

8. Беседа «Зачем человеку нос».

Экологические игры: «Что изменилось», «Кто, где живет», «Найди, что опишу».

Загадки о снеге, зимних явлениях, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. Опыты со снегом.

ЯНВАРЬ:

  1. Чтение и заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима».
  2. Беседы «Дикие животные», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зима в лесу»..
    3. Рисование «Нарисуйте своих любимых животных», «Деревья в «серебре».

4.Аппликация «Красивые рыбки».

5. Чтение «Ветер и солнце» К.Д. Ушинского, «Холодно в лесу, холодно», «Лес зимой» В. Бианки.

6. Экологический КВН «Для чего человеку вода»?

7. Беседа «Самая быстрая улитка в мире»

Экологические игры: «Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные растения», «Узнай растение».

ФЕВРАЛЬ:

  1. Рисование «Красивое развесистое дерево зимой», «Ваза с ветками».
  2. Поделка из веток «Зимний букет».
  3. Рассматривание картины «Зимняя столовая».
  4. Беседа на тему «Что мы знаем о птицах», «Как много интересного бывает зимой».

5. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

6. Чтение «На пороге весны» Г. Скребицкого, «Февраль» С. Маршака.

Экологические игры: «Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы).

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях.

МАРТ:

  1. Рассматривание картины «Грачи прилетели» Г. Саврасова.

2. Рисование «Весенние ветки», лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Ваза с ветками».

3. Наблюдение за ветками, поставленными в воду.

4.Чтение стихотворений П. Воронъко «Журавли».

5.Беседа «Как поссорились март и февраль», «Что мы знаем о рыбах», «О перелетных птицах».

6. Чтение «Март» В. Бианки, «Весна света и воды» М. Пришвин.

7. Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут»

8.Игровое занятие: «Что и как человек ест».

Экологические игры: «Где чьи детки», «Кто летает, прыгает, плавает».

Загадывание загадок о первых весенних явлениях в природе и перелетных птицах.

АПРЕЛЬ:

  1. Чтение: «Апрель» В. Бианки, «Весенняя песенка» Г. Ладонщикова.
  2. Рассматривание иллюстраций о весне.
    3. Слушание музыки Красева «Кукушечка».
    5. Беседа «Апрель-месяц бурного пробуждения и рассвета».

6.Рисование «пришла весна, прилетели птицы», «Комнатное растение», лепка «Белочка грызет орешки», «Животные жарких стран».

Экологические игры: « Отгадай, что за растение», «Живое-неживое».

Поговорки и пословицы об апреле. Приметы апреля.

МАЙ:

  1. Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева.
  2. Беседа о весне «Правила друзей леса».
  3. Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого.

4.Рисование «Весенний дождь», «Узор из весенних цветов», аппликация «Весенний ковер».

5.Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях).

6.Изготовление поделок из природного материала.

Экологические игры: «Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».

Загадки о солнце. Пословицы и поговорки о мае.

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ:

  1. Рисование «Летнее настроение».
  2. Чтение сказки «Дудочка и кувшинчик» В Катаева.
  3. Уход за цветами на клумбах.

4. Хоровод «Во поле березка стояла».

5. Экскурсия в рощу.

6. Вечер развлечения «Праздник мыльных пузырей».

7. Рассказ воспитателя «Растения могут быть опасными», «Правила поведения в природе».

8. Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»(закаливание организма).

Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Магазин», «Цветы», «Почтальон принес посылку».

Загадывание загадок о лете, пословицы и поговорки о лете.

Перспективный план работы с родителями старшей группы по проекту на 2013-2014 уч.год

Месяц

Форма                   проведения

Задачи

     Содержание

Предполагаемый  результат

       1

                 2

             3

          4

                  5

Сентябрь

1.Диагнос-тирование  детей,

анкетирование

родителей.

2.Родительское

собрание

«Природа  и  

нравственное

воспитание детей

старшего

дошкольного

возраста»

Выявить  ЗУН детей и уровень экологической культуры родителей.

Показать  

значимость

экологического

воспитания  в

дошкольном

возрасте,  раскрыть

цель  и  задачи.

Раскрыть

возрастные

особенности

восприятия детьми

объектов

природы.

Диагностика,

анкеты

1.Миниатюра

«Берегите

 природу»

 - выступление

детей.

2. «Природа  и

творчество»

выставка

 рисунков.

3. «Мир  фантазии» -

выставка  работ  из бросового

материала.

Заинтересованность родителей в жизни ДОУ

Заинтересованность

родителей

в   работе

детского  сада.

3.Стенд  «Знай,

Люби и береги».

Активизировать

взаимодействие

родителей  и ДОУ

в вопросах

экологического

образования.

Повысить

эколого –

педагогическую

культуру

родителей.

Правовые

документы,

консультации,

информация.

Проявление

заинтересованности

родителей  к  жизни

ДОУ, вопросы

родителей.

Октябрь

Семинар –

практикум

«В  царстве

лекарственных

растений»

Расширить

представление

родителей  о  

системе

оздоровления

детей и свойствах

некоторых растений.

Повысить

коммутативность

родителей  на

основе

свободного

обмена  мнениями,

семейным  опытом.

Система

оздоровления

детей  в  ДОУ.

Лекарственные

растения –

средство

оздоровления

человека.  

Фитокафе

«Витаминчик» -

Приготовление

витаминного чая.

Повышение

компетентно-сти

родителей.

Ноябрь

Гостиная

«Мы  и наши дети»

Экологическая

газета  на  тему

«Помогите  птицам»

Акция

«Кормушка»

Познакомиться                                            с  традициями

Семейного воспитания.

Способствовать

коммуникации

родителей  через

обсуждение

указанной  темы.

Уточнить  и

расширить

представление

родителей  и  

детей  о  птицах

родного  края.

Знакомство  со

свойствами  ели

и  сосны.

Рекомендации

по  организа ции

праздника.

История  «Как

празднова ли

наши  дедушки

и  бабушки

Новый  Год»

Информа ция

о   птицах, живущих

в  наших  лесах.

Опрос родителей,

как  проводить

зимнюю  подкормку птиц

и  наблюдения

за  птицами

вместе  с детьми.

Домашние

задания.

Повышение активности родителей  в  

природо –охранной

деятельности.

Заинтересованность

родителей  и  

выполнение

домашних

заданий  

детьми

вместе  с  

родителями.

Декабрь

Природоохранная

акция  «Сохраним

ёлку – красавицу

наших  лесов»

Привлечь

внимание

родителей к

участию  в

природоохран- ной

деятельности.

Проведение

конкурса  

плакатов,

распространение

плакатов  на

территории  села.

Активное

 участие

в  акции,

распространение

плакатов  на

работе родителей.                      .

Ян-

варь

День  открытых

дверей:

«День

экологической

культуры»

Познакомить

родителей  с

содержанием

работы  ДОУ.

Повысить

 умения

родителей  в

воспитательно –

образовательном

процессе.

Проведение

 занятий  с  

присутствием

родителей.

Показ

экологической

сказки

 «О  рыбаке

и  рыбке».

Знакомство

родителей   с

 развивающей

средой  группы.

Повышенный

интерес

 родителей,

согласованность

действий

родителей  с воспитателем,

участие  в  педпроцессе.

Февраль

Экологическая

газета  на  тему

«Твой  дом  -

твоё  здоровье».

Познакомить

родителей  с  простейшей

природоохран -ной

деятельностью

с  ребёнком  на

прогулке.

Рекоменда- ции

для  родителей,

как  проводить  

беседы  с  детьми,

на  что  обратить

внимание  в  зимнее  время

года,  что  и  как

можно  смастерить

из  бросового

материала  с ребёнком.

Заинтересованность

родителей  в  

изготовлении

поделок  из

бросового  

материала.

Март

Развлечение

«Солнце  

вешнее,

птичка

 певчая».

Расширить

представления

о  роли  птиц

в  природе  и  в  жизни  человека.

Воспитывать

желание

помогать

  птицам

 и  радоваться

результатам

совместной

деятельности.

Закрепить

 знания

детей  о  птицах

родного  края.

Сценарий.

Совместное

изготовление

скворечников

родителями

и  детьми.

Активное

участие  в  акции.

Ап-

рель

Экологическая

игра   «Знатоки

природы»

Закрепить

 знания

детей

 о  природе

родного  края.

Повысить

коммуникатив -ность

родителей  

в  процессе  игр.

Сценарий

Совместное

участие

родителей  и  

детей.

Май

Собрание

на  тему

«Воспитание

бережного

и  осознанного

отношения  к

природе –

задача  семьи  

и  детского сада».

Посадка деревьев      

Проанализиро -вать

совместную

деятельность

детского  сада  и  

семьи  по

экологическому

образованию  детей.

Обозначить

эффективные

формы

сотрудничества.

Воспитывать желание к совместному труду

Итог  совместной

работы  за  год.

Опыт  родителей

по  экологичес -кому

воспитанию

детей

в  семье.

Презентация

«В  союзе  с  природой» -

игр,  пособий, рисунков,

сделанных  детьми

дома. Концерт  детей.

Проведение

посадки саженцев деревьев.

Повышение

уровня

нравственно –

экологической

компетентности

родителей.

Совместное участие родителей и детей.

План работы  с детьми в 1 младшей группе

на 2014-2015 уч.г.

Мероприятия

Срок

Цель мероприятия

Чтение стихотворения Е. Коркиной «Что растет на нашей грядке?»

сентябрь

Продолжать знакомить детей с огородными культурами, запоминать их название. Побуждать детей к эмоциональному отклику на стихотворный текст.

Целевая прогулка на  огород.

сентябрь

Расширять представление детей о труде взрослых на огороде,  показать результат их труда - выращенные овощи. Запоминать названия некоторых огородных культур, что где растет.

«Разноцветный ковер»

сентябрь

Расширять знания детей о растительности в период осени, познакомить с названиями некоторых осенних цветов, их строением. Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любовь к природе, желание заботиться о ней.

Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья»

октябрь

Знакомить детей с явлениями природы в осенний период года. Развивать память, образное мышление, побуждать к высказыванию впечатлений. Побуждать к эмоциональному отклику на красоту описываемой природы.

Опыт «Как спасти цветы от мороза».

октябрь

Научить детей, как можно сохранить красоту осеннего букета; воспитывать чувство восхищения осенней природой и желание ее сохранить.

Наблюдение за листопадом.

октябрь

Закреплять в сознании детей понятие «листопад», учить узнавать основные признаки осени в природе, учить любоваться красотой осенней природы.

Чтение стихотворения Е. Головина «Собрались и полетели»

ноябрь

Формировать представления детей о подготовке лесных жителей к зимнему времени года; продолжать расширять знания детей о природе и чувство уважения к ней. Учить детей слушать стихотворный текст.

«Как звери к зиме готовятся»

ноябрь

Познакомить детей с понятием «дикие животные». Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Воспитывать интерес к дикой природе.

Наблюдение за отлетом перелетных птиц

ноябрь

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами.

Инсценирование стихотворения В. Хорола «Зайчик».

декабрь

Расширять и закреплять представления детей о холодном времени года. Учить сочувствовать животным.

«Зима в лесу»

декабрь

Формировать у детей представления о животном мире, побуждать их узнавать и называть животных, живущих в лесу. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Рисование «Кто в лесу живет?»

декабрь

Учить передавать мазками следы зверей, развивать наблюдательность и фантазию детей; стимулировать любовь к животным.

Наблюдение за почками

апрель

Расширять представления о весеннем времени года; показать детям почки на деревьях и первые листочки; учить распознавать признаки весны; воспитывать умение наслаждаться красотой весенней природы.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Котенок». Наблюдение за котенком

май

Отметить характерные особенности животного, его повадки. Вызывать в детях желание погладить животное, покормить, проявить заботу о нем. Учить выражать свои впечатления предложением из 3-5 и более слов.

Игра «Собачка лает»

май

Закрепить знания детей о собаке и ее детенышах – щенках; воспитывать бережное отношение к домашним животным; укреплять артикуляционный и голосовой аппараты.

Наблюдение за посадкой цветов на клумбах

май

Наблюдение за трудом взрослых на клумбах и цветниках, знакомство с понятиями «семена», «росток». Воспитание желания оказывать посильную помощь при посадке цветов.

«Петушок, курочка и цыплята»

июнь

Расширять представления детей о домашних животных и птицах; познакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Рассказ по картине.

июнь

Закрепить знания детей о петушке, курице и цыплятах; учить составлять небольшой связный рассказ по картине.

Лепка «Горох для петушка»

июнь

Продолжать учить лепить предмет круглой формы, скатывая кругообразными движениями ладоней горошки; воспитывать желание заботиться о «братьях наших меньших».

Рассматривание предметных картинок, на которых изображены домашние животные и птицы.

июль

Уточнять представления детей о домашних животных и птицах; обучать умению узнавать и называть их на картинке.

«Коровка и бычок»

июль

Закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышах; воспитывать гуманное отношение к животным, используя яркое фольклорное слово.

Дидактическая игра «Большие и маленькие» с картинками «Домашние животные»

июль

Расширять и закреплять представление о домашних животных и их детенышах, рассказать об их повадках и внешних особенностях; развивать правильную артикуляцию, при подражании голосам животных.

Рисование «Трава и цветы на лужайке»

август

Учить детей правильно работать с изобразительными материалами, рисовать траву, закрашивая краской поверхность бумаги; продолжать воспитывать доброе отношение к растениям и животным, желание помогать.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Мак».

август

Расширять представления детей о лете, о красоте природы в это время года. Вызывать эстетические чувства, прослушивая художественное произведение.

Наблюдение за трудом взрослых на цветниках и клумбах.

август

 Привлечь детей к уходу за растениями. Воспитывать заботливое отношение к природе. Развивать в детях наблюдательность, умение выражать словами происшедшие изменения с растениями.

 Перспективный план работы с родителями младшей  группы по проекту на 2014-2015 уч.год

СЕНТЯБРЬ:

1.Родительское собрание на тему: «Знакомство родителей с приоритетным направлением в работе воспитателя. Экологическое воспитание детей».

2.Консультация на тему: «Организация семейных прогулок в выходные дни».

3.Оформление стенда: «Наша жизнь» со сменой наглядной информации и рекомендациями о жизни в группе.

   ОКТЯБРЬ:

1.Папка – передвижка: «Природоведческие журналы- наши помощники в экологическом воспитании детей. Вместе с ребёнком  смотрим телепередачи о природе».

2.Рекомендации по организации наблюдений за изменениями природы: «Осень золотая, щедрая пришла…».

3.Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в условиях семьи».

4.Беседы(общие и индивидуальные) по результатам анкетирования.

5.Наглядная информация, это интересно: «Почему листья желтеют».

   НОЯБРЬ:

1.Консультация на тему: «развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».

2.Папка- передвижка с рекомендациями: «Как воспитать любовь к природе, если дома нет растений и животных».

3.Индивидуальные беседы: «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».

   ЯНВАРЬ:

1.Папка- передвижка: «Следы на снегу».

2.Консультация на тему: «Организация семейных прогулок».

3.Наглядная информация «Это интересно» -Изготовление снежных скульптур. Как мы в детском саду лепим из снега. Зимние развлечения.

   ФЕВРАЛЬ

1.Папка- передвижка: «Лесные столовые».

2.Наглядная информация с рекомендациями: «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений».

   МАРТ

1.Рекомендации по организации наблюдений: «Зима недаром злится, пришла её пора…».

2.Фотогазета: «Наши мамы».

3.Домашнее задание- Изготовление скворечников ко «Дню птиц»- 1апреля- Международный день птиц.

   АПРЕЛЬ

1.Организация родителей по озеленению участка детского сада.

2.Папка-передвижка: «Уж тает снег, бегут ручьи

                                            В окно повеяло весною…»

   МАЙ

1.Родительское собрание на тему: «Итоги учебного года».

2.Рекомендации родителям на период летнего отпуска детей.

Наглядная информация, литература, иллюстрации.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад № 2 «Теремок»
  4. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада
  5. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад № 2 «Теремок»
  6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
  7. Веракса Н.Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
  8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет)
  9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Средняя группа (4-5 лет)
  10. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Старшая группа (5-6 лет)
  11. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Младшая группа (3-4 года)
  12. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду
  13. Лыкова И.А. Листик, листик, это я! Поделки из природного материала

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

        Ознакомление детей с природой родного края, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края»,...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания  у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дид...

Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"

Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников....

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников...