Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания  у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дидактических игр с учетом алгоритма создания игровой мотивации "Помоги игрушке". Методическая разработка может быть полезна воспитателям, работающим по проблеме экоологического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Солнышко» г. Омутнинска Кировской области

Материалы к участию в районных педагогических чтениях
«От экологического просвещения – к экологической культуре»

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Автор:

Владыкина

Виктория Сергеевна, воспитатель МКДОУ детского сада № 14 «Солнышко» г. Омутнинска,

г. Омутнинска.

        

Омутнинск

2017

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – начальный этап формирования  личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одной из задач дошкольного образования является развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия  мира природы. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического образования дошкольников, определение целей, содержания, разработка и выбор методов, средств осуществления этого процесса.

Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование у них экологической культуры. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экологическое сознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка. Поэтому одной из задач основной образовательной программы дошкольного образования нашей образовательной организации является формирование предпосылок экологического сознания начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи формирования предпосылок экологического сознания проходят через несколько образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Трудовое воспитание», стоит следующая задача: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке. В разделе «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности» стоит задача: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не рвать и не брать в рот растения и пр.). 

Для решения указанных задач педагогу необходимо найти эффективные средства формирования предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира природы, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит дидактическая игра. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Мною была разработана картотека дидактических игр по следующим направлениям:

-  Формирование экологических представлений о мире животных.

- Формирование экологических представлений о растениях.

- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы. 

При ее составлении опиралась на парциальную программу Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог: «Система работы в младшей группе детского сада». Использовала следующие виды дидактических игр: игры с предметами, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Подробнее представлю несколько игр по каждому из направлений.

1. Формирование экологических представлений о мире животных: «Детеныши домашних животных», «Помоги найти маму», «Рассели животных и птиц», «Кто в домике живет».

Данные игры помогают закрепить знания о домашних животных, их внешнем виде, повадках. Дети с удовольствием находят деток для мам- животных, переживают, если чьи-то детки не нашлись. Закрепляются знания детей о том, где живут животные, где птицы, чем они питаются.

  1. Формирование экологических представлений о растениях: «Села пчелка на цветок»; «Чей листик».

Игры помогают запомнить названия цветов, листьев, сравнивать их по внешнему виду, окраске.

  1. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы: «Когда это бывает»; «Времена года»; «Одень куклу на прогулку».

Эти игры способствуют формированию представлений о сезонных явлениях в природе.

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы: «У меня живет цветок», где в игровой форме дети учатся ухаживать за растением (даем попить цветку водички, протрем его красивые листочки). Эти игры способствуют развитию у детей желания наблюдать и ухаживать за растениями.

Чтобы дидактическая игра была интересной, занимательной, использовала игровую мотивацию «Помоги игрушке» (по Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон) – это помогало сохранить интерес детей к игре при ее повторении.

Использовала следующий алгоритм создания игровой мотивации:

  1. Рассказывала, что игрушке нужна помощь, и помочь могут только дети.
  2. Спрашивала у детей, согласны ли они помочь.
  3. Предлагала детям сделать то, что требуется игрушке.
  4. «Игрушка» оценивала работу ребенка, обязательно хвалила ребенка.
  5. По окончании работы организовывала игру с игрушкой.

При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее уместно использовать для формирования предпосылок экологического сознания. Например, на протяжении нескольких занятий с использованием дидактических игр к нам приходил зайчик. Дети помогли зайчику найти маму, рассказали «Кто в домике живет». Еще к нам на занятие приходила кукла Катя. Дети рассказали ей о временах года, подобрали одежду для куклы. 

Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно-печатных игр. Для создания условий привлекала родителей: они помогли сделать интересные пособия для дидактических игр.

Использование дидактических игр экологического содержания в течение учебного года позволило достичь следующих положительных результатов: дети знают названия комнатных растений, овощей, фруктов, умеют их сравнивать, знают домашних животных и их детенышей. Дети стали чаще проявлять стремление помочь в уходе за комнатными растениями, выражают готовность оказать помощь животным, знают, что человек самый сильный в природе и призван помогать и заботиться о красоте природы, любить и беречь ее.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс формирования предпосылок экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Потенциал дидактической игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней будет особенно эффективным.

Литература

1. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во 2 младшей группе детского сада [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель. – 2006. – 197 с.

2. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир [Текст] / О. В. Дыбина. – М.: Мозаика - Синтез, 2005. – 187 с.

3. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] / Л. В. Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 195 с.

4. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Пед. общ. России, 2005. – 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Изучение технологии сюжетно-ролевой игры как средства формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.

Итоговая работа по по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...