Главные вкладки

    Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_odnoy_kapelki.docx34.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель занятия. Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и жизни организмов. Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Закрепить знания детей  о различных явлениях природы и состоянии воды в окружающей среде ( дождь, снег, роса). Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы. Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.  Активизация словаря: круговорот   воды в природе, географическая карта.

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социлизация», «Безопасность».

    Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, экспериментирование с водой, загадывание загадок, рассматривание глобуса.

    Оборудование. Глобус, географическая карта  схема круговорота воды в природе, оборудование для опытов, яркие картинки, «капелька».

    Ход занятия.

    Дети сидят полукругом на ковре.

    Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и она предлагает нам отправиться в небольшое путешествие (показываю глобус). Вы уже знаете, что это…( глобус). Глобус- это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (моря, океаны) . Вода занимает 3 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека. Кому же нужна вода? (человеку, животным, растениям, рыбам). Может ли человек прожить без воды? А  растения? ( они сразу погибнут). Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т.д). Можно ли пить воду из моря и океана и почему? Какую воду можно пить? ( пресную). Каждый день мы пользуемся водой из крана, а она   все течет из крана и не кончается. Откуда же она берется? ( из подземного озера, люди ее выкачивают насосом и мы ею пользуемся ).

    Давайте поиграем в игру « Что было бы, если бы не было воды»:

    -   земля была бы сухая;

    - не выросли бы растения;

    -не было бы животных, насекомых, рыб;      не было бы жизни на Земле.  В народе существует много пословиц и поговорок о воде.  Давайте вспомним  их.  Я буду начинать, а вы заканчивать.

    1.Вода и мельницу …  (ломает).

    2.Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).

    3.Каждая река к морю…  (тянется).

    4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют…(нигде).

    А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться  волшебница - вода.

    1. Что за звездочки такие на пальто и на платке, все сквозные, вырезные,  а возьмешь - вода в руке. (снежинка)
    2. Утром бусы засверкали – всю траву собой заткали, а пошли искать их днем – ищем, ищем не найдем. ( роса).
    3. – Говорю я брату: « Ох, с неба сыплется горох,

             Вот чудак,- ответил брат, твой горох – ведь это…(град).

            4.В огне не горит, в воде не тонет ( лед).

            5.На дворе – горой, а в избе – водой (снег).

            6.Много этого добра возле нашего двора, а рукою не возьмешь, и домой не принесешь ( туман).

            7.Серебристой бахромой на ветвях висит зимой, а весною на весу превращается в росу (иней).

    Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций.

    Итог. Видите ребята, вода – волшебница, она умеет превращаться в туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег.

    .

    Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама  Тучка.

    Игра «Ходят капельки по кругу».

    - Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.

    Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали- плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама - Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме - Тучке.

    Дети садятся на стулья, обращаю их внимание на картинку , говорю ,что таким образом и происходит круговорот воды в природе.

    Чтобы узнать о воде как можно больше, давайте перейдем в нашу лабораторию и узнаем, какими чудесными свойствами обладает вода.

    Вспомним правила безопасного поведения при экспериментировании.

    1.Не толкай соседа во время работы.

    2.Внимательно выслушай, а потом выполняй опыт.

    3.После каждого опыта за собой убери и на место положи.

    Опыт 1.

    Возьмите стакан с водой и понюхайте ее.

    Имеет ли вода запах?

    Вывод: вода не пахнет.

    Опыт 2.

    Возьмите глоток воды в рот. Есть ли у нее вкус?

    Вывод: вода не имеет вкуса.

    Опыт 3.

    Возьмите пустой стакан и аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Что происходит? Вода льется. Почему? Потому что она жидкая.

    Вывод: вода жидкая, может течь.

    Опыт 4.

    Опустите в каждый стакан ложку. Добавляю туда соль и сахар, прошу детей размешать и попробовать воду с ложки. Что произошло?

    Вывод: вода является растворителем некоторых веществ.

    Опыт 5.

    Возьмите с подноса стакан с молоком и стакан с водой, положите в них ложки. В каком из стаканов она видна, почему?

    Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

    Опыт 6.

    Сейчас мы попробуем удержать воду ( наливаю в ладошки детям воду из чайника). Как бы дети не старались удержать ее, вода просачивается.

    Вывод. Воду трудно удержать, она стремиться убежать. Как вы думаете, как и с помощью чего можно удержать воду?(дети высказывают предположения)

    Кладу детям на ладошки льдинки, комментируя:  «Превратилась в лед вода, не стремится никуда».

    Вывод. Вода может находиться в разном состоянии. В каком? (жидком, твердом).

    Опыт 7.

    Возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро). Теперь легко наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то получится водопад.

    Так и в природе: если речка течет с гор, то течет быстро. Если по равнине - медленно.

    Садимся на ковре.

    Читаем стихотворение о воде:

    Вы слыхали о воде? Говорят она везде,

    В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит, паром чайника шипит,

    Без нее нам не умыться, не поесть и не попить,

    Смею вам я доложить – без воды нам не прожить……

    Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но на планете живет много людей, животных, и все ее используют. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило всем.

    Сейчас я расскажу вам сказку.

    «Жили – были старик со старухой у самого синего моря».

    Из какой сказки эти строки? Правильно, из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Но дальше я продолжу рассказывать сказку на современный лад.

    «Пошел старик к морю и закинул невод. Пришел невод с ржавыми банками и разбитыми склянками. Закинул он невод во второй раз – пришел невод с рваными ботинками и дырявыми шинами. Закинул старик невод в третий раз – пришел невод с золотою рыбкой. Сжалился он над рыбкой , хотел отпустить ее назад в море. Но взмолилась тут рыбка золотая, голосом молвит человечьим:  «Не отпускай меня ты, старче, в море, а лучше забери меня к себе домой, и пусти в свой аквариум с чистой водой».

    Вот какая печальная сказка. Какой же вывод можно извлечь из этой сказки? Да вы правы. Чистота водоемов во многом зависит от людей. Если мы с вами , и взрослые не будем ее засорять отходами, мусором, то окружающая нас среда будет чистой, и живущие в воде организмы не погибнут.  А сейчас давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе. Возьмите значок и расскажите правила пользования водой.

    (закрывать кран с водой; не пускать воду сильной струей; набирать столько воды ,сколько необходимо; не засорять водоемы; принимать участие в делах, где человек помогает природе; беречь природу – значит беречь свое здоровье).

    Вот этот зонтик оберегает нас от дождя в ненастную погоду. Пусть он останется для нас предметом, который будет напоминать нам о бережном отношении к природе, о правилах пользования водой. Давайте прикрепим знаки на зонтик.

    Наши ребята выучили и расскажут стихи о волшебнице – воде.

    1.Воздух чистый, свежий,

    Дышится свободно и легко.

    Но….

    Не умыться, не напиться без воды,

    Листику не раскрутиться без воды.

    Без воды прожить не могут

    Птицы, зверь и человек,

    И поэтому всегда

    Всем везде нужна вода!

    2.Не оставляйте открытым водопроводный кран,

    А если ты забудешь - исчезнет океан.

    Об этом нужно помнить, ручей не засорять

    И за собою мусор стараться убирать.

    3.Давайте будем вместе природе помогать.

    Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.

    Ведь, даже в капле малой - есть для цветка глоток

    И превратится капля в веселый ручеек!

    Итог занятия.

    Мне было очень интересно путешествовать с вами, играть, экспериментировать. Теперь вы знаете, что вода большая ценность в нашей жизни, ее надо беречь и охранять.

    «Человек! Запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь ее и береги

    Мы ведь на планете не одни!»

    Муниципальное казенное

    дошкольное образовательное

    учреждение детский сад  1»Тополек»

    р.п. Екатериновка

     

    Подготовительная группа.

    Воспитатель первой квалификационной

    категории  Васькова О.В.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия Познавательно – речевое с элементами ОТСМ – ТРИЗ Во второй младшей группе. (2-3 года)

    Расширять представления о домашних животных особенностях их поведения и их питания....

    Конспект занятия познавательного характера для детей 5 го года жизни. "23 Февраля"

    Цель познакомить детей с военными профессиями (Летчик, танкист, ракетчик, пограничник.)...

    Анализ занятия познавательного характера

    Анализ занятия познавательного  характера...

    Физкультминутки для занятий познавательного характера

    Физкультминутки для занятий познавательного характераФизкультминутка проводится в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Задача физкультминутки заключается в смене характера дея...

    Конспект занятия познавательного характера "Ложечка-ложка"

    Конспект занятия познавательного характера "Ложечка-ложка"...