Соборы Санкт-Петербурга
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бобина Светлана Игоревна

Для детей подготовительной группы. Знакомство с памятниками архитектуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_-_peterburg.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность.

Проект «Соборы Санкт–Петербурга»

Проект долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Составитель проекта:  Бобина С.И. ГБДОУ №11 Калининского района  города Санкт Петербурга.

Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Важно с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцем: воспитанным, добрым, внимательным. Жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие  петербуржцы должны стать достойными их преемниками. С дошкольного возраста мы должны воспитывать в детях любовь к  городу, приобщать их к историческим ценностям, воспитывать толерантность . Знакомить с миром истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга  - поистине уникального города – памятника.

Проблема: Недостаточно сформированы представления детей о памятниках архитектуры Санкт–Петербурга. Не развит интерес к историческому наследию прошлого.

Цель: Расширение  представлений  детей о соборах нашего города.

Задачи:

1. Знакомить детей с архитектурными особенностями строения соборов, находить сходство и различие между соборами;    

2. Воспитывать любовь  к родному городу,  воспитание нравственно –эстетических  качеств;

3. Продолжать развивать познавательную активность детей, любознательность, творческую фантазию, воображение;

4. Продолжать развивать связную речь, коммуникативные способности:    обсуждение, пересказ, составление творческого рассказывания,  рассказа по картине и т.п.;

5. Мотивировать родителей для дальнейшей совместной работы с детьми по ознакомлению с городом.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Сформированные  представления  детей   о истории,  культуре и архитектуре  соборов Санкт–Петербурга;

2. Воспитание любви к городу, бережного отношения к историческому прошлому;

3. Развитие любознательности к дальнейшему изучению истории города;

4. Заинтересовывать родителей в продолжение сотрудничества;

Подготовка к проекту:

1. Экспресс-диагностика (выявление уровня знаний у детей о соборах города);

2. Создание развивающей среды: атрибуты для игровой  и театрализованной деятельности, демонстрационный и дидактический материал, художественная литература, энциклопедии. Технические средства. Сбор  материала: открытки, фотографии, иллюстрации с изображением соборов. Подбор материала для продуктивной деятельности;

3. Вопросник   для родителей: «Город, в котором я живу»;

4. Информирование родителей о важности темы;

5. Проведение консультаций,  круглого стола.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАЧИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

- Подвижные игры: «Построй  собор»;

«По болоту Петр прошел»

- Игры-эстафеты: «Кто быстрее доберется до собора»

- Спортивный досуг: «Я – Петербуржец».

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

- Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения.

ЗДОРОВЬЕ

- Игра-фантазия: «Прогулки по городу».

- Беседы: «Велосипедный марафон вместе с семьей»

- Ситуации: «Прогулка на роликах в центре города»

- Воспитывать ценностное отношение к здоровью.

- Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья.

- Обогащать представления детей о том, как поддерживать, укрепить и сохранить свое здоровье.

БЕЗОПАСНОСТЬ

- Дидактические игры: «Можно или нельзя»

- Составление безопасного  маршрута  в центр города.

- Беседы: «Как себя вести в храме»  

- Игровая ситуация:  соблюдай  правила уличного движения.

- Формировать представление  детей об основных источниках и видах опасности в городе.

- Воспитание осторожного и осмотрительного  отношения к опасным ситуациям.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Игра-путешествие: «Экскурсия в Казанский  собор»

- С/Р игра «Прогулки по любимому  городу»; «По Неве на корабле»

- Режиссерская игра: «Я беру интервью»

- Настольно-печатные игры: «Пазлы»; «Вкладыши»; «Мозаика»

- Ситуация: «Мы заблудились»

- Настольный строитель

- Коллаж: «Соборы  Санкт-Петербурга»

- Создание альбома: «Морская столица»

- Беседы: «Мои мысли о сохранении памятников в нашем городе»; «Я люблю свой город»

- Формировать представления о родном городе, развивать патриотические  и гражданские чувства.

- Воспитывать культуру поведения и общения с взрослыми.

- Закреплять в игре знания социальных ролей, обязанностей, правил поведения.

- Учить подбирать атрибуты.

- Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой о распределении ролей, о том, кто будет в игре экскурсовод, а кто туристы».

ТРУД

- Изготовление  карты-схемы: «Как добраться до Исаакиевского  собора»

- Беседа о профессиях: «Архитектор»;

«Скульптор»; «Экскурсовод»; «Звонарь»

- Расширить представление детей о труде людей , которые связаны  со строительством храмов и с работай в храме.

КОММУНИКАЦИЯ

- Беседа с детьми: «Что входит в понятие собор»; «Почему так назван?»

- Описательный  рассказ – о сходстве и различии  соборов  города

(с использованием пиктограмм)

- Дидактические игры: «Архитектурная мозаика»; «Что лишнее»

- Составление творческих рассказов: «Самый красивый храм»

- Развивать коммуникативные навыки детей.

- Способствовать развитию речи, через составление творческих  рассказов о соборах нашего города, беседы, дидактические игры.

ПОЗНЕНИЕ

- Занятие- путешествие: «Назад в прошлое» ( история православных храмов)

- Составление словаря (новые слова и понятия)

- Изготовление макета: «Петропавловский  собор»

- Коллаж  из архитектурных элементов соборов: «Построй свой собор»

- Беседы: «Архитектурные  особенности строения соборов»; «Величественные сооружения на Невском проспекте»

- Виртуальная экскурсия: «Путешествие на дельтаплане» (экскурсия в Исаакиевский  собор)

- Конструирование из бумаги и ткани: «Казанский собор»

- Воспитывать любовь и гордость к родному городу.

- Углубить знание детей о истории православных храмах.

- Учить бережно относиться к историческому прошлому.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Чтение научно-познавательной литературы о храмах Санкт-Петербурга

- Заучивание стихов

- Просмотр диафильма: «Люблю тебя, Петра творенье»

- Тематическая  выставка  в  книжном уголке, посвященная соборам города.

- Чтение рассказов о городе:  

А. Николаенко «Я буду архитектором»;  

Я. Дялутите «Руки человека»;

В. Авсеенко «История города Санкт –Петербурга в лицах и картинках»

- Воспитывать любовь к городу, через произведения художественной, научно – познавательной литературы, просмотр диафильмов, чтение и заучивание стихов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток

- Коллективное рисование: «Соборы в разное время года»

- Лепка из глины: «Колокола храмов»

- Аппликация: «Мозаичное панно»

- Предметно-декоративный дизайн: «Украсим соборы к Рождеству»

- Выставка репродукций картин художников с изображением соборов

- Закладывать основу для восприятия красоты, приобщение к исконно-русской культуре.

- Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах.

- Закреплять навыки передачи своих эмоций, чувств к городу, с помощью художественных средств.

- Развивать творческую  фантазию, воображение детей в оформлении коллективных работ.

МУЗЫКА

- Музыкально-дидактическая игра: «Импровизация на колокольчиках»

- Прослушивание музыкальных произведений: «Гимн города»; «Времена года»; «Рождественский звон»

- Разучивание песен.

- Использовать музыкальные произведения как средства обогащения представлений детей  о  храмах города.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

1. Рассматривание книг, брошюр, открыток, иллюстраций, карты города с изображением соборов.

2. Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр:

«Мы с семьей едем в Исаакиевский собор»; «На Заячьем острове»;

3. Игра-импровизация: «Я – экскурсовод»;

4. Игра-самоделка: «Кораблик – символ города»;

5. Игры в строительном уголке: «Мы архитекторы»; «Самый большой собор»;

6. Продуктивная деятельность: использование книжек-раскрасок, трафаретов, обводок;

7. Рисование: «Соборы  нашего города»;

8. Лепка: «Казанский собор» - коллективная работа;

9. Аппликация: «Украсим портик»;

10.Работа из бросового материала: «Мой любимый собор».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Посещение соборов города: Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы;

2. Фотовыставка: «Мои любимые храмы » (фотографии соборов, которые посетили дети и их родители);

3. Посещение храма в Рождественскую неделю;

4. Конкурс  совместных творческих  рисунков  детей и родителей: «Храмы в Рождество»;

5. Совместные творческие  работы детей и родителей, посвященные соборам   города;

6. Выпуск газеты: «Архитекторы соборов»;                            

7. Сочиним сказку: «Окунемся в историю».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:

1. Издательство энциклопедии: «Город над Невой»;

2. Путеводитель для иностранного друга «Соборы Санкт-Петербурга» (составление совместно с родителями вело маршрута);

3. Альбом детского словотворчества: «Я расскажу о своем любимом соборе»;

4. Организация мини-музея (декоративные яйца с изображением соборов, брелки, календари, сувениры и т.д.);

5. Выставка творческих детских работ: «Я – архитектор» (собор будущего);

6. Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие по Санкт-Петербургу»

(совместная деятельность  педагогов, детей и родителей).

Список литературы:

  1. Н.А.Виноградова, Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей  Н.А. Виноградова, Е.П. Пашкова – М.: Айрис – пресс,2008  (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Л.Шифт., Путешествие по Петербургу. Санкт – Петербург. «Невский курьер»,1995.
  3. Г.Т. Алифанова.  Петербурговедение для малышей от трех до семи.  «Паритет» 2005.
  4. Исаченко В.Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник- путеводитель. Спб,2002.
  5. Исаченко В. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник, СПб.,2004.
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера,2004.
  7. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М.В. http://www.portal -slovo.ru.
  8. Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников: Методические рекомендации.  

М.Д.Маханева  http://www.portal-slovo.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Соборы и церкви Санкт-Петербурга"

Картотека создана по материалам "Этнокалендаря ДОУ" и помогает гамотно организовать работу по знакомству детей и их родителей с достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Экскурсия к Николо-Богоявленскому Морскому Собору Санкт-Петербурга

Целевая экскурсия знакомит детей с достопримечательностью Адмиралтейского района Санкт-Петербурга...

Проект "Соборы Санкт-Петербурга"

Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Важно с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцем: воспитанным, добрым, внимательным. Жители Петербурга всегда отличались высоким ур...

Соборы Санкт - Петербурга

Продолжать знакомить детей с городом – музеем Санкт- Петербургом и его историческими памятниками архитектуры. Учить различать соборы подмечая их особенности и присущие только им элементы в строе...

Рекомендации для родителей "Главные соборы Санкт-Петербурга"

Данные рекомендации помогут родителям дошкольников 6-7 лет провести прогулку-экскурсию к самым знаменитым соборам Санкт-Петербурга - к Исаакиевскому и Казанскому собору....

Презентация для старших дошкольников по Петербурговедению "Соборы Санкт-Петербурга"

Презентация содержит познавательный материал для детей об основных соборах нашего города с фотографиями. Представлены соборы: Исаакиевский, Петропавловский, Спас на Крови, Казанский, Смольный собор, Н...