Главные вкладки

    Наблюдения в природе осенью
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Модорова Светлана Александровна

    разработка наблюдений в природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nablyudenie.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

    ЦЕЛЬ: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

    ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?

    Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами Называют, что красиво в каждом растении.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: 

                                                «Цветы»

    Колокольчик и левкой,

    Георгин, шар золотой,

    Василек, ромашка, астры,

    Ландыш с запахом прекрасным,

    Мак, тюльпан, табак душистый,

    Одуванчик золотистый,

    Роза, мальва и ирис.

    Незабудка и нарцисс,

    Хорошо запомни ты,

    Как называются цветы.

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор ранних семян в цветнике.

     

    Наблюдение « Что такое воздух»

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

    ВОПРОСЫ: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?

    ОПЫТ: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка сухих веток с кустарников

                                    Наблюдение   « За насекомыми осенью»

    ЦЕЛЬ: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.

    ВОПРОСЫ: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они  засыпают).

    ОПЫТ: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев.

    Целевая экскурсия.

    Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)

    ЗАДАЧИ: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).

                                                                                  Наблюдение за росой.

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

    ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                            «Роса».

    Хорошо в лесу

    Утром пить росу.

    Наклонить цветок

    И отпить глоток

    Колокольчик – чашка,

    Блюдечко – ромашка.

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).

     Наблюдение. Осмотр участка детского сада

    (игра «Разведчики»)

    ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

    ВОПРОСЫ: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)  И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                               «Осень – Художница».

    Повязала Осень пестрый фартук

    И ведерки с красками взяла.

    Ранним утром, проходя по парку,

    Листья позолотой обвела.

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.

    Наблюдение за погодой.

    ЦЕЛЬ: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

    ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?

     Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: 

                                            «Осень»

    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море,

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,

    Нет в цветах благовонья,

    Скоро Осень проснется

    И заплачет спросонья.

    ТРУД В ПРИРОДЕ: Помощь в уборке веранды детям младших групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Наблюдение за природой осенью" Советы родителям

    Приметы, признаки осени. Развитие связной речи...

    Картотека наблюдений в природе "Осень"

    Картотека наблюдений в природе "Осень"...

    Наблюдение в природе "Осень"

    Познакомить детей со временем года - осень. Приобщать детей к русскому народному фольклору, учить называть признаки осени. Развивать эстетические чувства к природе, видеть её красоту....

    "Наблюдения в природе осенью".

    Страничка "Наблюдения в природе осенью"  поможет педагогам в оформлении родительского уголка. Страничка содержит информацию и советы  родителям, что наблюдать и  рассматривать...

    Наблюдения в природе (Осень)

    Картотека наблюдений 2 младшая группа по теме"Осень"                                      ...

    Наблюдение в природе "Осенние этюды"

    quot;Осенние этюды" -  это небольшие описательные раскказы о природе нашего края (Северо-Западного региона) осенью. Они написаны на основе наблюдений за окружающим миров живой и неживой при...

    Проектная деятельность «Наблюдение за природой осенью. Краски осени».

    Сегодня экологическое воспитание, является важной ступенью в процессе развития и взросления дошкольника. Именно в возрасте до 7 лет происходит наиболее активное познание окружающего мира....