ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план на прогулке старшая группа-весна | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
ВЕСНА
МАРТ
- Рассказать детям о первом весеннем месяце. Наступила весна, но зима ещё не сдаётся. Тёплые дни часто сменяются холодными. Подтаивающий снег покрывается твёрдой ледяной корочкой. Это – наст.
- Отметить с детьми состояние погоды. С каждым днём заметнее наступление весны. Наблюдать с детьми за прибавлением дня.
Ещё природа не проснулась… весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев
- Наблюдать с детьми за солнцем. С каждым днём солнце всё больше задерживается на небосклоне. Яркие лучи его всё жарче греет укрытую снежным покрывалом землю.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
- Провести наблюдение за снегом. Снег темнеет. Покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Вот побежал из тёмного сугроба быстрый звонкий ручеёк, тоненький, переливчатый.
Ах, ручей, чей ты, чей?
Я от снега и лучей!
Я бегу, я смеюсь,
Я сейчас с другим сольюсь.
Объяснить детям, что из маленьких ручейков образуются большие.
Они текут к рекам, наполняя их талой водой.
ЗАГАДКА: Зимой в поле лежал.
А весной в реку побежал? (снег)
- Наблюдать с детьми за проталинами, которые появляются на хорошо освещённых солнцем местах. Объяснить детям слово проталина. Предложить найти проталины в разных местах участка.
- Наблюдение за погодой. Небо ярко-синее, высокое. С голубого, синего неба ласково улыбается солнце. С каждым днём оно пригревает всё сильнее, и сильнее.
- Провести наблюдение за облаками. Обратить внимание на их лёгкость. Они красиво сочетаются на фоне голубого неба. На что они похожи?
Спросить об этом детей.
- Провести наблюдение за сосульками. Сосульки на крышах под лучами весеннего
солнца заплакали. Появилась капель. Падают с крыш, сверкая на солнце золотые
капли.
Что такое? Не пойму. Слышишь звон капели!
Это к нам весна пришла, отворяйте двери.
- Наблюдение за вербой. Скромная и неприметная раньше, верба первая набралась храбрости, сбросила с почек чешуйки и все её ветки покрылись пушистыми, шелковистыми, белыми барашками. Скоро с них полетит золотистая пыльца.
ПОСЛОВИЦА: Белые овечки по свечке.
- Провести наблюдение за грачами. «Грач на горе – весна на дворе». Они прилетают к нам первыми. Чёрные, ходят они по дорогам, шумно вьют на высоких деревьях гнёзда, наполняя гамом окрестности.
Вновь не могу я вдоволь насмотреться,
На чудеса воскресших красок дня.
Вернувшись из немыслимого детства
Бессмертный грач приветствует меня.
Н. Тихонов
- Наблюдение за появлением в скворечнике скворцов.
ПОСЛОВИЦА: «Увидел скворца – знай, весна у крыльца».
- Наблюдение за птицами. Прислушаться к звукам птиц. Объяснить детям, что с наступлением весны всё вокруг оживает. Даже птички почувствовали весну и звонко поют свои песни.
Весною щедро солнце светит,
Сбегая с гор, ручей звенит.
И за скворечник на рассвете
Скворец ребят благодарит.
Сидит скворец и счастья полный
Что вновь на родине живёт.
Поёт о крае нашем вольном,
О мире и весне поёт.
О том, что видел стран немало
Но знал и помнил об одном,
Что лучше всех всегда бывала
И будет жизнь в краю родном.
13. Провести наблюдение за первыми весенними цветами. Рассмотреть с детьми цветок
мать-и-мачехи. Умылось это растеньице талой водой и засияло улыбкой весны.
Растёт мать-и-мачеха на солнечных местах. Объяснить, почему это растение так называется.
14. Рассмотреть с детьми деревья и кустарники на участке. Обрезать повреждённые.
Объяснить, для чего это нужно сделать.
15. Провести наблюдение за бабочками. Обратить внимание на окраску. Рассмотреть
строение.
- Наблюдение за воробьями. Отметить, как весело стали они чирикать. Вспомнить, какими их наблюдали дети зимой. Нахохлившимися, невесёлыми.
Воробей – весёлая птица.
И лишь только начинает светать,
Сразу станет петь, веселиться.
Начнёт рассвет встречать,
Его пёстрый неяркий наряд.
Он опять у окна веселится
И поёт свои песни подряд.
- Повторное наблюдение за растениями мать-и-мачехи. Отметить изменения, которые произошли с момента первого наблюдения. Цветок отцветает, начинают появляться листочки.
АПРЕЛЬ
- Познакомить детей с характерными признаками второго весеннего месяца – апреля. В апреле набухают почки на деревьях, распускаются первые цветы.
Какое лучше время года?
Ну, конечно же, весна!
Радость видеть, что природа
Пробуждается от сна.
- Наблюдение за погодой. Всё ярче и ярче светит солнце. Всё выше и голубее небо. Длиннее день. Но ещё нет, нет и посыплет снежок.
И всё как зима не злится, а весне покорится.
Апрель голубыми глазами глядит на просторы полей,
А там задышал над снегами, забился, как жилка ручей.
- Наблюдать за прилётом жаворонка. С яркого, синего, весеннего неба серебряным ручейком льётся его звонкая песня.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая,
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
- Провести наблюдение за птицами. Предложить детям рассказать, какие птицы вернулись в родные края. Послушать их звонкие весёлые трели.
Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся, сколько гнёзд понавьют посмотри.
Что за звуки, за песни польются в день деньской от зари до зари.
- Наблюдать за жизнью скворцов в скворечниках. Возле скворечника шум и гам. Это запоздалый скворец выдворяет из скворечника непрошенных гостей – воробьёв.
- Наблюдение за дятлом. Большой пестрый дятел очень красив. Его перья белого и черного цвета. На затылке у дятла (самца) поперечная красная полоса. Сидя на стволе дерева, дятел быстро ударяет крепким клювом по коре. Это весенняя «песня» дятла. Дятла называют лесным доктором, он уничтожает жуков–короедов.
- Наблюдение за начавшейся пробиваться первой, молодой, зелёной травкой. Там, где прогрета хорошо земля, на бывших проталинах, из-под прошлогоднего сухого листа пробивается красивая, зелёная травка.
Травка зеленеет, солнышко блестит…
- Наблюдение за набуханием почек на деревьях (берёзы и тополя). Определить форму, цвет, величину, запах, расположение веток. Сравнить их между собой.
- Наблюдение за набуханием почек у сирени и чёрной смородины. Определить форму, цвет, величину, запах. Сравнить их между собой.
- Рассмотреть с детьми голубоглазые подснежники.
Ещё не растаял последний снежок.
А смотрит уж нежный подснежник-цветок.
Подснежники нежно-голубого, а иногда и нежно-жёлтого цвета. Стоят они на
толстых ножках, источают тонкий ароматный запах.
- Наблюдение за первыми весенними бабочками. Лимонница бледно-жёлтая. Крапивница ржаво-красная с голубыми точками. Осторожно поймать одну из них и рассмотреть окраску вместе с детьми. Отпустить бабочек. Сравнить бабочек с пёстрыми нарядными лоскутками материи.
- Наблюдение за изменениями в природе. Солнце поднимается всё выше и выше вверх, ярче лучи его, всё теплее и теплее пригревают землю. Весна набирает силу. И скоро оденет, всю природу во все многоцветные свои краски.
Весна начинается при снеге, а кончается при зелени.
- Наблюдение за тем, как над первыми цветами появляются мохнатые шмели. Гудят деловито, медовую дань собирают.
- Наблюдение за дождём. Отметить с детьми капли дождя: крупные или мелкие. Посмотреть, как они стучат по лужам. Уточнить, что это первый весенний тёплый дождик. Дождь напоил первую весеннюю траву водой, умыл кусты и деревья. Прочитать стихотворение «Апрельский дождик» (дождик, дождик, что ты льёшь).
- Провести наблюдение за тополем. Молодые листочки тополя покрыты липким (клейким) душистым веществом. Предложить детям потереть в пальцах и понюхать. Нежен и прозрачен в это время светло-зелёный наряд деревьев.
- Провести наблюдение за птицами. Рассказать детям, что возвращаются к нам на родину журавли, гуси и утки. Отметить, что они летят на очень большой высоте. Возвращаются из жарких стран, где они провели зиму.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поёт на солнышке, сверкая,
Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны.
- Отметить состояние погоды. Земля пригревается, она почти посохла. Предложить посмотреть, какое место на участке быстрее всех просохло. Объяснить детям, что песчаная почва просыхает быстрее, чем глинистая.
- Наблюдение в огороде. Обратить внимание, посохли ли грядки. Предложить вспомнить название овощей. Рассказать детям, что мы будем сажать на огороде.
МАЙ
- Май последний месяц весны, зелёный, нарядный, солнечный, голосистый,
ласковый месяц. Солнце посылает на землю много тепла и света. Воздух звенит.
Пронизан птичьими песнями. Май одевает деревья в нежные шапки цветов.
Весна идёт, весна идёт,
И тихих тёплых майских дней.
Румяный светлый хоровод,
Толпится весело за ней.
- Отметь состояние погоды. Рассказать, что погода в мае очень неустойчивая. Обратить внимание, что вчера было тепло, а сегодня прохладно. Определить, какие изменения произошли в природе. Какое солнце и небо.
- Наблюдение за берёзой. Лопнули душистые почки, появились крохотные листочки. Зеленеет белоствольная красавица.
Милая красавица, ласковая скромница.
Белая берёзонька дарит мне весной.
- Наблюдение за цветением черёмухи. Листья на черёмухе уже распустились. Черёмуха торопиться подарить лесу белую накидку из своего «майского снега». Полыхают кисти цветов черёмухи. Отметить аромат, поставить несколько веточек в группе.
Черёмуха душистая с весною расцвела,
И ветви золотистые, что кудри завила.
- Провести наблюдение за грозой. В начале мая гремит первый гром. Наблюдать, как природа меняется перед грозой. Предложить детям вынести на дождь комнатные растения. Спросить, какую пользу им приносит весенний дождик.
Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
- Наблюдение за цветением берёзы. Обратить внимание, что листочки у берёзы совсем маленькие и цветущие серёжки очень украшают её.
У красы берёзки платье серебрится,
У красы берёзки зелёные косички.
7. Наблюдение за прилетевшими ласточками. Они белогрудые. Спросить, как летают
ласточки высоко или низко, рассказать детям, что высоко ласточки летают в
хорошую солнечную погоду, а к дождю почти стелятся по земле. Наблюдать, как
ласточки лепят свои гнёзда под крышами домов.
- Наблюдать за состоянием погоды. Отметить с детьми изменения в погоде. Иногда возвращаются холода. Бывают даже заморозки. Познакомить с приметами.
Май холодный – год хлебородный.
- Провести наблюдение за липой. Напомнить детям, что липа распускается после майских холодов. Обратить внимание на её красные распустившиеся листочки.
- Провести наблюдение за зябликом. Рассказать детям, что это ярко - грудую птичку легко можно рассмотреть среди молодых листьев деревьев. Прислушаться к бойкому распеванию песен зябликов. Рассказать, что зяблики приносит огромную пользу, поедаю много гусениц и бабочек.
- Провести наблюдение за плодовыми деревьями. Сказать, что в саду настоящий праздник цветов. Над белыми стволами деревьев возвышается пышная бело-розовая крона. Ароматом цветов наполнен воздух. Сравнить между собой цветы яблони и вишни.
- Повести наблюдение за одуванчиками. Рассмотреть их листья, которые розеткой располагаются у самой земли. Трава желтеет от распустившихся одуванчиков.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
- Провести наблюдение за майским дождём. Отметить с детьми все его характерные признаки: тёплый, приятный, мягкий. Сравнить его с осенним дождём.
Дождик песенку поёт кап-кап…
Только кто её поймёт кап-кап…
Не поймём ни я, ни ты.
Да зато поймут цветы
И весенняя листва и зелёная трава.
- Провести наблюдение за птицами. Предложить детям вспомнить, какие птицы прилетели к нам. Прислушаться к звонким голосам птиц, послушать кукушку.
- Провести наблюдение в огороде. Посмотреть семена овощей, которые будут высеяны на грядках, закрепить их название. Объяснить, как их правильно сеять.
- Наблюдение за цветеньем. Обратить внимание на всходы цветов. Уточнить их названия: тюльпан, просо, нарциссы. Разрыхлить землю возле всходов. Уточнить, для чего это нужно.
- Отметить состояние погоды. Уточнить характерные основные признаки. Появление первых проталин, прилёт птиц, ледоход, появление насекомых, первых листочков на деревьях, первых весенних цветов.
- Наблюдение за майским жуком. Рассмотреть его. Учить по внешним признакам, находить майского жука. Рассказать о том вреде, который он приносит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план мероприятий по празднованию «Года литературы» на 2015 год в группе старшего дошкольного возраста №5.
План мероприятий к празднованию Года литературы 2015 года. В помощь воспитателям....
Семейный клуб "Якутия, мой край родной". Перспективный план работы на три года.
Организация воспитательного процесса не может проходить без взаимодействия с родителями. Одна из форм работы- семейные клубы. Мною был обозначен мотив сотрудничества: ребонок- педагог - родитель....
Перспективный план на лето 2015 года
Перспективный план на лето в средней группе летского сада...
План-конспект НОД "Времена года"
Программное содержание занятия:1. Развивать у детей: способность эмоционального восприятия музыки, чувствовать ее характер и настроение;- воображение, п...
ПЛАН описательного рассказа «Время года-весна»
Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицыЦель: развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа. Задачи: Учить детей составлять расска...
ПЛАН описательного рассказа «Время года- зима»
Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицыЦель: развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа. Задачи: Учить детей составлять расска...
ПЛАН описательного рассказа «Время года- зима»
Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицыЦель: развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа. Задачи: Учить детей составлять расска...