Главные вкладки

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Уколова Ирина Анатольевна

    Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ

    СТАРШАЯ ГРУППА

    ВЕСНА

    МАРТ

    1. Рассказать детям о первом весеннем месяце. Наступила весна, но зима ещё не сдаётся. Тёплые дни часто сменяются холодными. Подтаивающий снег покрывается твёрдой ледяной корочкой. Это – наст.

    1. Отметить с детьми состояние погоды. С каждым днём заметнее наступление весны. Наблюдать с детьми за прибавлением дня.

    Ещё природа не проснулась… весну прослышала она

    И ей невольно улыбнулась.

                                                            Ф. Тютчев

    1. Наблюдать с детьми за солнцем. С каждым днём солнце всё больше задерживается на небосклоне. Яркие лучи его всё жарче греет укрытую снежным покрывалом землю.

    Тает снежок, ожил лужок.

    День прибывает, когда это бывает?

    1. Провести наблюдение за снегом. Снег темнеет. Покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Вот побежал из тёмного сугроба быстрый звонкий ручеёк, тоненький, переливчатый.

    Ах, ручей, чей ты, чей?

    Я от снега и лучей!

    Я бегу, я смеюсь,

    Я сейчас с другим сольюсь.

            Объяснить детям, что из маленьких ручейков образуются большие.

    Они текут к рекам, наполняя их талой водой.

    ЗАГАДКА:         Зимой в поле лежал.

    А весной в реку побежал?  (снег)

    1. Наблюдать с детьми за проталинами, которые появляются на хорошо освещённых солнцем местах. Объяснить детям слово проталина. Предложить найти проталины в разных местах участка.

    1. Наблюдение за погодой. Небо ярко-синее, высокое. С голубого, синего неба ласково улыбается солнце. С каждым днём оно пригревает всё сильнее, и сильнее.

    1. Провести наблюдение за облаками. Обратить внимание на их лёгкость. Они красиво сочетаются на фоне голубого неба. На что они похожи?

    Спросить об этом детей.

    1. Провести наблюдение за сосульками. Сосульки на крышах под лучами весеннего  

          солнца заплакали. Появилась капель. Падают с крыш, сверкая на солнце золотые

          капли.

                            Что такое? Не пойму. Слышишь звон капели!

    Это к нам весна пришла, отворяйте двери.

    1. Наблюдение за вербой. Скромная и неприметная раньше, верба первая набралась храбрости, сбросила с почек чешуйки и все её ветки покрылись пушистыми, шелковистыми, белыми барашками. Скоро с них полетит золотистая пыльца.

    ПОСЛОВИЦА: Белые овечки по свечке.

    1. Провести наблюдение за грачами. «Грач на горе – весна на дворе». Они прилетают к нам первыми. Чёрные, ходят они по дорогам, шумно вьют на высоких деревьях гнёзда, наполняя гамом окрестности.

    Вновь не могу я вдоволь насмотреться,

    На чудеса воскресших красок дня.

    Вернувшись из немыслимого детства

    Бессмертный грач приветствует меня.

                                                                            Н. Тихонов

    1. Наблюдение за появлением в скворечнике скворцов.

    ПОСЛОВИЦА: «Увидел скворца – знай, весна у крыльца».

    1. Наблюдение за птицами. Прислушаться к звукам птиц. Объяснить детям, что с наступлением весны всё вокруг оживает. Даже птички почувствовали весну и звонко поют свои песни.

    Весною щедро солнце светит,

    Сбегая с гор, ручей звенит.

    И за скворечник на рассвете

    Скворец ребят благодарит.

    Сидит скворец и счастья полный

    Что вновь на родине живёт.

    Поёт о крае нашем вольном,

    О мире и весне поёт.

                    О том, что видел стран немало

    Но знал и помнил об одном,

    Что лучше всех всегда бывала

    И будет жизнь в краю родном.

    13. Провести наблюдение за первыми весенними цветами. Рассмотреть с детьми цветок

    мать-и-мачехи. Умылось это растеньице талой водой и засияло улыбкой весны.

    Растёт мать-и-мачеха на солнечных местах. Объяснить, почему это растение так называется.

         14. Рассмотреть с детьми деревья и кустарники на участке. Обрезать повреждённые.    

          Объяснить, для чего это нужно сделать.

         15. Провести наблюдение за бабочками. Обратить внимание на окраску. Рассмотреть

          строение.

    1. Наблюдение за воробьями. Отметить, как весело стали они чирикать. Вспомнить, какими их наблюдали дети зимой. Нахохлившимися, невесёлыми.

    Воробей – весёлая птица.

    И лишь только начинает светать,

    Сразу станет петь, веселиться.

    Начнёт рассвет встречать,

    Его пёстрый неяркий наряд.

    Он опять у окна веселится

    И поёт свои песни подряд.

    1. Повторное наблюдение за растениями мать-и-мачехи. Отметить изменения, которые произошли с момента первого наблюдения. Цветок отцветает, начинают появляться листочки.

    АПРЕЛЬ

    1. Познакомить детей с характерными признаками второго весеннего месяца – апреля. В апреле набухают почки на деревьях, распускаются первые цветы.

    Какое лучше время года?

    Ну, конечно же, весна!

    Радость видеть, что природа

    Пробуждается от сна.

    1. Наблюдение за погодой. Всё ярче и ярче светит солнце. Всё выше и голубее небо. Длиннее день. Но ещё нет, нет и посыплет снежок.

    И всё как зима не злится, а весне покорится.

    Апрель голубыми глазами глядит на просторы полей,

    А там задышал над снегами, забился, как жилка ручей.

    1. Наблюдать за прилётом жаворонка. С яркого, синего, весеннего неба серебряным ручейком льётся его звонкая песня.

    На солнце тёмный лес зардел,

    В долине пар белеет тонкий,

    И песню раннюю запел

    В лазури жаворонок звонкий.

            Он голосисто с вышины

    Поёт на солнышке, сверкая,

    Весна пришла к нам молодая,

    Я здесь пою приход весны.

    1. Провести наблюдение за птицами. Предложить детям рассказать, какие птицы вернулись в родные края. Послушать их звонкие весёлые трели.

    Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят

    В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

    Скоро гости к тебе соберутся, сколько гнёзд понавьют посмотри.

    Что за звуки, за песни польются в день деньской от зари до зари.

    1. Наблюдать за жизнью скворцов в скворечниках. Возле скворечника шум и гам. Это запоздалый скворец выдворяет из скворечника непрошенных гостей – воробьёв.

    1. Наблюдение за дятлом. Большой пестрый дятел очень красив. Его перья белого и черного цвета. На затылке у дятла (самца) поперечная красная полоса. Сидя на стволе дерева, дятел быстро ударяет крепким клювом по коре. Это весенняя «песня» дятла. Дятла называют лесным доктором, он уничтожает жуков–короедов.

    1. Наблюдение за начавшейся пробиваться первой, молодой, зелёной травкой. Там, где прогрета хорошо земля, на бывших проталинах, из-под прошлогоднего сухого листа пробивается красивая, зелёная травка.

    Травка зеленеет, солнышко блестит…

    1. Наблюдение за набуханием почек на деревьях (берёзы и тополя). Определить форму, цвет, величину, запах, расположение веток. Сравнить их между собой.

    1. Наблюдение за набуханием почек у сирени и чёрной смородины. Определить форму, цвет, величину, запах. Сравнить их между собой.

    1. Рассмотреть с детьми голубоглазые подснежники.

    Ещё не растаял последний снежок.

    А смотрит уж нежный подснежник-цветок.

            Подснежники нежно-голубого, а иногда и нежно-жёлтого цвета. Стоят они на

    толстых ножках, источают тонкий ароматный запах.

     

    1. Наблюдение  за первыми весенними бабочками. Лимонница бледно-жёлтая. Крапивница ржаво-красная с голубыми точками. Осторожно поймать одну из них и рассмотреть окраску вместе с детьми. Отпустить бабочек. Сравнить бабочек с пёстрыми нарядными лоскутками материи.

    1. Наблюдение за изменениями в природе. Солнце поднимается всё выше и выше вверх, ярче лучи его, всё теплее и теплее пригревают землю. Весна набирает силу. И скоро оденет, всю природу во все многоцветные свои краски.

     Весна начинается при снеге, а кончается при зелени.

    1. Наблюдение за тем, как над первыми цветами появляются мохнатые шмели. Гудят деловито, медовую дань собирают.

    1. Наблюдение за дождём. Отметить с детьми капли дождя: крупные или мелкие. Посмотреть, как они стучат по лужам. Уточнить, что это первый весенний тёплый дождик. Дождь напоил первую весеннюю траву водой, умыл кусты и деревья. Прочитать стихотворение «Апрельский дождик» (дождик, дождик, что ты льёшь).

    1. Провести наблюдение за тополем. Молодые листочки тополя покрыты липким (клейким) душистым веществом. Предложить детям потереть в пальцах и понюхать. Нежен и прозрачен в это время светло-зелёный наряд деревьев.

    1. Провести наблюдение за птицами. Рассказать детям, что возвращаются к нам на родину журавли, гуси и утки. Отметить, что они летят на очень большой высоте. Возвращаются из жарких стран, где они провели зиму.

    И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

    Он голосисто с вышины поёт на солнышке, сверкая,

    Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны.

    1. Отметить состояние погоды. Земля пригревается, она почти посохла. Предложить посмотреть, какое место на участке быстрее всех просохло. Объяснить детям, что песчаная почва просыхает быстрее, чем глинистая.

    1. Наблюдение в огороде. Обратить внимание,  посохли ли грядки. Предложить вспомнить название овощей. Рассказать детям, что мы будем сажать на огороде.

    МАЙ

    1. Май последний месяц весны, зелёный, нарядный, солнечный, голосистый,

          ласковый месяц. Солнце посылает на землю много тепла и света. Воздух звенит.  

          Пронизан птичьими песнями. Май одевает деревья в нежные шапки цветов.

    Весна идёт, весна идёт,

    И тихих тёплых майских дней.

    Румяный светлый хоровод,

    Толпится весело за ней.

    1. Отметь состояние погоды. Рассказать, что погода в мае очень неустойчивая. Обратить внимание, что вчера было тепло, а сегодня прохладно. Определить, какие изменения произошли в природе. Какое солнце и небо.

    1. Наблюдение за берёзой. Лопнули душистые почки, появились крохотные листочки. Зеленеет белоствольная красавица.

    Милая красавица, ласковая скромница.

    Белая берёзонька дарит мне весной.

    1. Наблюдение за цветением черёмухи. Листья на черёмухе уже распустились. Черёмуха торопиться подарить лесу белую накидку из своего «майского снега». Полыхают кисти цветов черёмухи. Отметить аромат, поставить несколько веточек в группе.

    Черёмуха душистая с весною расцвела,

    И ветви золотистые, что кудри завила.

    1. Провести наблюдение за грозой. В начале мая гремит первый гром. Наблюдать, как природа меняется перед грозой. Предложить детям вынести на дождь комнатные растения. Спросить, какую пользу  им приносит весенний дождик.

    Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром

    Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

    1. Наблюдение за цветением берёзы. Обратить внимание, что листочки у берёзы совсем маленькие и цветущие серёжки очень украшают её.

    У красы берёзки платье серебрится,

    У красы берёзки зелёные косички.

          7.   Наблюдение за прилетевшими ласточками. Они белогрудые. Спросить, как летают

                ласточки высоко или низко, рассказать детям, что высоко ласточки летают в

                хорошую солнечную  погоду, а к дождю почти стелятся по земле. Наблюдать, как

                ласточки лепят свои гнёзда под крышами домов.

    1. Наблюдать за состоянием погоды. Отметить с детьми изменения в погоде. Иногда возвращаются холода. Бывают даже заморозки. Познакомить с приметами.

    Май холодный – год хлебородный.

    1. Провести наблюдение за липой. Напомнить детям, что липа распускается после майских холодов. Обратить внимание на её красные распустившиеся листочки.

    1. Провести наблюдение за зябликом. Рассказать детям, что это ярко - грудую птичку легко можно рассмотреть среди молодых листьев деревьев. Прислушаться к бойкому распеванию песен зябликов. Рассказать, что зяблики приносит огромную пользу, поедаю много гусениц и бабочек.

    1. Провести наблюдение за плодовыми деревьями. Сказать, что в саду настоящий праздник цветов. Над белыми стволами деревьев возвышается пышная бело-розовая крона. Ароматом цветов наполнен воздух. Сравнить между собой цветы яблони и вишни.

    1. Повести наблюдение за одуванчиками. Рассмотреть их листья, которые розеткой располагаются у самой земли. Трава желтеет от распустившихся одуванчиков.

    Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,

    Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

    1. Провести наблюдение за майским дождём. Отметить с детьми все его характерные признаки: тёплый, приятный, мягкий. Сравнить его с осенним дождём.

    Дождик песенку поёт кап-кап…

    Только кто её поймёт кап-кап…

    Не поймём ни я, ни ты.

    Да зато поймут цветы

    И весенняя листва и зелёная трава.

    1. Провести наблюдение за птицами. Предложить детям вспомнить, какие птицы прилетели к нам. Прислушаться к звонким голосам птиц, послушать кукушку.

    1. Провести наблюдение в огороде. Посмотреть  семена овощей, которые будут высеяны на грядках, закрепить их название. Объяснить, как их правильно сеять.

    1. Наблюдение за цветеньем. Обратить внимание на всходы цветов. Уточнить их названия: тюльпан, просо, нарциссы. Разрыхлить землю возле всходов. Уточнить, для чего это нужно.

    1. Отметить состояние погоды. Уточнить характерные основные признаки. Появление первых проталин, прилёт птиц, ледоход, появление насекомых, первых листочков на деревьях, первых весенних цветов.

    1. Наблюдение за майским жуком. Рассмотреть его. Учить  по внешним признакам, находить майского жука. Рассказать о том вреде, который он приносит.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план мероприятий по празднованию «Года литературы» на 2015 год в группе старшего дошкольного возраста №5.

    План мероприятий к празднованию Года литературы 2015 года. В помощь воспитателям....

    Семейный клуб "Якутия, мой край родной". Перспективный план работы на три года.

    Организация воспитательного процесса не может проходить без взаимодействия с родителями. Одна из форм работы- семейные клубы. Мною был обозначен мотив сотрудничества: ребонок- педагог - родитель....

    Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

    Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

    Перспективный план на лето 2015 года

    Перспективный план на лето в средней группе летского сада...

    План-конспект НОД "Времена года"

    Программное содержание занятия:1.   Развивать у детей: способность эмоционального восприятия музыки,     чувствовать ее характер и настроение;-   воображение, п...

    Перспективный план Времена года

    Перспективный план Времена года...