Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Горталова Валентина Николаевна

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gortalova_v._n._statya_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду.

Горталова В. Н.,

г. Казань, воспитатель МАДОУ № 65

e-mail: ieurodance@gmail.com, тел.: 8-960-038-51-79

Сегодня экологическое воспитание, имеющее, в первую очередь, нравственный подтекст, является важной ступенью в процессе развития и взросления дошкольника. Именно в возрасте до 7 лет происходит наиболее активное познание окружающего мира. В отличие от взрослого человека, ребенок с гораздо большим интересом пускает в ход слух, обоняние, зрение, он стремится к непосредственному контакту с окружающей его природой. В этом возрасте именно воспитатель становится для дошкольника одним из основных источников информации об окружающем его мире и способах взаимодействия с ним.

Какое же значение имеет знакомство ребенка с природой? Давая ответ на данный вопрос, сложно не согласиться с Веретенниковой С.А., которая считает, что ознакомление дошкольника с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. [1, с. 6] Несомненно, отсутствие элементарных знаний об окружающем мире и интереса к нему может привести к формированию у ребенка, а затем и у взрослого человека, множества предрассудков и жестокого отношения ко всему живому. Исправить это спустя годы намного сложнее, чем дать необходимые знания в начале жизненного пути.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

  1. формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
  2. воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
  3. развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
  4. формирование элементарных навыков рационального природопользования.

Для достижения поставленных задач воспитатель использует определенные методы. Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников. Итак, к современным и наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

  1. Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
  2. Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
  3. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если умело сочетать все группы методов, однако особого внимания заслуживает игровой метод воспитания, в частности, сюжетно-ролевая игра. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, такая игра представляет собой один из видов самостоятельной деятельности ребенка, когда почти все его действия основываются на собственном опыте, знаниях и представлениях. Во-вторых, во время игры дошкольник активно постигает азы коммуникации и связи собственного «Я» с окружающим миром. В-третьих, основной функцией игры является его интеллектуальное и нравственное развитие. Именно поэтому игровой метод в экологическом воспитании детей в возрасте до 7 лет можно по праву назвать центральным.

Конечно, воспитателю необходимо должное внимание уделить подбору сюжетно-ролевых игр. Неплохую их классификацию, нашедшую широкое применение на практике, предлагает Николаева С.Н. и Комарова И.А. Так, они выделяют игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и игровые обучающие ситуация по типу «путешествия». [3, с. 7]

Стоит отметить, что каждая группа игровых ситуаций имеет свои «подводные камни». В качестве примера можно привести ситуации с игрушками-аналогами. В их основе лежит сопоставление игрушки и живого существа – поведения и внешнего вида. Однако если в дошкольном учреждении нет возможности сопоставить щенка плюшевого и щенка живого, то у ребенка может произойти сдвиг ценностных ориентиров, нарушение эмоционального восприятия. Играя из раза в раз лишь с плюшевым щенком, изучая его лапки, ушки, хвостик, мордочку и не имея возможности контактировать с живым существом, ребенок не сможет впоследствии перенести свой интерес и гуманное отношение на собаку. И наоборот.

Именно поэтому воспитатель должен предлагать ребенку такую игру, в которой у него будет возможность изучить живой объект параллельно игрушке-аналогу.

Пример. Если в детском саду имеется живой уголок с попугаем в клетке, то целесообразно предложить детям сравнить внешний вид игрушечного попугая и настоящего.

Имея возможность сиюминутного наглядного сравнения, дети намного активнее включаются в процесс игры. В этом случае умелые подсказки воспитателя воспринимаются как совет старшего товарища, и ребенок легко пополняет свой багаж знаний.

Особого мастерства требуют от воспитателя игровые ситуации с использованием литературных персонажей. Во-первых, следует найти так называемую «золотую середину» между демонстрацией персонажа и экологическим воспитанием. Недостаточный артистизм воспитателя может привести к тому, что дети не будут заинтересованы в развитии игры. Им не будет интересно давать правильные ответы, будет отсутствовать желаемая концентрация внимания, а воспитатель станет не партнером по игре, а обычным педагогом, стоящим на голову выше дошкольников. Возможна и обратная ситуация, когда дети будут увлечены чересчур колоритным персонажем, актерской игрой воспитателя, но не решением экологических задач. Во-вторых, необходимо максимально точно передать характер любимого детьми персонажа, чтобы они увлеклись игрой. Так, дошкольники с удовольствием помогают пройти по лесу Красной Шапочке и готовы с азартом поучать не слишком умного Незнайку.

Одним из наиболее привлекательных видов экологических игр для детей считаются игровые ситуации «путешествия». В их основе лежит принцип, выделенный Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А., - воспитатель должен играть вместе с детьми! [2, с. 8] Так он перестает быть воспитателем, но становится полноправным участником игры, членом команды и «боевым» товарищем. Дети гораздо активнее идут на контакт, легко и с удовольствием воспринимая новую информацию, закрепляя уже полученные знания.

В таких играх дошкольники являются полноправными участниками происходящих «событий». Под руководством воспитателя, который играет роль экскурсовода, гида или умудренного опытом путешественника, они «посещают» различные страны, континенты, города. Знакомятся с природой, узнают повадки «встречающихся» животных и птиц. Несомненно, такие «путешествия» требуют тщательной подготовки от воспитателя. Ему необходимо заранее позаботиться о наличии того или иного реквизита.

Так, если планируется «путешествие» в джунгли, пригодятся самые различные комнатные растения, которые прекрасно сыграют роль пальм, лиан и кустарников. Игрушки-аналоги, замаскированные листьями растений, будут ассоциироваться с дикими животными, об особенностях которых обязательно поведает «экскурсовод». Конечно, наличие «живого уголка» в детском саду – это несомненный плюс в организации таких игровых ситуаций.

Таким образом, использование в процессе экологического воспитания детей в дошкольном учреждении метода сюжетно-ролевой игры позволяет вполне успешно решать поставленные перед воспитателем задачи. У детей происходит активное формирование сознательного и гуманного отношения к природе, они значительно расширяют свой кругозор, увеличивают багаж знаний. Дошкольники учатся концентрироваться на проблеме, искать ее решения, становятся более внимательными, тренируют память.

Список использованной литературы

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное образование». Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. 256 с.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 с.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003. 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...