«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
статья на тему

Данилова Любовь Петровна

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад п.Пробуждение»

Энгельсского района Саратовской области Данилова Любовь Петровна

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,

чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

А.Н. Сладков 

     В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры.  Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувств.

К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Русский педагог высоко ценил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие

Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не  только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Для реализации данных задач в нашей группе используются такие формы работы как экскурсии, наблюдения в природе, чтение и обсуждение книг о животных, экологические ребусы и  загадки. Дети дошкольного  возраста находятся ещё в самом начале работы по экологическому направлению.
Ребятам нравится практическая экологическая работа. Это и трудовые десанты под девизом «Приведем планету в порядок», посадка цветов на клумбах участка, уход за комнатными растениями в группе. Во время проведения экскурсий в осенний и зимний парк ребята в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, растений, учатся различать их, закрепляют правила поведения в природе. В ходе беседы «Я и мой друг» ребята знакомят друг друга с животными, которые живут у них дома, рассказывают, как они заботятся о них.

С целью приобретения новых знаний  используются дидактические игры. Они вызывают живой интерес детей: «Угадай по описанию», «Когда это бывает», «Наши пернатые друзья», «Зимующие птицы».
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старших возрастных группах  детям предлагаются кроссворды.

Особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, прошли проверку временем и широко применяются  в детском саду:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Наряду с традиционными методами существуют относительно новые  инновационные формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ:

- электронные рассылки материалов

- интернет – мастерские

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются в работе с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

 В своей практике работы предлагаем следующие виды:

-мультимедийные презентации помогающие рассказать детям об окружающем мире.

Презентации сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие  информации;

-занятия, которые проводятся  в групповой комнате с применением компьютера, проектора и экрана;

- экранные материалы – это слайды, серии отдельных кадров, посвящённые отдельной теме;

-звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра ; 

- мультимедийные экологические игры по ознакомлению с окружающим миром.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек  пропагандирующих природоохранную деятельность. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.  В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Содержание сюжетно-ролевых игр экологического характера самое разнообразное: «Лесные обитатели», «Путешествие в подводное царство», «Помощь братьям меньшим».

В нашем дошкольном учреждении проводятся конкурсы, викторины, развлечения и праздники экологического характера, в которых детям очень нравиться участвовать не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают  частыми гостями, и участниками на наших праздниках такие как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День рождения Земли», «Люблю природу русскую». 

Родители оказывают помощь в создании развивающей среды, благоустройстве участков на территории детского сада, в сборе коллекций природных и других материалов, принимают самое активное  участие в природоохранных акциях: «Покорми птиц зимой», «Каждой пичужке по кормушке», «Чистый двор», «Цветы для красоты». Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес, и желание познавать природное окружение вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится.
При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных  условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду

Наше дошкольное учреждение не функционирует, а активно развивается. В этом мы видим омоложение педагогического состава, ведение  инновационным технологий. Освоение    основной...

"Инновационные методы в экологическом воспитании дошкольников".

"Инновационные методы в экологическом воспитании дошкольников"....

Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду

Освоение    основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС, работа отдельных педагогов по инновационным технологиям, освоение проектной деятельности   являются и...

Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду.

Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников....

Инновационный метод реализации воспитательных программ в детском саду - метод шоу-технологии

Главной целью в воспитательной работе в современных условиях является разностороннее развитие детей, их интересов, способностей, навыков. Одной из технологий является шоу – технология...