Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду
статья (средняя группа)

Романенко Наталья Олеговна

Освоение    основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС, работа отдельных педагогов по инновационным технологиям, освоение проектной деятельности   являются инновационной деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx25.09 КБ
Файл ОД "Деревья"18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность

по экологическому воспитанию в детском саду.

Романенко Наталья Олеговна

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик»

   Наше дошкольное учреждение не функционирует, а активно развивается. В этом мы видим омоложение педагогического состава, ведение  инновационным технологий. Освоение    основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС, работа отдельных педагогов по инновационным технологиям, освоение проектной деятельности   являются инновационной деятельностью. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям, включать в него различные методики и технологии.
            Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников. В основе работы детского сада по экологическому воспитанию был положен принцип биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться с утилитарной точки зрения. Прежде всего, воспитатели показывают детям её уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления).


         Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в деятельность дошкольного учреждения, с педагогами проводилась методическая работа по ознакомлению их с инновационной технологией: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении», педагогам были предложены памятки по созданию проектов.
Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Экология». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить многообразие живой и неживой природы.
         Выбор темы – это 
первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Так, за время внедрения проектного метода на территории нашего дошкольного учреждения был создан «Огород на окошке», где дети могли знакомиться с различными семенами растений, могли убедиться в их волшебных свойствах, когда посаженные их руками семечки начали всходить. На протяжении многих недель дети ухаживали за рассадой цветов, овощей, с наступлением тепла бережно выносили на улицу, высаживали их на клумбы, в огород, в теплицу. Все лето вместе с воспитателями ежедневно ухаживали за ними, радовались каждому цветочку, плоду. Педагоги совместно с родителями оформили уголок «Бабушкин двор», где «бабушка» и «дедушка» рядом с домашними животными и птицами отдыхают после трудового дня за чашкой чая, обустроенном тут же во дворе, где красуются цветы посаженные детьми. Кроме того, на участке организован цветник, теплица, где дети изучают явления живой и неживой природы.


            Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. 

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Выживут ли цветы без ухода?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Цветочная рассада нуждаются в человеке, как и человек нуждается в них»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. 
       II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?» 
            Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
        Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Порой предложения детей вызывают немало удивления у взрослых. Например, при создании проекта «Мир птиц и насекомых» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, открыв чердаки домов. Чтобы уберечь от холода деревья, предлагали связать шарфики, спеть весёлую песенку. Так как дети в нашем дошкольном учреждении занимаются по методике Н. Зайцева, то поступало очень много предложений о том, чтобы спеть песенки по таблицам, сложить названия из кубиков.
            Но особый интерес вызвала работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. Здесь было предложено провести опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства   воды, состав почвы. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
            После составления совместного плана действий начинается 
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. За время работы над проектами в нашем дошкольном учреждении они были обновлены и дополнены новым материалом, которые дети используют в своих исследованиях.
 Мероприятия, которые способствуют реализации принципа открытости дошкольного учреждения - это выход за пределы дошкольного учреждения не с родителями, а самостоятельно, в кругу друзей, в качестве исследователя, наблюдателя, способствует социальному развитию ребёнка, более тесному приобщению его к окружающему миру, помогает успешной социальной адаптации  в дальнейшем.


        Говоря о принципе открытости дошкольного учреждения, следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения.

  
            
Заключительным, IV этапом работы является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.


      Подводя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка; как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие новые формы работы можно организовать в будущем. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

  • низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
  • низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение двух лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия:

  • проведение серии креативных игр «Проектный метод в дошкольном учреждении», которые будут организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих игр является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

            Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

             Работа по внедрению инновационных процессов только началась, нам предстоит разработать и внедрить инструментарий отслеживания инновационных процессов в ДОУ. И мы надеемся, что только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по исследовательской деятельности

 Тема: «Деревья»

Воспитатель: Романенко Н.О.

 

   Цели:

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

- обобщать знания о деревьях;
- воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала;, экскурсия по детскому саду и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу» Дети с листочками и картинками от разных деревьев парами заходят в группу, находят друг друга и отвечают как называется дерево. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) и.т.д

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2. Рассматривание и заполнение календаря 

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

- Рассмотрите картинку.

- Как называется это дерево?

- Какое оно по величине?

- Где чаще всего растет?

- Из каких частей состоит?

- Какую пользу может принести людям?

- Как изменяется в разные времена года?

- Что можно сделать из этого дерева?

- Как люди заботятся деревья?

В заключении сделать лес с помощью отпечаток листьев и привести в итогу, что на деревьях тоже есть семена




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду

Наше дошкольное учреждение не функционирует, а активно развивается. В этом мы видим омоложение педагогического состава, ведение  инновационным технологий. Освоение    основной...

Инновационная деятельность по экологическому воспитанию в детском саду.

Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников....

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...