Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шахова Любовь Валерьевна

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.pptx2.29 МБ
Файл vozduh._shahova_2.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воздух» Составила: Шахова Любовь Валерьевна, воспитатель ГБДОУ д /с №79, Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Голубое небо – это толстый слой воздуха , освещенный солнцем .

Слайд 3

Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Учёные называют её атмосферой.

Слайд 4

Воздух необходим для жизни

Слайд 5

Благодаря воздуху мы: Дышим Слышим Говорим, поём Чувствуем запахи

Слайд 6

Как люди используют воздух

Слайд 7

Как люди используют воздух

Слайд 8

Как дети используют воздух

Слайд 9

Деревья и растения очищают воздух .

Слайд 10

Окружающий воздух загрязняется людьми.

Слайд 11

Планета в ваших руках

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная  деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада.

Тема: « Невидимка-воздух

Составила: Шахова Любовь Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №79 «Семицветик», Фрунзенского района Санкт- Петербурга.

Задачи:

Образовательные:  Формировать представления детей о воздухе и его значении для всего живого планеты. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Составить у детей представление о ветре. Расширить представление об использовании воздуха.

Развивающие: Развивать умение логически рассуждать. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать. Вызвать интерес к проведению экспериментов.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе,

чувство ответственности за неё.

Предшествующая работа:

 Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы.

Оборудование: 

 Стеклянный стакан, прозрачная глубокая емкость с водой, полиэтиленовые пакеты, вееры, металлическая ложечка, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, салфетки, баночки с пробками, кораблики, большая емкости с водой.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?                                                                                     (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы — дети...)

Педагог: Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (Воздух.)

Педагог: Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

 Педагог: А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

Педагог: А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка и т.д.) 

Педагог: Давайте проверим, действительно ли вокруг нас воздух. Может быть его нет? Для этого мы пройдем в лабораторию, где мы будем делать опыты, как настоящие учёные.

Опыт 1.

Педагог: Дети возьмём в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы)

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.)Достаём стакан из воды и… посмотрите.

(Стакан внутри сухой.)

Педагог: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Педагог: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

(Пузыри.)

Педагог: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Педагог: А хотите воздух увидеть? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 2.  

Педагог: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

(Он пуст)

Педагог: Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнём пакетом и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

(В нём нет воздуха.)

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.  

 А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

 Что вы видите вверху?

( Небо) 

Слайд 2

Педагог: Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли.

Учёные называют её атмосферой.

Слайд 3

А мы привыкли называть её небом. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Педагог: А вот интересно, внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3.  

(Детям предлагаются стаканчики с водой и трубочки для коктейля.)

Педагог: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

(Выходят пузырьки.) 

Педагог: Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды.)

Посмотрите, пузырьки воздуха поднимаются вверх, что это значит?

Дети: Воздух легче воды.

Педагог: А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Педагог: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос.

Педагог: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем, мы видим его?

Дети: нет!

Опыт 4.

Педагог: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Педагог: А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.

Педагог: Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?

Дети: У них тоже есть носики. А собака, если ей жарко, дышит ртом.

Педагог: А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? (гипотезы детей)

Педагог: А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их.

Значит, воздух  необходим всем: людям, животным, растениям. Он нужен, чтобы дышать.

Слайд 4

Педагог: Вдохните носом воздух. Как он пахнет?

(Без запаха.)

Педагог: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. А как же так получается, что когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?

(ответы детей)

Педагог: Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

Опыт 6. 

Педагог: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

Педагог: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи,

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

Педагог: А может ли воздух передавать звуки?

(ответы детей)

 Опыт 5.

Педагог: От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит, воздух может переносить звук.

Предложить детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко - возникает звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать  дрожание. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху. А чем мы слышим? (Ушами.) Не только человек слышит ушами. Кто еще?

(ответы детей)

Слайд 5

Педагог: А мы можем ощутить, почувствовать воздух?

Опыт 5.

Педагог: Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны?

(Ответы детей).

Педагог: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Ветер - это движение воздуха. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным. Хотите устроить ветер?

Физкультминутка « Ветерок»          

Дует  ветер с высоты,

Гнутся  травы  и  цветы

руки  вверх, наклоны

Вправо – влево, влево – вправо

руки  на  пояс, наклоны

Клонятся  цветы  и  травы.

А  теперь  давайте  вместе

Все  попрыгаем  на  месте

прыжки  на  обеих  ногах

Выше, веселей, вот  так.

Переходим  все  на  шаг

 ходьба  на  месте

Вот  и  кончилась  игра,

Заниматься  нам  пора.  

Педагог: Каким бывает ветер?

(Ответы детей).

Педагог: Ветер бывает лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

Дети читают стихи А.С.Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч!" "Ветер по морю гуляет",

Затем дети подходят к столу, на котором находится таз с водой.

Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют на кораблик).

Педагог: Ветер собирает маленькие облака в дождевые тучи или  разгоняет облака. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

Педагог: Люди давно научились использовать воздух. Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку.

Слайд 6, 7, 8.

Педагог: Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же его не становится меньше? 

( ответы )

Педагог: Потому что на Земле есть растения. Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья. Вот почему в лесу такой чистый воздух. 

Слайд 9.

Педагог: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

Педагог: Расскажите, от чего загрязняется воздух? Где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин,

где курят.

Слайд 10.

Педагог: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?

( ответы )

Педагог: На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы. Помните, пока вы ещё маленькие, но когда вы вырастите планета будет в ваших руках. Вам придётся заботится о ней. 

Слайд 11.

Педагог: Молодцы, ребята. Вы сегодня отлично занимались. Расскажите, о чём мы говорили  сегодня? Что понравилось больше всего?

Дети:

-Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

-Чтоб увидеть воздух, его надо поймать ;

-Что воздух есть внутри пустых предметов;

-И даже внутри людей;

-Что воздух легче воды;

-Без воздуха ничто живое не может жить;

-А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи ;

-А ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха ;

-Мы говорили о том, как человек использует воздух;

- А ещё мы узнали, что воздух необходим для жизни всего живого на земле, поэтому нужно заботиться о том, чтобы воздух был чистым.

Педагог: Сегодня мы узнали много нового и интересного о воздухе. Мы узнали, что без воздуха не могут обойтись ни люди, ни животные, ни растения! Мы делали опыты и, когда вы придете домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. А  сейчас мы оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»   Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми ОНР подготовительной к школе группы детского сада. Тема «В мастерской столяра Джузеппе».

Данное НОД по ФЭМП является итогом работы по лексической теме "Инструменты" по программе Н.В. Нищевой "Осноовная образовательная программа для детей с тяжелым нарушением речи с 3-7 лет...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Бытовые электроприборы» в подготовительной к школе группе.

Учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятелбности в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «ЛЕС»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «ЛЕС»Цели:Cоздать условия для выявления у детей знаний о видах ис...