Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кобзева Наталья Михайловна

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе» Цель: Побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей любви к природе, заботливого отношения к ней. Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологии. Ход собрания 1. Сообщение « Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста» 2. Подведение итогов анкетирования 3. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии» 4. Показ мини - спектакля «Лесное путешествие» (дети подготовительной группы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_roditelskoe_sobranie_na_temu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

Разработала старший воспитатель

 МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»

Кобзева Наталья Михайловна.

«Воспитание у детей любви к природе»

Цель: Побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей любви к природе, заботливого  отношения к ней. Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологии.

Ход собрания

1. Сообщение « Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

2. Подведение итогов анкетирования

3. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»

                                                                                                                               

4.  Показ мини - спектакля «Лесное путешествие»

                        (дети подготовительной группы).

1. Сообщение    «ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОЕ        ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»  

                                                             

Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может  не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

Во время прогулок необходимо обращать внимание ребенка на  растения, знакомить с лекарственными травами, рассказывать, почему их так называют.

 Дети легко запоминают такие названия, как одуванчик, подорожник, ромашка и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

 Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит и послушает пение птиц, шелест деревьев, просто посмотрит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

2. О результатах анкетирования родителей.

В анкетировании приняли участие 30 родителей (из средней, старшей и подготовительной группы).

1. 90% - родителей правильно понимают значение понятия «экология».

2. 83% - есть домашние и декоративные  животные, дети принимают активное участие в уходе за ними.

97% - выращивают дома разнообразные растения, из них:

65% - привлекают детей к посильной работе в уходе за растениями или ухаживают совместно с детьми.

                     27% - ухаживают сами родители.

3. Для воспитания у ребенка любви к природе:

                      50% - читают детям художественную литературу;

                      87% - смотрят телепередачи;

                      53% - ходят на экскурсии в природу, в музей, на выставки;

                      27% - играют с детьми в настольно-печатные игры;

                      13% - другое: проводят беседы о временах года,

                                 наблюдения.

4. 63% - бывают на природе (отдыхают, собирают грибы, ловят рыбу, любуются природой)

    16% - у бабушке, на даче (помогают сажать, ухаживать за растениями на огороде)

     13% - гуляют в парке, собирают природный материал.

5. Ребенок проводит лето: 53% - дома;

                                             23% - у бабушке;

                                             13% - на даче;

                                             10% - на море, в д/с.

6. 97% - положительно относятся к приобщению ребенка к природе в д/с.

7. Предложения родителей по организации экологического образования в д/с:    

38% -  озеленять участок д/с, привлекать детей ухаживать за        растениями;

10% - организовывать походы в лес, экскурсии на речку, в парк.

17% - разместить на участке д/с живой уголок;

3% - создать в д/с зимний сад. организовывать поездки в зоопарк, в цирк.

3. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»

ВЕДУЩИЙ: Земля – наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни: солнце, воздух и вода. Но, к сожалению, человек порой становится причиной гибели природы: загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений. Эти проблемы породили новое направление в образовании – экологическое.

Все должны понимать, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права  их игнорировать.

Необходимо с раннего возраста вызывать у детей интерес к окружающему и воспитывать бережное отношение к природе, закреплять эти чувства в школе. Следует не только обогащать их новыми знаниями, но и формировать ценностное отношение ко всему живому. Для этого нужно самим любить и беречь природу, владеть системой экологических знаний. Наша игра направлена на закрепление и пополнение имеющихся знаний, на повышение компетенции родителей в вопросах экологического воспитания  дошкольников.  

Ведущий предлагает родителям разделиться на две команды, придумать название и девиз.

1. РАЗМИНКА « А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

(ведущий задает по очереди вопросы каждой команде, жюри оценивает: за каждый правильный ответ 1 балл)

ВОПРОСЫ К БЛИЦ-ИГРЕ «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33,5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15.Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых?                          (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? ( солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеится, то на траве обязательно будет роса. (туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)

 Общий вопрос к командам: Что такое экология?

Экология (от греческого «ойкос» - дом, жилище, местопребывание и «логос» - наука,  значит, можно сказать, что экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой и друг с другом, о взаимоотношениях человека с природой.

(вывешивается плакат)

Ведущий: Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- все связано со всем;

- все куда-нибудь девается;

- все что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

2. ЗАДАНИЕ  Придумать примеры, подтверждающие эти высказывания

3. ЗАДАНИЕ  Составить из букв слова  «жаворонок», как можно больше слов, имеющих отношение к природе. ( жар, ворона, ворон, вожак, кора, крона, воронка, ров, рак, корова, ).

                        (Побеждает команда назвавшая больше слов).

4.ЗАДАНИЕ Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

пескарь - живет в песке;

линь – «линяет», т. е. меняет цвет с желтого на розовый;

синица – поет «зинь-зинь»;

кулик – кричит «куик»;

стрекоза – стрекочет;

щегол – денди, щеголь;

козодой – так и вьется вокруг пасущихся стад;

слепень – кусает так больно, что в глазах темно,слепнешь;

волк – добычу тащит волоком;

насекомое – насечки на туловище)

ВЕДУЩИЙ   Экологическая культура – это не только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин. Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечению дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

  1. воспитание экологической культуры;
  2. формированию навыков, взаимодействие с растениями и животными.

5. ЗАДАНИЕ   Привести примеры организации детской деятельности в семье для решения данных задач.

6. ЗАДАНИЕ Игра – имитация (каждая команда получает задание изобразить  природное явление, объект живой природы): землетрясение, жираф, вьюга,  медведь, листопад,  гололёд, кукушка, дождь, слон,  таяние сосульки.

7. ЗАДАНИЕ  Музыкальный марафон «Кто кого перепоёт», (песни о природе по одному куплету).

Подведение итогов  «Деловой игры»

ВЕДУЩИЙ Вот и подошел к концу наша игра оцените степень своего участия в его работе и выберите фишку соответствующего цвета:

красную – «в основном слушала и запоминала, так как некомпетентна в вопросах экологии»;

желтую  -  «могла быть активнее, но не хватило знаний»;

зеленую – «активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

                                     (родители выполняют задание)

ВЕДУЩИЙ  Ваша самооценка показывает, что тема, затронутая на нашей игре не оставила никого из вас равнодушным и способствовала повышению вашей компетентности в вопросах  экологии.

Показ мини - спектакля ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

(дети подготовительной группы)

Действующие лица:

Ведущий

Лесная Фея

Зайчик

Белочка

Лисичка

волчонок

Еж

Цветы

Мухоморы

Ход представления:

( входят зайчик (он плачет) и белочка (она его успокаивает).

Ведущий: Что же зайчик ты не весел?

  Что головушку повесил?

  Что грустишь и не скачешь?

  Почему так горько плачешь?

Зайчик:  Пастушок мне дудку дал,

 Чтобы я на ней играл.

   Ее я где-то обронил,

     Оттого и загрустил!

Ведущий: Мы тебе поможем!

                  Еж в лесу живет.

                  Дудочку, быть может,

                  Он твою  найдет.

                  Вместе с белочкой идите,

                  Лес дорогой – берегите!

( заяц и белочка берутся за руки и шагают по залу. Звучит музыка. выходят девочки – цветы и исполняют короткий танец. По окончании танца присаживаются на месте)

Белочка: Ах, какая красота!

                 Закружилась голова!

                 Мы сейчас цветов нарвем,

                 Букет красивый соберем!

Зайчик: Как красив цветочный луг!

               Ты не рви цветов, мой друг!

               Пусть ими наслаждаются,

               В  ароматах купаются.

Цветы: Заяц верно говорит!

              И к ежу вам путь открыт.

(Цветы уходят, заяц и белочка идут дальше. Навстречу им выходят лисички)

Лисичка: Я – лисичка, я – сестричка.

                 У меня в кармане спички,

                 С ними я люблю играть,

                 Сухой хворост поджигать!

Белочка: Спички в лесу - не игрушки!

                Ими обжечь можно ушки!

                Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

                Закончиться может забава ужасно.

Зайчик:  В лесу очень сухо бывает порой

                  Костер обернется серьезной бедой!

                  Ты лучше домой поскорее ступай,

                  Со спичками больше в лесу не играй!

( лисичка уходит, появляются мальчики – мухоморы)

Белочка: Грибы съедобные я знаю

                 И на зиму их запасаю.

                 А мухоморы – вредные,

                 Хоть издали заметные.

                 Давай потопчем их скорей,

                 Чтоб уберечь лесных зверей!  

Зайчик: Их топтать тебе не дам!

               Неизвестно много нам.

               Мухомор, как я слыхал,

               Зверятам многим помогал.

               Звери кушают их чтобы,

               Излечиться от хворобы.

Мухоморы:  Это верно, это правда!

                       Знайте Белочка и зайка:

                       Чтобы вам до ежика дойти –

                       Берегите лес в пути!

( заяц и белка идут дальше. Появляется волчок, он громко играет на барабане)

Белочка: Что за шум? Что за гам?

                 У волчонка – барабан!

Зайчик:  В лесу должно быть тихо,

                В лесу нельзя шуметь,

                Даже очень громко петь.

                Испугаются зверушки убегут с лесной опушки.

Волчок: Хочу шуметь, и буду! (барабанит)

Белочка: Ты птичек всех спугнешь,

                 Вот помолчи и послушай…

( в записи: голос кукушки)

                  Кукушка в тишине

                 « Ку-ку, ку-ку!» – не громко

                 Поет тебе и мне.

(в записи: стук дятла)

Волчок: А это кто – синичка?

               А может соловей?

               Послушай, что за птичка

               Стучит среди ветвей?

Зайчик: А это дятел, слышишь?

               Стучит, не устает.

               Деревья дятел лечит,

               Здоровье им дает!

(появляется еж)

Зайчик и Белочка: Здравствуйте, дядюшка Еж!

Еж: Здравствуйте, малыши!

       Ух, какие крепыши!

       Здесь я лес сторожу,

       За порядком слежу.

Зайчик: Мы его не нарушали!

Белочка: В лесу веток не ломали!

Зайчик: Цветов не мяли!

               Грибы не топтали1

               В лесу не кричали!

               И всем помогали!

Еж: Молодцы!

        Берегите лес, все живое в нем:

        И зверяток. и птенцов,

        Паучков и матыльков!

        Ведь лесной народ тогда

        Будет вас любить всегда!

Белочка: Мудрый Еж! К тебе мы шли,

                 Чтобы дудочку найти.

Еж: Я дудочку вашу в лесу отыскал

        И Фее Лесной на храненье отдал.

        Нам только позвать ее надо: «Ау!»

         Давайте все дружно: «Ау!»

Фея: Я иду! (появляется Лесная Фея)

          Рада видеть вас, друзья!

          Зайка, дудочка твоя?

Зайка: Да!

Фея: Всех зверят ты в круг зови,

          Крепко за руки бери,

          С дудочкою вы опять,

          Дружно будете плясать!

( Звучит музыка, все герои, образуя круг, танцуют)

Ведущий: Ну, вот и закончилось приключение.

                  Надеюсь, у всех хорошее настроение?!

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Цель нашего собрания опредилить оптимальные условия формирования самостоятельности ребенка в процессе трудовой деятельности.Первые проявления самостоятельности наблюдаются у детей в раннем в...

Родительское собрание по теме "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста" (средняя группа)

Родительское собрание в средней группе организовано с целью повышения культуры поведения детей и приобщения родителей к данной теме....

Родительское собрание в средней группе «Привитие детям любви к природе»

Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей....