ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Красавица река - Лена»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

минигалиева анна валентиновна

. .

. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Поэтому я считаю, что очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к реке и водным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negosudarstvennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №211 ОАО «РЖД»

                       

                                                           

                             

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Красавица река - Лена»

                 

                 Автор:

                                                           Воспитатель: Минигалиева А.В                

                                                                .

                                                 

г. Усть-Кут.

2012

Тема: «Красавица  река - Лена»

Вид: Познавательно – исследовательский.        

Рассчитан на 5 дней с учётом подготовки.

Итоговое мероприятие: День открытых дверей

Драматизация сказки «Глупый лягушонок»

Презентация «Вода - краса всей природы»

Участники: Воспитатели: Минигалиева А.В. дети средней  группы, младший воспитатель М.В.Рыженина, музыкальный руководитель Майстэ И.Ю, родители детей среднейгруппы.

Актуальность.

Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вокруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своём доме, на работе, в детском саду, элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Поэтому я считаю, что очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к реке и водным ресурсам.

,Цель. 

Приобщить детей к бережному отношению к реке Лена. Развивать у детей интерес исследовательской деятельности, осуществить практические дела, направленные на сбережение запасов чистой воды, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

 

Предполагаемый результат.

 Закладываются основы бережного отношения к водным ресурсам.

Воспитывается ответственность за порученное дело

Развивается коммуникабельность

Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых

Интеграции в ходе реализации проекта:

Познание:

- Расширить представление детей о реке Лена, о её водном мире.

- Показать этапы развития земноводного животного на примере лягушки.

Показать значение реки и водных ресурсов в жизни человека.

Развивать познавательные способности, творческие навыки.

- Воспитывать  бережное отношение к реке и  главному источнику жизни воде.

Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Уяснить, что всё живое имеет право на жизнь, право на уважение.

Коммуникация:

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. ( жидкая, бесцветная, разноцветная, прозрачная);

Продолжать учить детей внятно произносить в словах согласный (с,ш).

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов

Чтение художественной литературы:

 Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Углублять знание детей о воде через народный фольклор.

Учить детей читать наизусть небольшие стихотворения.

Физическая культура.

  Приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнений на прогулке

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве..

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Художественно-эстетическое.

 Продолжать учить правильно, держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.

Приучать осушать промытую кисть о бумажную салфетку.

Учить видеть красоту основной формы, её частей, цвета.

Закреплять знание цветов ( синий, фиолетовый).

Учить детей: предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, (рыбки, водоросли), аккуратно наклеивать на бумагу, пользоваться салфеткой.

Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Музыка:

Развивать умение слушать музыкальные произведения.

Социализация:

 Способствовать формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Формировать умение анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

Активизировать стремление совершать благородные поступки радоваться результату.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами помогать друг другу.

Беседовать с детьми о членах семьи, подчёркивать их заботу друг о друге

1 этап – подготовительный

Задачи:

1. Разработать  структуру проекта.

2. Подобрать информационный, литературный, иллюстрированный материал по теме «Водичка - водичка»

3. Подобрать демонстрационный материал по теме «Водичка – водичка»: плакаты, иллюстрации, одноразовую посуду, наборы игрушек (рыбки).

4. В Интернете найти консультации для родителей, раскраски для детей.

5. Подобрать конспекты занятий.  

Используемая литература

Методическая литература

1. . Волчкова В.Н, Степанова Н.В «Конспекты занятий всредней группе» ТЦ «УЧИТЕЛЬ» Воронеж 2006

  3. Хрестоматия для детей дошкольного возраста  «Просвещение»

Москва.

 4. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.

Художественная детская литература:

5. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду

Издательство просвещение 1982

Детская литература.

Малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;

Интернет

Детский сайт«Солнышко», - раскраски, стихи, загадки.

Содержание проекта
Минигалиева Анна Валентиновна средняя группа
Тема: «Красавица река - Лена»

1.Основная часть (тема, актуальность, цели, задачи,

этапы работы) – 3 листа

2.Таблица интеграции

различных видов

деятельности в ходе

реализации проекта – 6 листов

3.Список используемой

литературы -1 лист

4. Конспекты – 2

5. Дидактическая игра «Тучки и капельки» -1

«Разноцветные капельки», - 1

6. Подборка опытов, наблюдений, игр -  5 листов

Опыты.

Опыт № 1

«Окрашивание воды».

Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются  в воде. Чем больше Выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.

Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер–сюрприз.

      Взрослый и дети рассматривают  в воде  игрушку киндер–сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает  окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но  не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик

с чёрной водой – игрушка не видна.

Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.    

Опыт№2

Ветер по морю гуляет.

 Цель: Обнаружить воздух.

Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

    Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.

Опыт №3.

«Буря в стакане»

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.

Опыт №4.

Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой.  В оба стакана положены мерные ложечки или палочки.

В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Наблюдения

 - Воспитывать бережное отношение к природе.

- Развивать наблюдательность.

- Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

 - Наблюдения за аквариумными рыбками. Закреплять названия рыбок; знания детей о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища. Загадать детям загадку об аквариуме.

- Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.  (Вода.)

На карнизе – леденцы,

Серебристые зубцы.

C них от солнца по асфальту

Капельки забулькали.

Говорят, нельзя сосать их,

А зовут…              (Сосульками.)

 

 Белая звёздочка с неба упала,                    

Мне на ладошку легла… и пропала.   (Снежинка.)

 Летом бежит, зимой спит,

Весна настала, опять побежала.      (Река.)

 

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?     (Весной.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем не найдём.       (Роса.)

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит журчит.           ( Ручей.)

Физкультминутка № 1.

«Дождик».

Дождик песенку поёт:     (  Дети свободно встряхивают пальцами рук)

Кап, кап…

Только кто её поймёт –  ( Недоумённо разводят руки в стороны.)

Кап, кап?  

Не поймём ни я, ни ты,   ( Показывают на себя, на соседа.)

                                         

Да зато поймут цветы,  ( Показывают пальцами как распускаются цветы.)

                                         

И весенняя листва,          ( Удерживая руки перед собой.)

                                              

И зелёная трава…           ( Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву.)

Лучше всех поймёт зерно:  (  Показывают,  как держат в руках зерно.)

Прорастать начнёт оно.  (  Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)

Физкультминутка№2

«Кораблик".

Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

   По реке плывёт кораблик,

( Складывают ладони  лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

   Он плывёт издалека.

(  «Лодочки»  двигаются змейкой в направлении от груди вперёд.)

На борту его четыре

Очень  храбрых  моряка.

( Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец).

У них ушки на макушке,

(Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

У них длинные хвосты,

( Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

( Делают скребущие движения руками по ковру.)

Пальчиковая гимнастика.

«Весёлые рыбки».

Рыбки весело плескались,  ( Ладоши ударяют по столу.)

В чистой тёпленькой воде .

То сожмутся, разожмутся,  ( Сжать и разжать кулачки.)

 То закружатся в воде.    (Винтообразные движения кистями.)

Рыбки плавают в водице,  (Движения кистями влево – вправо.)

_ 

Рыбкам весело играть.   (  Ладошками ударяют по столу.)

Рыбки, рыбки, озорницы.)  

Кто сумеет вас поймать?  (Похлопать в ладоши.)

 

        Пальчиковая гимнастика.

«Капель».

Кап, кап, кап – звенит капель,  (Ритмично, на каждый слог стучат

подушечками пальцев, начиная с большого, по столу).

 Приближается апрель.

Утром снова солнце встанет,  (  Сжимают и разжимают пальцы.)

Будет снова припекать,  

По крыльцу  забарабанит   ( Стучат по столу пальцами.) 

Капель весёлая опять.   (  Хлопают в ладоши.) 

 

Упражнение на произношение звука [е] «Водичка».

Есть у дождика сестричка - с-с-с,

Это быстрая водичка - с-с-с,

С...- она свистит, поёт - с-с-с,

И струёй из крана льёт - с-с-с,

Эту песенку послушай - с-с-с,

Мойте чисто с мылом уши -с-с-с.

Тема: «Прятки» - игры с водой.

Цель:    способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

  1. подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
  2. развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
  3. воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка мышонок-Почемучка, игрушки из киндер - сюрприза.

Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».

Ход занятия.

В группу приходит мышонок - Почемучка и предлагает детям поиграть.

- Раз, два, три, четыре, пять - будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз-два, раз-два - начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять - пора глазки закрывать.

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой. - Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку? Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять - можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три - игрушки отыщи!»

Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

Выводы:

  1. мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не   видно;
  2. тёмная водичка спрятала игрушки;
  3. в чёрной водичке игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

Тема: «Тёплая капелька, или поможем лягушонку умыться».

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных

представлений о свойствах воды; познакомить со способом

получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной;

  1. развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  2. закреплять культурно - гигиенические навыки;
  3. развивать чувство взаимовыручки;
  4. воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки дидактическая игрушка лягушонок.

Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытьё игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное - горячее».

Ход занятия.

Приход в группу Лягушонка с грязными руками и щёчками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

Игра с горячими и холодными капельками. Воспитатель выясняет ощущение детей и Лягушонка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему.

Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замёрзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).

Воспитатель: Можно ли помочь Лягушонку? Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

  1. подождать, когда вода остынет ( но это долго);
  2. поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась ( на это тоже нужно время);
  3. смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).

Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься: получать тёплую капельку путём смешивания горячей и холодной воды.

Что, для этого необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет.)

Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять ёмкость чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, когда она прольётся. Дети рассказывают Лягушонку о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания холодной и горячей воды и предлагают Лягушонку умыться:

Водичка, водичка, умой Лягушонку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

В конце экспериментирования дети делают выводы:

  1. чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую с холодной;
  2. В кране тоже можно получить тёплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

После занятия дети инсценируют сказку «Лягушонок»: Лягушонок, встречаясь с героями сказки, спрашивает у них, каким образом можно получить тёплую воду. Дети в образах героев сказки отвечают Лягушонку. Таким образом, закрепляется умение формулировать выводы.

Беседа.

Тема:  «Есть ли у воды цвет?  А запах?».

Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

Давайте представим осеннюю пору.  Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Беседа.

Тема:  «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?

Правильно! Вода нужна нам для  питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе  вспомним, для чего люди используют воду.

Проснувшись  утром, мы прежде всего умываемся и чистим зубы. Значит, нам  нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! »

Так – то  оно так,  но  ведь и людям, животным,  и  растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое : засыхают растения на берегах рек  и озёр, погибают птицы, болеют  звери и люди.

Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы  от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду,  не лить её зря.

Беседа.

Тема: «Вода и её превращения».

Вода наполняет ручьи  и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки.

Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и  сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Без воды не могут жить люди, животные и растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Педагогический проект для детей подготовительной группы "Красавица и труженица- река Лена"

Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.Знакомя детей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление с ихтиофауной реки Лена Жиганского района в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта...

педагогический проект - здоровая река - здоровые люди

формировать культуру здоровья через повышение экологической компетентности детей дошкольного возраста....

Педагогический проект «Течет река Волга»

Педагогический проект «Течет река Волга»...

Проект "Река лена"

Пояснительная записка Светлой Лены берега, Богатейшая тайга, И равнины и поля, И холмы – Ну и земля! Сто угодий,Сто проток, Убыстряющий поток. Леонид Попов.Современные проблемы взаимоотношений ч...

Паспорт педагогического проекта «Красавицы матрешки»

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку....