Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гудукина Ирина Владимировна

Считаю важным, чтобы дети знали как вести себя в экстремальных ситуациях!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Важно!57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Гудукина И.В.

г. Новокузнецк

МБ ДОУ «Детский сад №149»

2013г.

В разделе программы «Детство» «Ребёнок входит в мир социальных отношений» выделяются следующие задачи:

  1. понимание значения укрепления здоровья;
  2. представления о возможных травматических ситуациях, опасных для здоровья, умение с опорой на картинки показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе или другим;
  3. представления о правилах безопасного поведения и разумных действиях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Считаю эти задачи жизненно важными и актуальными. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

Наш детский сад работает по лексическим темам, предложенными учителем-логопедом, а мы попытались в соответствии этим темам распределить работу по обучению детей правилам поведения в экстремальных ситуациях.


Лексические темы.

Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Сентябрь

4 неделя – «Детский сад»

Ознакомление с групповой комнатой; запретные зоны; поведение в умывальной, раздевальной и спальной комнатах. Участок Д/с – обследование на предмет безопасности.

Октябрь

1 неделя – «Золотая осень»

2 неделя – «Овощи-фрукты»

3 неделя – «Хлеб – всему голова. Злаковые»

4 неделя – «Семья»

Беседа: «Почему необходимо мыть овощи и фрукты» (какие последствия могут быть в случае употребления в пищу грязных овощей и фруктов). Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Воспитывать у детей бережное отношение к членам семьи, отношение к больному человеку (чувство сострадания, стремление помочь больным). Знать телефон скорой помощи.

Ноябрь

1 неделя – «Поздняя осень»

2 неделя – «Дом»

3 неделя – «Наш город, моя улица»

4 неделя – «Транспорт»

Дом – жилище человека. Учить детей избегать опасностей, соблюдать меры предосторожности: знать, что нельзя трогать провод; включать электроприборы; открывать крышку кастрюли с кипящей водой; нельзя играть в комнате в подвижные игры; нельзя высовываться из открытого окна; никому нельзя открывать дверь. Беседа: «Предметы требующие осторожного обращения». Знать телефон службы спасения.

Беседы: а) «знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить где ты живёшь?» б) «К кому нужно обращаться за помощью, если ты потерялся на улице». Ситуация: улица на которой ты живёшь – найди дорогу. Беседа о правилах поведения в общественных местах, о правилах дорожного движения. Помочь детям запомнить правила безопасности на дорогах. Сюжетно-ролевая игра «Мы – пешеходы».

Декабрь

1 неделя – «Зима»

2 неделя – «Одежда»

3 неделя – «Части тела и предметы гигиены»

4 неделя – «Новый год»

Беседы: «Береги своё здоровьё» (обморожение, холодный воздух, оказание первой помощи), «Осторожно, гололёд».

Беседы: «Опасно ли быть неряхой», «Одежда и здоровье» (чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться).

Беседы: «Как движутся части тела», «Личная гигиена».

Ситуация: «Нарядили ёлку, зажгли бенгальский огонёк». Беседа о труде пожарных.  «Огнеопасные предметы в доме».  Оказания первой помощи при ожогах.

Январь

1,2 недели – «Зимние развлечения»

3 неделя – «Дикие животные»

4 неделя – «Профессии», «Инструменты»

Беседа о мерах предосторожности во время игр на прогулке (катания с ледяной горы, на лыжах, коньках, метания снежков).

Меры предосторожности в лесу (встреча со змеёй, ежом). Ситуация: «Ты с мамой пришёл в зоопарк» (можно ли кормить и дотрагиваться до животных).

Меры предосторожности в обращении с инструментами труда. Оказание первой помощи при травмах.

Февраль

1 неделя – «Зимние птицы»

2 неделя – «Домашние животные»

3 неделя – «День защитника отечества»

4 неделя – «Наш календарь»

Беседа: «Как правильно вести себя с домашними животными» (запрещённые действия с животными и обучение приёмом самообороны).

Беседа: «Для чего нужна армия». Ситуация: «Пограничник ушёл с поста».

Март

1 неделя – «8 марта»

2 неделя – «Весна пробуждение природы»

3 неделя – «Перелётные птицы»

4 неделя – «Наш уголок природы»

Осторожное отношение с некоторыми комнатными растениями и животными в уголке природы.

Апрель

1 неделя – «Земля – наш дом»

2 неделя – «Явление природы - вода»

3 неделя – «Космос»

4 неделя – «Лес, поле, луг»

На жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. Будем беречь и охранять природу.

Беседа: «Вода – друг и враг» (наводнение). Ситуации: «Неисправный кран», «Уходя из дома забыли закрыть кран».

Беседы: «Правила поведения в лесу», «Осторожно – ядовитые растения». Настольная игра «Сбор грибов и ягод» (съедобные и не съедобные).

Май

1 неделя – «Труд людей на огороде, в поле»

2 неделя – «Насекомые»

3 неделя – «Я и улица»

4 неделя – «Здравствуй, лето»

Меры предосторожности с орудиями труда.

Беседа о пчёлах и клещах. Меры предосторожности. Чтение: «Муха – грязнуха».

Беседа: «Внешность человека может быть обманчива». Ситуация «Ребёнок и его старшие приятели» (зовут играть в подвал, на стройку). «Контакты с незнакомыми людьми на улице». Праздник «Юным пешеходам зелёный свет».

Беседы: «Безопасность на воде», «Солнце друг и враг».

Работа с родителями.

Анкета для родителей.

  1. Оставляете ли вы своего ребёнка одного дома?
  2. Отпускаете ли во двор одного гулять?
  3. Разрешаете ли открывать входную дверь?
  4. Разрешаете ли подходить к телефону?
  5. К кому ребёнок может обратиться за помощью?
  6. Знает ли телефоны бабушки, соседей?
  7. Разрешаете ли вы подходить и выключать электрические приборы, аппаратуру?
  8. Учите ли вы своего ребёнка тому, как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?
  9. Что больше всего тревожит вас, что является для вашего ребёнка наиболее опасным?
  10. Считаете ли вы, что у вас с ребёнком доверительные отношения? Ребёнок откровенен с вами?

Папка -  передвижка «Основы безопасности и жизнедеятельности детей».

Консультации:

  1. Ребёнок дома.
  2. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  3. Правила поведения в транспорте.
  4. Использование и хранение опасных предметов.
  5. Дети и природа.

Ширма:

  1. Растим пешеходов.
  2. Осторожно, ядовитые грибы, ягоды.
  3. Вода – друг и враг.
  4. Режим дня.

Чтение детям.

  1. Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси - лебеди».
  2. Чуковский К. «Котауси и Мауси», «Мойдодыр».
  3. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом».
  4. Заходер Б. «Все на свете друг другу нужны».
  5. Барто А. «Девочка чумазая».
  6. Тувим Ю. «Овощи».
  7. Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер».

Литература.

  1. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки», Москва 2003г.
  2. Авдеева Н.Н. «Безопасность», Санкт-Петербург «Детство пресс», 2002г.
  3. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Москва 2001г.
  4. Вахрушев А.А. «Здравствуй, мир!», Москва 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СЕМЬЕ!

Рекомендации при обучении  правилам дорожного движения в семье....

26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Методические рекомендации  для педагоговТема:«Обучение детей  дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»Подготовила:воспитатель Гиззатуллина Л.П.Все ...

Обучение родителей воспитанников правилам поведения в экстремальных ситуациях

Обучение родителей воспитанников правилам поведения в экстремальных ситуациях...

Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения

Описание опыта работы ответственного по БДД в ДОУТерентьевой Ларисы Борисовны...

конспект квеста по теме основы безопасности жизнедеятельности дошкольника "правила поведения в экстремальной ситуации"

повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и кбезопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых пра...