«Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»
материал

Кальнина Ольга Викторовна

представление опыта работы по обучению детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта «Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»

В рамках августовской конференции педагогических работников

ЗАТО Северск «От национальной стратегии развития образования к образовательному результату»

27-28 августа 2019 г.

Кальнина О.В.

       Одно из  направлений нашего ДОУ -  это подготовка воспитанников к школе, обеспечение  равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

         Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.  

      Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

     Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

      Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

       Важное значение имеет специально организованная, игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Здесь и шахматные короли и королевы, и различные герои мечтающие научится играть в шахматы. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах шахматной доски.

   Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории и загадки о шахматах могут придумывать и педагог, и родители совместно с детьми.  Дети, проявляя инициативу, самостоятельно придумывают  всевозможные истории с героями занятий. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные,  они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Незаметно для себя, ребенок научается самостоятельно  принимать решения и находить выход,  и даже не догадывается, что  его обучают.

      В нашем детском саду знакомство с шахматами началась не с игры, а со знакомства с историей шахмат и шахматными фигурами.

    С историей шахмат мы знакомим детей,  используя наглядный материал.

 Дети прекрасно владеют информацией и сами с радостью и легкостью делятся ею с другими детьми, рассказывая об истории шахмат опираясь на картинки в альбоме об истории шахмат.  В игровой форме мы знакомимся с фигурами и их возможностями на шахматной доске.

 Помещение для занятий шахматами оборудовано магнитной доской, которой дети пользуются не только во время занятий,  но и в свободное время, рассказывая другим детям о шахматах и ходах шахматных фигур. Используя магнитную доску,  играем в  игры на запоминание адреса, когда каждый ребенок может попробовать найти место жительства каждой шахматной фигуры.  С каждой фигурой проводим серию игр на запоминание местоположения и возможных ходов: «Найди свое место», «Кто соседи?»,  «Обойди противника», в этом нам помогает  нетрадиционное оборудование:  баннер с изображением шахматного поля, с его помощью игра в шахматы может проходить как в помещении, так и на свежем воздухе. Дети,  надев маски-шахматы с легкостью, посмотрев на друзей, могут назвать «Кто соседи?»  или найти «Свое место» на шахматном поле, на котором  дети наглядно могут увидеть ходы и положение фигур. Всевозможные карточки, игры, например «Чей ход?» -  с ее помощью дети не только запоминают как ходит фигура, но и самостоятельно прокладывают маршрут движения, выкладывая его на шахматной доске. Маски, которые показывают принадлежность к той или иной шахматной армии белых или черных фигур, с их помощью ребенок сам становится на место фигуры и уже называет  свое местоположение и свои возможные ходы. Дети самостоятельно придумывают игры с масками-шахматами, что дает им возможность развивать свои творческие способности. По итогам года, в экспериментальной группе значительно повысились показатели: коммуникативная деятельность, регулятивная и познавательная деятельность.

Таким образом – шахматы выполняют сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, наши дети проявляют инициативу и самостоятельность в  разных видах деятельности, логически рассуждают, проявляют любознательность,  просчитывают свои действия, предвидят реакцию соперника. Дети владеют развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. У детей развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив.

 Воспитательная. Играющие в шахматы воспитанники способны к волевым усилиям, следуют социальным нормам поведения, принимают собственные решения, опираясь на свои знания. Договариваются,  учитывая  интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

  Таким образом, играя с  ребенком дошкольного возраста в шахматы, мы закладываем прочный  и надежный «фундамент» для обучения в школе. В соответствии с общими положениями ФГОС выполняем требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, тем самым выполняя целевые ориентиры для ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Исследования показывают, что дети,  с дошкольного возраста играющие  в шахматы, - сообразительнее, учеба дается им легче, внимательнее слушают объяснения учителя,  и успевают сразу по всем предметам – а это успех каждого ребенка! Удачи вам, наши будущие ученики!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...