ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
статья (подготовительная группа) на тему

Баркова Марина Петровна

         В системе образования весьма актуально подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению. Подготовка детей к школе в дошкольной образовательной организации включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. В целом развитие ребенка в дошкольном возрасте является предпосылкой того, что формируется адаптация к условиям школы и систематической учебе. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Дюймовочка»

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Подготовила:

 воспитатель Баркова М.П.

                                                  2016г.

         В системе образования весьма актуально подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению. Подготовка детей к школе в дошкольной образовательной организации включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. В целом развитие ребенка в дошкольном возрасте является предпосылкой того, что формируется адаптация к условиям школы и систематической учебе. 
        В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей неготовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе, гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.   В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура.      Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.    Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. 
       В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда. 
Многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. От того, как ребёнок подготовлен к школе, всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психическое самочувствие. 
       Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.   Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. 
        Наиболее широко понятие «элементы учебной деятельности» представлено в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей.      Учебная деятельность определяется в них как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.    Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий, в ходе которых дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся  на них общих способов решения конкретно-практических задач.  

        Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшей составляющей успешной учебной деятельности является мнение понимать суть учебной задачи и решать ее (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).  Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения  свойств предметов или явлений и в решении определенного класса конкретно-практических задач.    Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено  как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

       Эльконин Д.Б. отмечал, что не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая задача, которая содержит в себе учебную проблему. Выготский Л.С. указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира

         Божович Л.И. представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения: 
         - мотивы, связанные с потребностью в общении; 

          - мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности. 
        Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника». 

        Запорожец А.И. также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

            Эльконин Д.Б. отмечал, что успешная деятельность не тождественна усвоению знаний, умений и навыков, которые ребенок может получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Доказано, что развитие учебной деятельности возможно, прежде всего, на основе сознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому важной предпосылкой учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами, которые позволяют решать ряд познавательных и практических задач, выделять новые связи и отношения. 
      Важными элементами учебной деятельности являются обобщенные учебные умения,     на основе     которых    формируются    универсальные  учебные действия.  Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. 
Среди предпосылок учебной деятельности выделяются противоположные по сути умения: умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач. 
       Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль  за способом выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образа действий, то есть сопоставления  реально производимого ребенком действия с образцом, то есть без контроля учебная деятельность лишается своего основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать именно с формирования названных умений.
        К предпосылкам учебной деятельности относится также      сформированность личностного (мотивационного) компонента. Л.А. Венгер отмечал, что первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов: 
          -   отношение к учению как к важному общественно значимому делу; 
          - стремление к приобретению знаний; 

          - интерес к определенным учебным предметам. 

          Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, 
формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почтенное в глазах ребенка положение школьника и. с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое. 

         Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей.     Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей. 

       Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: 
          - от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; 

          - от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; 

         - от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; 

        - от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; 

         - от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. 
         Важнейшей    составляющей     педагогического  процесса  становится

личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
        Таким образом, к первостепенным задачам дошкольного образования относятся развитие: эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам. 
       Реализация данных задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.

   Основаниями преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: развитие потенциальных возможностей ребенка, обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности, учет «зоны ближайшего развития», создание условий для включения ребенка в социальные формы общения. 


Список литературы: 

1.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. - Томск: Пеленг, 1992. 


2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. 


3. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2007.

 
4. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепция и технологии. - Волгоград, 2004. 


5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2003.

 
6. Тимофеева Л.Л., Майер А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. - М., 2013. 


7. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ - Ростов н/Д, 2011.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе.

Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями, а не от знания букв...

Интеграция знаний из разных образовательных областей-важный аспект подготовки ребенка к школе

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, труднее и продолжительнее проходит пери...

Современные аспекты подготовки детей к школьному обучению

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ?...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе.

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки ребенка к школе. Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинств...