Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Наталья Аркадьевна Каратаева

 

Ø  Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytnaya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот.

Материал подготовлен воспитателем Натальей Аркадьевной Каратаевой (1 КАТЕГОРИЯ).

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

«Ознакомление детей с магнитами».

Цель:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «магнит» и его свойствами.
  2. Формировать умение приобретать знания, полученные при проведении практических опытов, делать выводы, обобщения.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  4. обогащать словарь детей.

Оборудование:

  1. Магниты на каждого ребёнка.
  2. Предметы из железа;
  3. Предметы из бумаги, пластмассы, дерева, алюминия, ткани, меха, проволока из железной меди и алюминиевой, резины, кожи  и т.д.
  4. 2 подносика.
  5. Банка с водой.
  6. Рыбки с магнитиками.
  7. Картонные коробки с нарисованной дорогой.
  8. Маленькие гоночные железные машинки.
  9. 2 палочки с магнитами.
  10.  Бабочка из бумаги.
  11. Панно из бумаги с нарисованными цветами.
  12. Подковообразные магниты – 2 шт.
  13. Картинки, где используется магнит.

Ход занятия.

Воспитатель:

    Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и познакомимся с их свойствами. Магнит – это камень,  у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами. Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами. У каждого из вас есть магниты, которые имеют разную форму и размеры. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? - холодный, твердый, железный, тяжёлый.

   Ребята, а скажите, все ли предметы притягивают магниты? Давайте проведём опыт.

Опыт 1.

На столе разложены различные предметы: мягкая игрушка, деревянные карандаши, пластмассовые пуговицы, стеклянная чашка, металлические предметы – булавка, гвозди, скрепки, алюминиевая ложка, бумажный кораблик, монеты, маленький магнит.

  1. Подносим магнит поочерёдно ко всем предметам – каждый ребёнок выбирает себе предмет и своим магнитиком проверяет, притягивается предмет к магниту или нет. Предметы, которые не притягиваются, кладём на один поднос, которые притягиваются на другой.

   Вывод: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения – это дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань, мех и т.д. – перечисляем все предметы и называем, из чего они сделаны.

   Воспитатель:

   Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Посмотрим, как действует магнит через другие материалы.

Опыт – игра № 2. Рыбалка.

  1. Посмотрите, перед нами стоит большая банка с водой. В ней плавают рыбки, к которым прикреплены маленькие магнитики. Сейчас мы начнём ловить наших рыбок. Прикладываем магнитик к банке на уровне рыбки. Когда рыбка «клюнет», медленно двигать магнит по стенке банки вверх. Рыбки будут двигаться за магнитом до поверхности воды, так все рыбки будут пойманы.

   Вывод: магнит действует сквозь стекло и воду.

Игра-опыт №3. «Гонки». «Бабочка»

Воспитатель:

   Для следующего опыта нам понадобятся картонные коробки, на которых нарисована трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики.  Для другого опыта нам понадобится лист бумаги с нарисованными цветочками и бабочка из бумаги, к которой снизу прикреплена скрепка. Одна группа будет выполнять опыт с бумагой, другая с картоном.

  1. Поставить машинки на старт, установить магнит под коробкой на уровне старта и двигать магниты по трассе. Дети делают выводы сами по окончании опыта. Так же можно провести машинку по пластмассовой и деревянной доске.
  2. Положить бабочку на лист бумаги. Провести её так, чтобы она перелетала с одного цветка на другой.

Вывод: магнит действует через картон и бумагу, пластмассу и дерево.

Опыт №4. «2 магнита».

   Воспитатель:

   А сейчас проведём ещё один интересный опыт. Нам пригодятся для этого только 2 магнитика подковообразные.

  1. Подносим магниты друг к другу – разными полюсами: магниты притягиваются.
  2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу- одинаковыми полюсами: магниты отталкиваются. Почему?

Вывод: у каждого магнита есть два полюса – южный и северный. Они окрашены разным цветом Северный – синий, южный в красный. Полюса разного цвета притягиваются, одинакового – отталкиваются.

Опыт №5. «Управляем автомобилем».

Воспитатель:

   А давайте сейчас мы попробуем стать водителями автомобиля.

  1. Один  маленький магнит с разными полюсами прикрепляем к машинке, другим магнитом двигаем машинку. Когда сближаем одинаковые полюса, машинка едет вперёд. Когда разные полюса – назад. Пусть каждый из вас попробует поуправлять машинкой.

Вывод: разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые – отталкиваются.

Воспитатель:

   Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.

  1. Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры – настольные (магнитный конструктор), шахматы, шашки, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
  2. А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т.д. – просмотр на картинках на доске.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня молодцы. Давайте повторим свойства магнита, этого чудесного камня, без которого многие предметы бы не смогли работать и помогать человеку в его жизни. – дети отвечают и доказывают проведёнными опытами.

Чтобы наше занятие у вас запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник. Если вы захотите провести опыты самостоятельно – вы всегда можете использовать нашу лабораторию, где вы всегда найдёте разные магниты.

Воспитатель дарит всем детям магнитики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....