Конспект занятия "Секреты света"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Павлова Олеся Сергеевна

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему "Секреты света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Секреты света»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Задачи:

1) Познакомить детей со свойствами света: преломлением, отражением ("Познание")

2) Познакомить детей с принципом образования тени ("Познание")

3) Выявить зависимость яркости тени от близости источника света ("Познание")

4) Смоделировать наглядно смену дня и ночи ("Познание")

5) Развивать умение делать выводы ("Коммуникация")

6) Воспитывать самостоятельность, активность ("Коммуникация")

7) Развивать слуховое восприятие информации, мышление, аккуратность при работе, умение работать сообща ("Социализация")

Методы и приемы: (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

- практические - наблюдение и опыты

- наглядные - работа с иллюстрациями

Материалы и оборудование:  (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

Для воспитателя: настольная лампа, глобус, карманное зеркальце

Для детей: карточки с изображением разных источников света (лампа, свеча, костер, фонарь, окно и т.д), картон и бумага, карманные зеркальца, карманные фонарики, мячики, разные небольшие игрушки

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

Двигательная

Подвижная дидактическая игра "Вспомни свойства света"

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование со световым лучом

Моделирование смены дня и ночи

Коммуникативная

Отгадывание загадок

Ответы на вопросы

Трудовая

Познавательные опыты и задания

В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

Чтение художественной литературы

Пальчиковый театр теней

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Рассказать детям стихотворение Г. Кузнеца "Лучик"

Дети слушают стихотворение, настраиваются на работу

Вызвать позитивный настрой к получению новых знаний, повысить интерес к свойствам света

2.

Беседа о частях суток.

Дети отвечают на вопросы:

- Какое сейчас время суток?

- В какое время вы приходите в детский сад?

- Что вы делаете ночью?

- А днем?

- Почему ночью люди спят?

Диагностика полученных ранее знаний

3.

Загадывание загадок об источниках света

Отгадывание загадок. Дети рассматривают предложенные картинки и выбирают нужную - ответа на вопрос

Дети вырабатывают умение быстро выбрать нужное изображение, развивается мышление, навыки слухового восприятия

4.

Воспитатель предлагает детям разделиться на группы, для проведения опытов

Дети делятся на группы по 4 - 5 человек по желанию

Группа разделена на несколько подгрупп, каждая располагается за отдельным столом, где уже разложено оборудование для опытов

5.

Воспитатель предлагает провести опыт №1 - смена дня и ночи.

Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Воспитатель предлагает детям по очереди взять мячик и посветить на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет  ночь.

Дети делают вывод о смене дня и ночи в разных частях света, а так же выдвигают гипотезу, что световой луч распространяется только по прямой

6.

Воспитатель предлагает детям подтвердить гипотезу о том, что свет распространяется только по  прямой с помощью опыта №2

Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой

Дети получают подтверждение гипотезы, что свет распространяется только по прямой

7.

Воспитатель предлагает провести опыт №3, чтобы понять, как образуется тень

Дети берут в руки разные предметы со стола - картон, стакан, мяч и т.д. - и светят на них фонариком. Свет проходит через прозрачные объекты, но не проходит через плотные, образуя на стене тень. Дети делают вывод, что тень образуется, когда световой луч встречает препятствие.

Дети делают вывод о принципе образования тени

8.

Чтобы подтвердить детскую догадку, воспитатель предлагает детям провести физминутку - устроить театр теней с помощью рук, помогая детям сложить пальцы в нужную фигуру

Дети устраивают "Театр теней", показывая с помощью воспитателя фигурки животных и птиц, сложенные из пальцев рук. Дети могут сделать вывод, о том, что чем ближе предмет к источнику света, тем больше тень от него, и чем дальше предмет - тем тень четче.


.

Развитие мелкой моторики

9.

Чтобы подтвердить  зависимость тени от близости к источнику света, воспитатель предлагает провести опыт №4

Дети берут в руки фонарики и подносят к ним вплотную игрушку. Делают вывод, что чем ближе игрушка к фонарику, тем тень от нее больше. Потом относят игрушку ближе к стене, делают вывод, что чем дальше предмет от источника света, тем тень четче

Дети получают подтверждение гипотезы, что чем ближе игрушка к источнику света, тем тень больше, а чем дальше - тем четче

9.

Воспитатель предлагает детям провести опыт №5 - солнечные зайчики

Дети берут зеркальца и светят на них фонариками, поворачивают зеркальца в разные стороны, следят за передвижением солнечных зайчиков. Дети делают вывод, что солнечные зайчики образуются, если свет отражается от гладкой блестящей поверхности, вспоминают, что такое же бывает на озере в тихий безветренный день.

Дети делают вывод, что "зайчики" образуются, если свет отражается от гладкой блестящей поверхности

10.

Для закрепления нового материала и диагностики полученных знаний, воспитатель проводит подвижную дидактическую игру "Вспомни свойства света"

Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. У кого в руках мяч, тот должен назвать свойство света или описать любой опыт, который был проведен на занятии. Пока ребенок не выполнил задание, мяч передавать дальше нельзя.

Диагностика полученных знаний. Активизация двигательной деятельности.

Итоговое мероприятие:  Открытое занятие на тему "Секреты света"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Светит солнышко" во второй младшей группе

Задачи:-Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.-Учить детей рисовать предметы округлой формы.-Развивать чувство ритма.-Разви...

Конспект НОД: Свет повсюду

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста«Свет повсюду»...

Конспект НОД «Светит солнышко»

Цель:Учить создавать живописную композицию, с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный, оранжевый цвета)Развивать у детей воображение, интерес к рисованиюДоставить детям рад...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в средней группе на тему: «Свети, свети солнышко»

учить передавать образ яркого солнца цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки....

конспект занятия "Свет мой,зеркальце"

расширить представления детей об окружающем мире;познакомить с историей появления зеркала;закрепить знания о необходимости этого предмета;закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами...

Конспект "Вокруг света"

Задачи-продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор-закреплять умение детей пользоваться картой-дать представление об открытии Христофора Колумба и его значении- познакомить детей...