"Край в котором мы живем"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotorom_my_zhivem.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Варьеганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Олененок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Край,  в котором мы живем»

                                                     Выполнила

Воспитатель: И.В. Шаталина

Варьеган, 2011

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Край,  в котором мы живем»

Цель: Расширять представления детей о  родном крае.  Формировать  экогуманистическое отношение к природе.  

Задачи образовательных областей:

Познание:

  1. Познакомить детей с нефтью посредствам поисково-экспериментальной  деятельности.  
  2. Развивать и активизировать познавательную деятельность через мышление (классификацию, суждение, умозаключение), внимание и память (вербальную, двигательную, образную аффективную).
  3. Формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Коммуникация

  1. Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Безопасность:

  1. Формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Социализация:

  1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
  2. Воспитывать  чувство любви и уважения к родному краю.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность

Планируемый результат

  1. Сформировать  у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.
  2. Воспитывать  чувство любви и уважения к родному краю

Интеграция П, К, Б. С.

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор, видео письмо, документальный фильм о Югре, три воздушных шарика с конвертами, нефть, платок, контейнер для воды, чайные ложки, одноразовые тарелки, листы бумаги,  покрытые воском, поролоновые губки, гуашь зеленого цвета, влажные салфетки, емкости для воды, аудиозапись звуков леса, шумовые эффекты.

СЛАЙД №1

I. Создание совместного настроя на работу

  Дети входят в зал (встают   полукругом).

Воспитатель.

Ребята нам пришло видеописьмо от феи Миснэ – это лесная фея народов ханты.  (Видеозапись)

СЛАЙД №2

Фея. 

Пыча вола, ребята! Я фея Миснэ, живу со своими друзьями в лесу.

Хоть я друзьями и богата, но вас я видеть очень рада!

У нас волшебная страна! Мы принимаем вас друзья!

Хочу я вас благословить и напоследок всех спросить:

Готовы вы пройти везде?

Друг другу помогать в беде?

Тогда – вперед! Все за одно!

Цветок волшебный ждет давно! (анимация волшебного цветка)

СЛАЙД №3

Цветок помогает добрым, умным и смелым путешественникам. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передавать часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Сейчас мы можем протянуть руки к цветку, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок помочь нам в путешествии. А сейчас глубоко вдохните, и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы должны пользоваться очень осторожно. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот,  кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, Сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

СЛАЙД №4

Воспитатель.

Спасибо, фея Миснэ за письмо. Мы с вами ребята не боимся трудностей и вместе все преодолеем.

II.  Введение в тему.

Воспитатель.

        Дети, как называется наша Родина? (Россия) Велика наша Родина, но у каждого человека есть свой уголок, место, где он родился. Это наш родной край, это наша малая родина, Югра. (Фильм)

СЛАЙД №5

Родина – это красота, которую мы должны беречь и охранять. Это  широкие просторы, чего только здесь нет: богатые леса, и нефть и газ, которые для нас сохранили деды и прадеды.

О север мой, заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые,

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

(СРАЗУ ПОЛСЛЕ СЛОВ)

СЛАЙД №6

(Под музыку ребенок, заносит воздушный шарик)

III. Актуализация опорных знаний.

Воспитатель.

Ребята,  к нам залетел шарик  с конвертом,

 СЛАЙД №7 (звук ветра) 

 но все слова «раздул ветер» они  рассыпались на слоги и я не могу прочитать письмо, вы не могли бы мне помочь.  Я буду бросать вам  мячик,  и называть слоги, а вы из слогов должны собрать слова и предложения.

Ре- бя- та о – де – вай –тесь. Какое предложение получилось.(Ребята, одевайтесь) При – хо – ди – те  в  лес. Какое предложение получилось? (Приходите в лес).  Хо – зяй-ка чу-ма.  Какое предложение получилось? (Хозяйка чума)

Воспитатель.

         Ребята! Сейчас мы отправимся с вами в  путешествие, в лес. Нам нужно одеться. ( Дети имитируют движения: одевание (помогают друг другу).

(Прибавить звук)

СЛАЙД №8

(Дети идут в гости к хозяйке чума, под музыку)

(Воспитатель надевает платок)

Хозяйка чума.

         Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, присаживайтесь на пеньки.

        Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. «Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил… Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул невод сегодня? Пришел бы невод обратно не с одною тиной морскою, а еще со ржавыми гайками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами или прочим мусором.

        Закинул бы второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную старую  шину.

        В третий раз, как и полагается,  закинул  старик невод,  попалась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. И, известно дело, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала она просить: мол, отпусти меня, старче в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, быть, рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!»

Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела  в море вернуться? Ведь там ее дом. (Море грязное, рыбка там погибнет)

        Знаете ли вы, чем знаменит наш край? (Грибами, ягодами, лесами) Сегодня мы немного поговорим о нефти. Нефть это полезное ископаемое, которым богат наш край, она темного цвета, жидкая, имеет специфический запах. Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озера, реки, землю, леса. Как вы думаете, что происходит с обитателями природы в это время? (Природа загрязняется, животные и птицы гибнут)

        А сейчас, мы с вами проведем опыт с нефтью. (Хозяйка чума ставит на стол заранее  подготовленный контейнер с  водой)

Вот это и будет наша речка. Добавим в нее немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная пленка – нефть,  попавшая в реку из нефтепровода, на котором произошла авария.

Что будет, если аквариум с рыбками плотно зарыть полиэтиленовым пакетом?   (Рыбки погибнут)  Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать.

Вот так же и нефтяная пленка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоемов». Давайте попробуем очистить воду от нефти. Попробуйте вычерпать ее ложечкой. Можно ли  вычерпать нефть из реки. (Нет)

        Вывод: нефть очень трудно, практически невозможно убрать с поверхности водоемов, и разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы.

Хозяйка чума.

Ребята  выполнили трудное задание, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть согласны? (Да)

IV. Физкультминутка

Игра «Замри» (животные и птицы)

Хозяйка чума.

        Ребята, давайте сыграем в игру «Замри», вы должны превратиться в животных или птиц, живущих в наших лесах.

В гости в лес мы пришли, кто есть кто? Определили?

Зайцы. Волки и лиса, куропатка и сова.

Приготовься и смотри.

Фигура из леса замри! (Хозяйка чума отгадывает)

(Я думаю,  что ты превратился…) (Игра проводится дважды)

Хозяйка чума.

До свидания, ребята! В добрый путь.

Воспитатель.

Ребята, вот мы и побывали в гостях у Хозяйки чума.  Мы узнали много нового и интересного. А сейчас нам пора возвращаться обратно.

СЛАЙД №9

(Звучит музыка, дети возвращаются в детский сад)

V. Интеграция

Воспитатель.

(дети садятся на стулья)

СЛАЙД №10

(Под музыку ребенок, заносит воздушный шарик)

Ребята, к нам снова залетел воздушный шарик с конвертом на нем написано «Волшебное задание»,  давайте, посмотрим, что там внутри. (Воспитатель достает белые листы бумаги).

Ребята, где здесь волшебство, я не знаю, что же нам с ними делать? (Вырезать, сложить самолетик, нарисовать на нем.)

 Ребята, давайте, закрасим лист бумаги красками,  может тогда мы,  увидим волшебство

Но прежде,  подготовим наши пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год. (смена рук) 

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

(Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой  (на ударные слоги).

Воспитатель.

Молодцы, а теперь приступим к работе. Я предлагаю для закрашивания вместо кисточки использовать поролон.  (Дети выполняют задания)

Ребята, смотрите, произошло чудо: ваш лист бумаги преобразился, а кто же на нем появился? (Животные)

Дети назови мне свое животное (Медведь,  лиса, лось, заяц, белка, кошка). Ребята, какое животное лишнее? (Кошка)   Конечно, кошка это домашнее животное.  

VI. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Воспитатель.

СЛАЙД №11

(Под музыку ребенок, заносит воздушный шарик)

Ребята, к нам снова залетел воздушный шарик с конвертом

На снегу как в книге,

Читаю я следы.

Посмотри внимательно –

Все поймешь и ты!

Игра «Определи животных по следам» (слайд)

Отгадайте, какие животные оставили свои следы на снегу.  (Если у детей возникают затруднения, то воспитатель предлагает отгадать загадку)

СЛАЙД №12

  1. Хожу в пушистой шубке,

         Живу в густом лесу.

         В дупле на старом дубе

        Орешки я грузы.

Д. - (Белка)  (щелчек)

СЛАЙД №13

  1. В лесу мне видеть довелось

          Как грыз кору могучий…

Д. -.(лось) (щелчек)

СЛАЙД №14

  1. Хозяин лесной

          Просыпается весной,

          А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Д.-  (Медведь) (щелчек)

СЛАЙД №15

  1. Хитрая плутовка,

        Рыжая головка,

        Хвост пушистый –  … краса!

А зовут ее ….

Д.- (Лиса) (щелчек)

СЛАЙД №16

  1. Что это за зверь лесной

        Встал как столбик, под сосной?

        И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Д.- (Зайка) (щелчек)

СЛАЙД №17

 Молодцы, ребята! Вы будете внимательными следопытами.

VII. Рефлексия

Воспитатель.

На этом наше путешествие заканчивается все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности.  Но нам пора прощаться.  А на прощание у меня для вас сюрприз. (Воспитатель предлагает достать из туеска сюрприз каждому ребенку)  

Саша - был самым смелым

Лена - ты самой умной

Света - самой внимательной

Костя – ты был находчивым

Катя - ты была самой любознательной

Ваня – ты был самым активным.

Эти брелки я дарю вам на память о нашей с вами встречи. Спасибо.

До свидания!

Варьеганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Олененок»

Самоанализ  непосредственной образовательной деятельности

«Край,  в котором мы живем»

                                                     Выполнила

Воспитатель: И.В. Шаталина

Варьеган, 2011

Самоанализ  непосредственной образовательной деятельности

«Край,  в котором мы живем»

I. Место разбираемого занятия по изучаемой теме.

Занятие фронтальное по ознакомлению с окружающим миром.  Для детей шестого года жизни.

Форма непосредственной образовательной деятельности - экспериментирование

Вид непосредственной-образовательной деятельности   –  познавательно-исследовательская деятельность

II. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятий.

Цель: Расширять представления детей о  родном крае.  Формировать  экогуманистическое отношение к природе.  

Задачи образовательных областей:

Познание:

  1. Познакомить детей с нефтью посредствам поисково-экспериментальной  деятельности.  
  2. Развивать и активизировать познавательную деятельность через мышление (классификацию, суждение, умозаключение), внимание и память (вербальную, двигательную, образную аффективную).
  3. Формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Коммуникация

  1. Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Безопасность:

  1. Формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Социализация:

  1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
  2. Воспитывать  чувство любви и уважения к родному краю.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность

Планируемый результат

  1. Сформировать  у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.
  2. Воспитывать  чувство любви и уважения к родному краю

Интеграция Познание, коммуникация, безопасность, социализация.

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор, видео письмо, документальный фильм о Югре, три воздушных шарика с конвертами, нефть, платок, контейнер для воды, чайные ложки, одноразовые тарелки, листы бумаги,  покрытые воском, поролоновые губки, гуашь зеленого цвета, влажные салфетки, емкости для воды, аудиозапись звуков леса, шумовые эффекты.

Продолжительность занятия 20-25  мин.

1. Структурно-временной анализ занятия 

Этапы занятия

1. Создание настроя на совместную работу.

2.Введение в тему.

3.Актуализация опорных знаний

4.Интеграция

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

6. Рефлексия.

I.Организационное начало непосредственной образовательной деятельности:

Готовность воспитателя к непосредственной образовательной деятельности   - наличие конспекта, наглядных, пособий, подготовленность учебного помещения - чистота, свежий воздух, мебель соответствует росту, хорошее освещение, соблюдены правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

Цели и содержание занятия определены на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения детей  шестого года жизни. Цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану и реальным возможностям ребенка. Прослеживается связь  правильность подбора наглядно-дидактического и лексического материала, единство задач образовательных областей. Рационально распределено время этапов непосредственной образовательной  деятельности: информационно-ориентировочного, операционно-исполнительского, рефлексивно-оценочного.

Продолжительность и вид деятельности каждого этапа занятия соответствует психофизиологическим особенностям этого возраста. Валеологическая поддержка осуществлялась организацией рабочего места в соответствии с нормами, организацией физпауз, рациональной сменой видов деятельности.

        Мотивация непосредственной образовательной  деятельности проводилась через эмоциональное вхождение в тему, создание ситуации успеха, подбор ряда заданий нарастающей сложности, эмоциональная похвала, стимулирование занимательным содержанием, создание проблемной, игровой ситуаций, создание творческого поиска. На протяжении всего занятия, дети  не испытывали эмоциональной усталости. Устойчивость внимания обеспечивалась опорой на разнообразные формы активности: слуховую, зрительную, двигательно-моторную. На занятии организовывалась деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения, а также как процесс саморазвития в ходе изменения заданий на занятии.

На занятии сочетались словесно-наглядные и практические способы деятельности, выполнялись тренировочные упражнения. Создавались условия для самоконтроля. Для осмысления деятельности предлагаемого материала, активизации мыслительного процесса использовались приемы: показ и демонстрация действий в сочетании с объяснением, привлечение различных дидактических средств (мультимедийная презентация, четкие инструкции для выполнения самостоятельных упражнений, пояснение, указание с целью предупреждения ошибок, разнообразие формулировок).

Приемы оценки деятельности детей: организация совместного переживания, ощущение радости за успешное решение проблемы, стимулирование ответственности.

Взаимодействие на занятии субъект-субъектное, на доверительных отношениях.

II. Мотивировка отбора материала для данного занятия

Вводная часть направлена на создание у детей мотивационной основы деятельности, что помогает пробуждению интереса к ситуации, которую предлагает взрослый для дальнейшей деятельности, и влияет на ее протекание.

Здесь использовались такие упражнения как:

«Видеописьмо» - цель  передача положительных эмоций и создание положительного настроя непосредственную образовательную деятельность.

 «Собери письмо» - Появившийся шарик  с письмом дал возможность заинтересовать детей и выполнить задание на совершенствование  слогового анализа слов. Предложив детям отправиться в лес, педагог добивается решения задач непосредственной образовательной деятельности.

«Опыт»   - поисково-исследовательская деятельность (опыт) - имеет огромное значение  для развития личности ребенка.  Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.  С помощью поисково – исследовательской деятельности поддерживала  и развивала в детях  интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Закладывать основы экологического воспитания.

«Физкультминутка»

        Тесно связана с  темой занятия. Основными задачами на данном этапе  являются:

  1. снятие усталости;
  2. внесение эмоционального заряда;
  3. совершенствование общей моторики;
  4. развитие воображения.

«Пальчиковая гимнастика» - развитие мелкой моторики. Координация движений пальцев рук во взаимосвязи с речью.

«Волшебный конверт» - создание проблемной ситуации, развитие мышления, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики,  развитие умения обобщать и  классифицировать.

Игра «Определи животных по следам» - развитие зрительного восприятия, логического мышления. Используются элементы гимнастики для глаз,  направленной на уменьшение напряжения зрительного анализатора.

 «Рефлексия» Цель данного этапа – это передача положительных эмоций, этому способствовал сюрпризный момент – брелки.  Положительный момент оценка деятельности каждого ребенка.

III. Психологическая и педагогическая готовность оценки системы заданий и упражнений , выполненных детьми на занятии.

Все занятие ориентировано на психологическую защищенность ребенка и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения  взаимосвязаны между собой.

IV. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержания занятия.

Предлагаемый детям материал соответствует возрастному уровню детей шестого года жизни.

На занятии использованы следующие методы:

По источнику знаний:

-словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение;

-наглядные – мультимедийная презентация

-практические –  дидактические игры, работа с гуашью, практическая работа.

По характеру познавательной деятельности:

Репродуктивные: ответы на элементарные вопросы.

Поисковые: ответы на проблемные вопросы,  использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе анализа.

Творческие: образно-пластическое перевоплощение.

Стимулирующие методы: поощрение, подчеркивание достижений, мотивация учения, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.  

Методы обучения применялись на пределе возможностей ребенка в зоне ближайшего развития;

Деятельность воспитателя  характеризуется: 

  1. научностью и доступностью содержания;
  2. организацией самостоятельной работы ребенка;
  3. детальной проверкой и оценкой знаний и умений;
  4. эвристическим характером вопросов воспитателя и доверительными отношениями;
  5. эффективностью использования ИКТ;
  6. высокой плотностью занятия,
  7. высокой эмоциональной насыщенностью.

Характеристика деятельности детей : 

сформирована познавательная мотивация;

положительные эмоции;

устойчивое внимание;

актуализация личного опыта;

наглядно-образное мышление;

эмоциональное восприятие;

кратковременная и долговременная память;

творческое воображение;

учебно-игровая деятельность;

поисково-экспериментальная  деятельность;

опыт сотрудничества;

Результаты занятия

  1. У детей сформировалось  потребность в рачительном отношении к природным богатствам, любовь к родному краю.

Вывод: цель занятия достигнута.

Воспитатель И.В. Шаталина

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

Край, в котором я живу.

Презентация о природе Кольского полуострова....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!

Познакомить детей с понятиями Моя Родина;  чем прославлен и богат най край....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"

Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...