Опыт работы "Ребенок на улицах города"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лебедева Надежда Валентиновна

Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения на улицах города с использованием социо-культурного потенциала Санкт - Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПДД в детском саду17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему

«Ребенок на улицах города. Город друг и город враг.»

                      «Безопасность это состояние защищенности главных интересов личности, общества и   государства от угроз, опасностей и рисков»

Закон РФ «О безопасности»

                                     

          При разработке данной темы я преследовала цель улучшения качества образовательных результатов детей дошкольного возраста, за счет использования  потенциала городской среды.  

           Дорога… Заманчиво ,увлекательно, здорово! Городские пейзажи, огни реклам, люди, спешащие по своим делам…все это очень интересно! Дорога…Страшно, ужасно, опасно. Бесконечный поток автомобилей, пробки, заторы, аварии. А сам город ? С его лабиринтами перекрестков, проспектов и улиц? Здесь на каждом шагу подстерегает беда.  В современном мегаполисе, которым является наш город, человек постоянно попадает в опасные ситуации. Наш детский сад расположен далеко от центра города, но обилие транспорта общественного и личного, его близость от зданий и пешеходов при проезде и парковке создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Поэтому последние три года одним из приоритетным направлением в моей работе  стало ознакомление воспитанников с правилами дорожного движения.

         Социально –экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных изменений в сфере образования .А с учетом  Федеральных Государственных требований традиционные формы системы обучения в значительной степени исчерпали свой потенциал .ФГТ диктует замену учебной деятельности , совместной деятельности взрослого и ребенка. А весь воспитательно- образовательный процесс предполагает отход привычного всем занятия, и строится на таких видах детской деятельности как игра,коммуникация,труд,чтение,музыкально-художественная,познавательно-исследовательская,продуктивная.Развитие речи и познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

           Основываясь на опытно-экспериментальной работе нашего учреждения «Использование социо-культурного  потенциала Санкт – Петербурга в образовательном процессе дошкольников», поставленная мною задача по ознакомлению детей с правилами дорожного движения решается в контексте формирования представлений воспитанников о городе , как социуме ,  с которым ребенок должен взаимодействовать и при  этом чувствовать себя безопасно. Вся работа направлена на то, чтобы не только научить  ребенка в условиях большого города распознавать и видеть опасности ,но и уметь использовать  “островки безопасности»,которые дает городская среда.

           Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и моим детям уже знакомы такие понятия ,как опасность, угроза жизни. Однако, исследования психологов и мой личный опыт подтверждают, что даже у старших дошкольников наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Поэтому особое внимание я уделяю практическому применению знаний и умений. Для этого организую экскурсии, где дети овладевают практическими навыками пешеходов, например, используя такой прием, как обращение внимания на правильное и неправильное поведение других пешеходов. В той же степени эффективными являются практические игры-тренинги. Их целью так же является применение  полученных знаний и умений в моделируемых ситуациях.

        Одним из перспективных методов, который я использую в своей работе, это метод проектов. Он позволяет взаимодействовать педагогу и ребенку, является одним из средств сотрудничества с социальными партнерами, способствует реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Кроме того , открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

        Отдельно хочу отметить важность привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу. Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители -  самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Их пример – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Поэтому  начиная работу над проектом, я постаралась максимально привлечь родителей, сделать их соратниками и партнерами в нашем общем деле.

          Приведу пример реализации проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема проекта : « Знает каждый пешеход, где опасность его ждет»

По составу участников : групповой.

Тип проекта : исследовательский, творческий

По тематике : комплексный

По срокам реализации : 3 месяца

Реализация образовательных областей по Федеральным государственным требованиям :

Безопасность, Здоровье, Социализация, Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Музыка.

Цель проекта : Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей навыков безопасного поведения на улицах города.

1 этап  : определение темы проекта .

 Прогулка по микрорайону, наблюдение за движением пешеходов и транспорта на улицах.

 Проблемное обсуждение : наш город таит в себе много опасностей. Почему?

2 этап : подготовительный .

 Рассматривание сюжетных картинок, анализ изображений по вопросам

- Что нарушено?

- Как избежать?

- Кто поможет?

3 этап : реализация проекта.

Посещение Библиотеки им.М.Шолохова .Представление выставки « Город вчера. сегодня, завтра». Поиск ответа на вопрос : «Всегда ли улицы города были такими как сейчас?»

Презентация «История возникновения транспорта»

Представление сотрудниками библиотеки детских книг : Н.Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,С.Волков « Про правила движения».

Рисование « Наш друг – светофор»

Подтема : « Если светофор сломался?»

Знакомство с сигналами регулировщика. Работа с перфокартами.

Чтение Я. Пишумов «Постовой»

Сюжетно-ролевая игра «Постовой»

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ПДД "Улица города.Правила поведения на улице"

Программное содержание:·        Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.·...

Конспект открытого занятия по ПДД Тема: «Улица города. Правила поведения на улице».

·        Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.·        Расширять знания о...

Конспект НОД "Улица города. Правила безопасного поведения на улице" для подготовительной группы.

Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы по ПДД, с использованием развивающих  пособий В.В. Воскобовича....

Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление дошкольников с безопасным поведением на дорогах и улицах города «Прогулка по улицам города»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с близлежащими улицами и  некоторыми зданиями находящихся на этих улицах. Закрепить знания о пешеходном и  транспортном светофоре, о назнач...

Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский сад».

Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский са...