Конспект НОД "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аймурзина Светлана Алексеевна

Конспект НОД  "Путешествие в мир природы"

Старшая группа. Воспитатель: Аймурзина С.А.

 

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети: Всем, всем добрый день.

          Прочь с дороги наша лень.

          Не мешай учиться,

          Не мешай трудиться.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

                                  Сияет солнце, воды блещут,

                                  На всем улыбка, жизнь во всем,

                                  Деревья радостно трепещут,

                                  Купаясь в небе голубом.

                                  Поют деревья, плещут воды,

                                  Любовью воздух растворен,

                                  И мир, цветущий мир природы,

                                  Избытком жизни упоен.

     Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Воспитатель: Составьте схему природы. (ребенок на фланелеграфе составляет схему природы).

Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

                                Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

                                Я люблю гулять по лесу,

                                В лесу хожу я каждый день.

                                Все в лесу мне интересно:

                                Каждый куст и каждый пень.

                                Я веселый старичок,

                                Старичок-Лесовичок!

     Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель: А отправимся мы в лес на поезде. (дети становятся друг за другом. С песней «Вот поезд наш едет» двигаются в сторону «леса».

Посмотрите сколько здесь  разных деревьев? (обращая внимание на фланелиграф, где расставлены иллюстрации деревьев).  

Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина).

Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?

Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель: А какие еще бывают леса?

Ребенок:      Кусты и деревья, листочки на ветках,

                     Лиственный лес это, помните, детки.

                     Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

                     Лещина, шиповник, ясень, осинки.

                     Если иголочки вместо листвы,

                     Хвойным тогда этот лес назови.

                     Если же есть и листва, и хвоинки,

                     Рядом и ели растут, и осинки,

                     Смешанным лес тот зовется, друзья –

                     Тут все деревья от «А» и до «Я».  

Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети: Всех на свете он добрей,

          Лечит он больных зверей.

Воспитатель: Он лечил  зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

                                         Тонкий стебель у дорожки,

                                         На конце его – сережки,

                                         На земле лежат листки –

                                         Маленькие лопушки.

                                         Нам он – как хороший друг

                                         Лечит раны ног и рук.

                                                                                 (подорожник)

                                         Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

                                         А сушенная  в запас, лечит от простуды нас.

                                                                                  (малина)

Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеха, душица, липа.

                                         Липа – средство от простуды.

                                         Знают все о том повсюду.

                                         Хоть невзрачен липы цвет,

                                         Но полезней чая нет.

                                         При ангинах и простудах

                                         Пьют целебный липы чай.

Воспитатель: Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

Дети: корень одуванчика.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

                                          Я на розу так похож,

                                          Разве что не так хорош.

                                          Но зато мои плоды

                                          Всем пригодны для еды.

                                                                             (шиповник)

Воспитатель: Шиповник богат витамином С.

Воспитатель: Какой цветок лечит больное сердце?

Дети: Ландыш.

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Дети поездом отправляются к следующей остановки.

Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Ребята, посмотрите здесь корзина с грибами и ягодами, давайте мы их посчитаем.

Счет грибов – 5 (обратный счет). Какую цифру мы должны поставить? (5) Почему?

Счет ягод – 4 (обратный счет). Какую цифру ставим? (4) Почему?

Чего больше? Чего меньше? Какой знак нужно поставить? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

 Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено  и скажите, что лишнее.

Игра «4-й лишний».

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.

Воспитатель: Наш путь продолжается. (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»), Включается фонограмма «Звуки леса»

                                        Дети по лесу гуляли,

                                        За природой наблюдали,

                                        Вверх на солнце посмотрели,

                                        И их лучики согрели.

                                        Бабочки летали,

                                        Крылышками махали.

                                        На нос села пчела,

                                        Посмотрите вниз, друзья.

                                        Мы листочки приподняли,

                                        В ладошку ягоды собрали.

                                        Хорошо мы погуляли!

                                        И немножечко устали!

Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».

Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

                                            Кто в беретке ярко-красной,

                                            В черной курточке атласной?

                                            На меня он не глядит,

                                            Все стучит, стучит, стучит.

                                                                                         (дятел)

                                            И в лесу, заметьте, дети,

                                            Есть ночные сторожа.

                                            Сторожей боятся этих

                                            Мыши, прячутся, дрожа!

                                            Очень уж суровы

                                            Филины и … (совы)

                                             

                                             Гнездо не строит никогда,

                                             Соседкам яйца оставляет

                                             И о птенцах не вспоминает.

                                                                                         (кукушка)

Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?

Дети: Кукушка, дятел.

А каких еще перелетных птиц вы знаете? А почему они улетают?

Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?

Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.

Воспитатель: как назвать их одним словом?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.

Фонетическая зарядка

«На полянке»

· Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)

·        Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)

· Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)

Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери». Отгадайте, какое животное здесь зашифровано. (Крот)

 

 

 

 К       крот                           

 

Воспитатель: Где живет крот?

Дети: Крот живет в норе.

Дидактическая игра «Чей дом?»

Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, чем питается. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).

Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети: Заяц, белка, лиса.

Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети: Еж, медведь, барсук.

Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.

Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.  Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? (работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).

Проводится игра «Хорошо – плохо».                                         

Воспитатель: Ребята,  Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.

В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.

Воспитатель: Как мы можем помочь?

Дети: Надо посадить новые деревья.

Воспитатель: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.

                                Много леса – не губи,

                                Мало леса – береги,

                                Нет леса – посади.

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.

Пальчиковая гимнастика.

                                        На лужок пришли зайчата,

                                        Медвежата, барсучата.

                                        Лягушата и енот.

                                        На зеленый на лужок

                                        Приходи и ты, дружок.

Продуктивная деятельность «Дерево».

Спокойная музыка. .

(Готовые работы выставляются на мольберт).

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А рисунки мы отправим ему по почте , а он превратит рисованные деревья в настоящие.

Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети: «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса», «Животные леса».

Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»

                   Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

                   Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                   Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                   Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                   Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

                   Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

                   Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

                   Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

                   Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл буклет445.13 КБ

Предварительный просмотр:


Совместная деятельность взрослого



  с детьми:


К теме: «Государственный флаг России» 

1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:

- Какого цвета полосы на флаге России?

- Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?

 Белый - … Синий - …  Красный – ...

- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?

2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?

3. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».

- Какая полоса в российском флаге:

Первая сверху? Вторая снизу? Над синей?

Под синей?  Между красной и белой и т.д.

  1. Раскрасьте флаг России.

К теме: «Государственный гимн России»

  Ответь на следующие вопросы:

- В каких случаях исполняется гимн России?

- Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?

- Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?

- Выучите первый куплет Гимна наизусть.

К теме: «Государственный герб России» 

 

- Кто изображен на гербе России? 

- Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?

- Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.

- Раскрась герб России.

- Составь рассказ о гербе России по плану:

  1. Герб какого государства изображен на картинке?
  2. Какую форму имеет герб России?
  3. Что расположено в центре герба и почему?
  4. Где можно увидеть герб России?

К теме: «Вооруженные силы России: эмблемы и символы»

  1. Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
  2. Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
  3. Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.






НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ











Воспитатель:



Аймурзина С.А.   (2011 год)



МДОУ №63 «Машенька»










     

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
        Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.


Задачи нравственно-патриотического воспитания:


  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    воспитание уважения к труду;
  3. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  4. формирование элементарных знаний о правах человека;
  5.  расширение представлений о городах России;
  6. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  7.  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  8.  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Советы родителям:


  1. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.    
  2. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.                
  3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  5. Расширяйте собственный кругозор
  6. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  7. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах  

Какие сведения и понятия



 о родном городе способны усвоить дети?


  1. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  2. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  3. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мы - друзья природы"

Конспект занятия «Мы - друзья природы».Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий.  Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственно...

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

                    Родительское собрание на тему:           «Мы природе не враги...

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагог.Цели:— повысить уровень экологической компетенции родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе;— формировать ...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....