Знакомимся с деревьями на прогулке
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Васильева Марина Васильевна

Уточняем понятие "дерево", "куст",учимся отличать дерево от куста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomimsya_s_derevyami.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Знакомимся с деревьями.

Цель: Уточнять понятия «дерево», «куст».

Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятие «гладкий», «колючий», «тяжёлый», «лёгкий», «длинный», «кроткий», «толстый», «тонкий».

Предварительная работа.

В начале осени сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки и листья.

Собрать и высушить разнообразные листья. Использовать их для изготовления поделок и аппликаций.

Организовать выставку поделок из природного материала на тему «Осенняя фантазия».

В уголке природы поместить шишки, каштаны, жёлуди, для игр; использовать их на занятии по формированию элементарных математических представлений. Пособия и материалы.

«Чудесный мешочек»- в нём лежат каштаны, жёлуди, шляпки от желудей, камни, шишки. На участке ёмкость с водой. Под берёзой разбросаны каштаны, под рябиной – шишки.

В кустах спрятан клоун, который хочет запутать детей. Приготовлены засушенные  листья каштана, дуба, еловые веточки, ягоды рябины. Грабли для организации уборки листьев. Все материалы, кроме граблей, сложены в «волшебную корзинку».

                   План проведения прогулки:

  1. Рассматривание деревьев и кустарников. Закрепление понятий «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
  2. Создание игровой ситуации: под берёзой разложены жёлуди, под рябиной - шишки.
  3. Поиски клоуна.
  4. Подвижная игра «Ловишки».
  5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  6. Проведение эксперимента: «Что тонет, что не тонет?» Закрепление понятий «тяжёлый», «лёгкий».
  7. Труд в природе: уборка листьев.

                        Проведение прогулки.

     1.Прогулка начинается с участка, где можно рассмотреть     деревья и кустарники (берёза, липа, шиповник, сирень).

-Ребята, отгадайте загадку: «Одна нога, много рук»

-Да, это дерево. А что ещё растёт на участке?

-Растут разные кусты. Вот, например куст шиповника.

-Что осень сделала и  с деревьями  и с кустами?

-Правильно! Раскрасила листья, они уже начали облетать.

Его  весной  и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвало все рубашки.

-Осень срывает листочки и  с деревьев и с кустов. Они становятся голыми.

-А чем отличается дерево от куста?

-Да, дерево высокое, а куст низкий. У дерева ствол толстый, а у куста стволов много, но они  тонкие.

-Покажите толстый ствол дерева (дети руками делают большое кольцо), а теперь куста (дети руками показывают тоненький ствол куста).

-Есть кустарники, на которых растут шипы, они колючие. Шипы очень острые, об них можно пораниться. Например, у шиповника. Посмотрите, какие шипы. Обратите внимание, на шиповнике созрели плоды- ягоды шиповника. Ими зимой будут лакомиться птицы. Ягоды шиповника полезны и для людей. Вам в детском саду дают сироп из ягод шиповника.

-Ещё с кустов не облетели листья. Деревья почти все голые, а у шиповника листья ещё крепко держаться. Но уже, конечно пожелтели.

-А у деревьев веточки гладкие.

-Вспомните, а какое дерево колючее, если его потрогать?

-Ну конечно ёлочка! (показать еловую веточку). У ёлочки есть иголочки и они колючие.

-Ребята, возьмите себе по две веточки из моей «волшебной корзиночки». Потрогайте их, погладьте. Почувствуйте, какие они гладкие. Давайте, сравним, какая веточка короткая, а какая длинная. (Предложить одному из детей напомнить остальным, как нужно сравнивать).

-Правильно! Нужно концы веточек поставить на одном уровне. Поставьте веточки к себе на ладошку. Теперь видно, какая веточка короче, а какая длиннее.

-Вы хорошо справились с заданием. Теперь пойдём на свой участок. Но давайте не просто идти, а так, чтобы было интересно и весело:

Маленькие ножки шагали по дорожке (дети идут маленькими шагами)

Большие ноги шли по дороге (дети идут большими шагами)

2.-Ребята, посмотрите, что за путаница у нас на участке? Что случилось с нашей берёзой? Разве жёлуди растут на берёзе? А на каком дереве они растут?

-Ну конечно, это дуб. Вот как выглядит дуб. (Показ картинки с изображением дуба, листа дуба).

-А на берёзе, что распускается весной?

-Конечно серёжки! Вот такие! (Показ картинки)

-Ой, а с рябиной что случилось? Неужели на ней растут шишки?

-Нет, конечно! Шишки растут на ёлочке. Соберите шишки. Потрогайте их, понюхайте их, как приятно они пахнут.

-А на рябине созревают ягоды. Посмотрите, листья облетели, а гроздья с ягодами остались.

Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)

Ягоды на рябине останутся до самой зимы, до морозов. Зимой ягодами будут лакомиться птицы, которые не улетели в тёплые страны, а остались зимовать. Например, очень любят рябину снегири.

(Показ картинки с изображением снегиря )

3. –Интересно кто хотел нас  запутать? Давайте попробуем отыскать шутника (дети разбегаются по участку и находят в кустах клоуна).

-Дети! А где прятался клоун в кустах иди за деревом?

-Ребята, клоун говорит мне, что он хотел вас обидеть,  а просто хотел с вами поиграть. Давайте поиграем с весёлым клоуном.

4.Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту и ловкость.

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну ,попробуйте нас догнать!

Раз, два ,три –лови!

Площадь, где можно бегать ограничена шишками.

Сначала воспитатель вместе с клоуном догоняет детей. Потом клоун передаётся одному из детей. Игра повторяется 3-4 раза.

5.-Ребята,у меня есть для вас сюрприз. Я принесла вам «Чудесный мешочек». Нужно поймать в мешочке предмет. Ощупать его, не вынимая из мешка и сказать, что вы нашли. В мешочке лежит то, что растёт на деревьях (шишки, каштаны, жёлуди, шляпки от жёлудей и камни).

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить определять предметы на ощупь. Развивать мелкую моторику. Закрепить название деревьев и их плодов (Сопровождать показом картинок с изображением деревьев и засушенных листьев)

6.После проведения игры предложить всем взять из «Волшебной корзины» по камешку.

-Ребята, какой камешек? (холодный, шершавый, тяжелый)

-Положите в одну ладошку камень, а в другую, то, что вы поймали в «Чудесном мешочке». Что легче? Что тяжелее?

-Если камень опустить в воду, что с ним произойдёт?

-Он утонет. Почему? Он тяжёлый. Опустите камень в воду.

-Опустите шишки, каштаны, жёлуди. Утонули? Нет! Они лёгкие.

7.Ребята, листья всё падают и падают. Засыпают всю травку. Давайте возьмём грабли и уберём их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Знакомимся с буквами на прогулке, дома, в лесу, на море....

Знакомство с буквами можно превратить в веселое запоминающееся занятие, а совместная деятельность надолго запомнится и родителям, и ребенку. ...

Конспект образовательной деятельности «Буратино знакомит детей с резьбой по дереву».

В гости к детям приходит Буратино, который знакомит их с различными предметами, изготовленными из дерева (посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами)....

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Конспекты наблюдений за деревьями на прогулке.

Это методическая разработка конспектов наблюдений за деревьями с детьми старшей группы. Наблюдения составлены по месяцам, по сезону.В конспектах подобраны загадки, игры и художественное слово по теме....

Наблюдение за почками деревьев, на прогулке и в группе.

Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его сущес...

Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Легенды о деревьях. Виртуальная прогулка в Петровский парк»

Виртуальная прогулка в Петровский парк г. Кронштадта. Знакомство детей с деревьями и кустарниками. Создание гербариев....