Разновозрастное детское сообщение
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Смольянинова Елена Леонидовна

Представление опыта взаимодействия детей разного возраста в ДОУ. Предназначен для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznovozrastnoe_detskoe_soobshchestvo_1.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                              РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО

                    КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

 Автор: Смольянинова  Е. Л.

 Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад №130 общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением деятельности

по художественно -  эстетическому развитию

детей Невского района Санкт-Петербурга

 

        Дошкольный возраст – это первая ступень в социально - личностном

развитии, поэтому так важно получить положительный эмоциональный

опыт, что позволит в дальнейшем развитию успешной личности.

Сегодня время ставит перед педагогом важную задачу в организации

интегрированной детской деятельности для формирования физических,

личностных и интеллектуальных качеств ребёнка в ходе освоения всех

образовательных областей.

        В настоящее время существует проблема в отношениях детей разного

возраста, у нас проводится работа, которая помогает ее решить. Мы хотим

представить свой опыт работы  в разновозрастном детском сообществе.  

Актуальность его возникла, так как у нас много детей, у которых просто

нет возможности общаться и взаимодействовать с детьми других возрастов

в связи с отсутствием братьев и сестёр, а это значительно обедняет

социально – личностное  и коммуникативное развитие детей.

   Цель нашей работы – включение детей в систему социальных

отношений, овладение ими конструктивными способами и средствами

взаимодействия с окружающими через решение следующих задач:

- создание условий для обмена социальным опытом, повышения

самооценки, самовыражения через продуктивную деятельность;

- выявление творческих способностей;

- развитие игровой деятельности, свободного общения, компонентов

устной речи;

- формирование интереса и потребности к чтению;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимодействия с окружающими; к словесному искусству, в том числе

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    К реализации поставленной цели мы шли через интегрированную

детскую деятельность. Активизация творческого потенциала детей,

создание атмосферы взаимодействия, развитие детской индивидуальности,

удовлетворение индивидуальных способностей и интересов наиболее

эффективно достигается через использование художественной литературы,

театральных постановок, продуктивной деятельности. Нами было выбрано

именно разновозрастное детское сообщество, так как мы предполагаем,

что оно наиболее эффективно позволят реализовать поставленные задачи.

      А всё началось три года назад, когда мы были в младшей группе.

Ребята из соседней старшей группы,  изучая творчество С. Михалкова,  

накопили достаточно большой репертуар стихов. Им захотелось показать,

как они научились с выражением и по ролям рассказывать стихи. Придя к

нам в гости со своим поэтическим мини – концертом, они нашли в наших

малышах благодарных слушателей, у которых, в свою очередь, появилось

огромное желание поделиться своим умением рассказывать стихи А.

Барто. Так образовалось разновозрастное детское сообщество, что было

продиктовано желанием самих детей. Одним хотелось внимания и заботы,

а у  других была потребность поделиться своим накопленным опытом . Мы

стремились создать развивающую среду, где дети могут удовлетворять

свои творческие потребности. Наше сотрудничество продолжилось, когда

ребята пригласили нас на свою костюмированную сказку С. Маршака

«Сказка о глупом мышонке». Так наши малыши приобщились  к

многолетним традициям нашего детского сада, когда каждая группа в

течение года ставит спектакль (это традиция продолжается ещё с тех пор,

когда у нас в детском саду был создан театр «Золотая рыбка»).

     Малыши в ответ приготовили сказку «Колобок». Разновозрастное

детское сообщество развивалось в совместных играх, прогулках, утренних

гимнастиках и т.д. Мы старались создавать условия для обмена детским

опытом. На следующий год, став постарше, мы приготовили для

подготовительной группы литературные загадки совместно с родителями,

где ребята нарисовали своих любимых сказочных героев, а родители, в

соответствии с характером и особенностями этого героя, нарисовали для

него кружки. Старшим ребятам очень понравилась игра в загадки, нужно

было не только подобрать сказочному герою кружку, но и объяснить свой

выбор. У некоторых были подсказки (например, одинаковые узоры на

кружке и на платье Красной Шапочки, на кружке Емели — щука), а у

других, чтобы отгадать, необходимо было найти ассоциативные связи.

Взаимодействие нашего сообщества преобразовалось в совместный проект

«Книжкины истории», в процессе реализации которого были представлены

все виды детской деятельности (коммуникативной, игровой, трудовой,

продуктивной, познавательно-исследовательской, др.). На заключительном

этапе проекта ребята обменялись подарками друг для друга – старшие

подготовили индивидуальные книжки – самоделки со стихами, загадками

и рассказами об Осени, а мы для них сделали  книжку в стихах

«Новогодние приключения мышонка» (продолжение сказки С. Маршака

«Сказка о глупом мышонке»). В свою сказку ребята включили новых

героев — гномов, т.к. на новогоднем празднике наши мальчики были

гномами, им захотелось, чтобы и глупому мышонку на пути встретились

добрые гномы с новогодними подарками. Работа над проектом повысила у

ребят самооценку и дала толчок к самовыражению через продуктивную

деятельность. Данный проект в 2010-2011 учебном году был представлен

на районном конкурсе  педагогических достижений в номинации

«Презентация педагогических идей и проектов» и стал победителем

конкурса.  Получив положительно-эмоциональный опыт в процессе

проектной деятельности, у ребят возникла потребность проявить свое

творчество в постановке спектакля «Теремок».

          И перейдя в старшую группу, мы продолжили зародившуюся традицию

разновозрастного детского сообщества. Нашими соседями стали малыши.

Мы заходили к ним в гости, вместе играли, вместе в спортзале проводили

утреннюю гимнастику. У ребят появилось желание показать для них

спектакль «Колобок». Они очень тщательно к нему готовились. Накопив

определенный опыт, ребята решили не просто показать спектакль, но и

сделать всё как в настоящем театре. В интегрированной совместной

деятельности мы с интересом готовили билеты, программки и афишу

спектакля, выбирали роли, подбирали каждому герою шумовое

сопровождение. Это позволило ребятам самовыразиться через продуктивную

деятельность. Родители с воодушевлением откликнулись и приняли

творческое участие в изготовлении замечательного варежкового театра. И

вот настал день премьеры. Ребята с волнением распределили роли: у нас был

и кассир, который продавал малышам билеты, и контролёр, и помощники в

зале, которые помогали малышам найти свои места в соответствии с билетом

в зале. Музыканты заняли свои места (сопровождалась наша сказка

шумовыми инструментами), артисты удалились за ширму; прозвенел звонок

и сказка началась. Удивительно было смотреть на лица малышей: в их глазах

было и восхищение, и интерес, и очень бурная эмоциональная реакция.

Закончив спектакль, артисты вышли на поклон и малыши щедро наградили

их аплодисментами. Ребята чувствовали себя такими взрослыми и

успешными и это вызывало гордость за каждого. У малышей тоже появилось

желание прийти к нам с ответным визитом и они подготовили «Сказку о

глупом мышонке».                                                                                                    

Наступил новый учебный год, мы теперь самые большие в детском саду. Мы

обсудили с ребятами какие сказки любят малыши и чем мы можем их

порадовать. Решили сами изготовить из бумаги героев сказки «Теремок» и

показать сказку не только нашим подшефным соседям (они уже средняя

группа), но и малышам. Работа закипела, бумажные герои получились очень

забавные, сейчас мы готовимся к премьере, оформляем афишу и билеты к

спектаклю (освоив некоторые приёмы скрапбукинга, ребята с удовольствием

занимаются творчеством), а малыши ждут нас в гости. Это даёт возможности проявить себя, создать яркие и неординарные изделия. В наших планах ещё много совместных мероприятий.

      Мы ищем новые возможности по использованию нетрадиционных

форм работы с детьми. Успешным должен быть каждый ребёнок, он может

проявить себя и раскрыть свой потенциал в любой из образовательных

областей (социализация, труд, познание, коммуникация, чтение

художественной литературы, художественное творчество и др.).

Социально – личностное развитие – это важнейший фактор формирования

личности. Разновозрастное сообщество детей – это актуальная тема в наше

время и она позволяет развить у детей любознательность, активность,

эмоциональную отзывчивость, овладение средствами общения и

способами взаимодействиями с окружающими, а положительно

эмоциональное состояние является важнейшим условием развития

личности и гарантом успешности в современном обществе. Мы

предполагаем, что разновозрастное детское сообщество может быть

использовано в любом дошкольном учреждении, а также в начальных

классах школы. Это здорово, что у ребят есть такой социальный опыт.

               

                                                                 

                                                                                     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бодрящая" и дыхательная гимнастика как формы здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями, проводимыми мною с детьми разновозрастного детского сообщества «Светлячок», провожу с ними гимнастик...

Скороговорки и чистоговорки, используемые в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

Скороговорки, чистоговорки очень часто применяются в работе с дошкольниками. Одна из главных целей воспитателя - это отработать чистоту звука.   Картотека с...

Развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте через нетрадиционные техники рисования в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.        Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые ...

Образовательная деятельность в разновозрастном детском сообществе "ПЧЁЛКА" воспитателя Никишкиной Елены Петровны

Представление моего опыта работы по организации непосредственно образовательной деятельности в разновозрастном детском сообществе "Пчёлка" ...

Дыхательная гимнастика как одна из форм здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе «Мотылёк» (комплексы)

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей....

Организация непосредственно образовательной деятельности в разновозрастном детском сообществе "Мотылёк"

Каждое утро мы  вместе с детьми  разновозрастного детского сообщества «Мотылёк» собираемся в свой семейный круг, чтобы пожелать друг другу доброго утра, поднять Го...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...