Главные вкладки

    Статья по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    СЕМЬЯ и РОДОСЛОВНАЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Автор статьи пытается показать необходимомсть соблюдения  русских традиций, связей между поколениями. Семейные традиции - это характерная черта русского народа.  Имея многолетний опыт работы в дошкольном образовании, автор доказывает необходимость  ознакомления дошкольников  в составлении упроженной  формы родословной.  Данная схема представлена в виде несложной игры.  Заложенные знания в дошкольном возрасте, формируют личность и несут в себе нравственный потенциал в дальнейшем развити ребенка.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rodoslovnaya_na_vyhod.docx21.06 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                              «Люди существуют друг для друга»                                                              

                                                                                                                                                              М. Аврелий

              СЕМЬЯ И  РОДОСЛОВНАЯ в  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

       Ребенку и его родителям важно  не чувствовать  себя не  былинкой  расту-щей  одиноко,   а членом  семьи,  которая в тяжелую минуту придет  на   по-мощь  и перед  которой этот ребенок несёт ответственность за свое поведе-ние и  за свою жизнь.  Однако это возможно, если в Семье знают друг друга,  т.е. знают свою родословную и воспитаны в духе взаимопонимания.  

       Хорошее отношения надо осознано воспитывать с детства их надо беречь и сохранять.  Любить членов семьи с которыми  ты живешь и людей  окружаю-щих  тебя.   В связи с эти, ребенку с малых лет надо знать свою родословную, почитать своих родителей, близких  и дальних  родственников.  Необходимо  поддерживать традиции.  Как показывает жизнь  при общении с родителями детей  они хорошо разбираются в родословных  своих питомцах (кошек и со-бак)  до второго, третьего  колена,  но затрудняются ответить на вопрос, кто у них в  семье  прадедушка, прабабушка. Такая ситуация связана с тем, что сов-ременное  поколение родителей потеряли свои традиции.  

       Семейные традиции  характерная  черта  русского народа, особенно в части науки  генеалогии. В  России было стыдно  не  знать  родословную,  а  самым обидным прозвищем  считалось «ИВАН,  не помнящий  родства».

       Составление  родословной  «Своего Дерева»  было важной традицией  в се-мье.    

     За  время  моей работы  (около  30 лет)  произошло  коренное  изменение   в сфере сбора информации – от фотографии до электронных носителей. В  эпо-ху  фотографий люди составляли и хранили семейные фотоальбомы, которые использовались  на занятиях «Я и Время», «Моя Семья»,  «Мы жители плане-ты  Земля»  и др.  Но  со  временем  семейные альбомы теряют свою актуаль-ность   Семейные Альбомы  убираются  на «полки»,  заменяя  их   электроны-ми  носителями.

      В  общении с родителями,  ребенок часто назван в честь кого-то, но ребенок об это не  знает, хотя это считается традицией  русского народа, называть ма-лыша в честь  родственников.

      Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной ?»

      Дошкольное  детство - важный период в нравственном становлении личнос-ти . По  мнению  ученых  в области  педагогики  и психологии  формирование моральных  качеств личности  осуществляется в эти годы, т.к. дети восприим-чивы и внушаемы.  Семья  стоит на первом месте и оказывает воздействие на  формирование личности.

      В настоящее время, по моему мнению,  родословная должна быть  важным элементом  воспитания.  Современные  программы и пособия по  ознакомле-нию  детей  дошкольного возраста  с  окружающим миром, по нравственно – патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству со своей  родословной. Такие как  программа  ознакомления с  социальным  миром  «Я – человек»  С.А. Козловой,  программа  приобщения к традицион-ной  отечественной  культуре  «Наследие»  М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёвой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой.

       Мой опыт показывает, что разговоры о родственных отношениях, кто,  ко-му, кем доводится,  ведутся  далеко не во всех семьях, хотя понимать всё это рёбенку надо обязательно,  т.к.  это важная составляющая  в развитие  логи -ческого  мышления ребенка.

      Учитывая  возраст детей, я  использовала  метод  составления  родословной  на уровне двух-трех «колен» - я, папа-мама, дедушка-бабушка.  Для  каждого  ребенка составила персональный лист по рекомендациям методического по-собия Ю.Ф. Миронова «Пишем родословную книгу» (Санкт-Петербург,  Изда-тельство «Всемирное слово»,  2012). В центре написано имя ребенка с  фото-графией для которого составляется родословная, а в каждой из двух половин располагается информация о родителях, дедушках, бабушках, братьях и сест-рах.

     Запись  поколения  я начала  с ребенка. В этом случае  это считается  первым  поколением. Отец, мать – вторым.  Дедушка, бабушка  - третьим. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная»-означает, что в ро-дословную  включены  предки мужского и женского пола. «Восходящая» - оз-начает,  что  родословная  восходит всё к  более и более отдаленным поколе-ниям,  которые будут изучаться в старшей и подготовительной группах.

     После сбора информации от родителей,   я провела занятия, где каждый  ребенок рассказывал, в мере своей информированности,  о своих ближайших  родственниках.   Занятия  показали,  что термины  родства зани-мают один из самых первых строк в начальном  лексиконе  ребенка. Перво-начально слова,   обозначающие   отношения  родства,  воспринимаются  ре-бёнком  как  своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей – «мама», «папа»,  «деда».  В  младшем   дошкольном возрасте  ребенок  уже понимает, что  не только у него  есть папа  и мама, но и у других детей тоже.  Отношения родства осознаются им как некая  принадлежность.  Дети 4 -5 лет уже довольно хорошо  ориентируются в  родственных  отношениях. Однако, определяя  их, дети среднего и старшего дошкольного  возраста руководст-вуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – пожилые  люди. Ребенок  старшего  дошкольного  возраста  правильно  называет свою маму – мамой, папу  папой,  дедушку – дедушкой, бабушку – бабушкой, но это вовсе не все-гда  означает, что он понимает, что  для  его мамы мамой  является бабушка.

     Для закрепления знаний проводятся  игра из нескольких этапов.

    Первый этап – дети вырезают полоски из бумаги.

    Второй этап –  родители пишут на полосках имена родственников в соответ-ствии  с персональным листом каждого ребенка.

    Третий этап -  дети склеивают гирлянду (с начало  дети берут полоску со  сво-им  именем, сворачивают её  колечком и склеивают,  потом  берут  полоску                  с  именем  мамы и папы,  склеивают её в гирлянду  с первой, далее берут по-лоску  на  которой   написаны  имена дедушек  и  бабушек  и присоединяют к гирлянде.

     Изучая свою гирлянду,  ребенок закрепляет знания о структуре своей семьи не только в мыслях, но и в пространстве.

          В дошкольном  детстве  закладываются  основы  формирования  чувства  ответственности  перед  памятью своих  предков.  Оно  имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный  потенциал для дальнейшего развития ребенка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте

    Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Эта статья о патриотическом воспитании детей, о том как важно его развивать с детства, о том что дошкольный период - важнейший период станов...

    Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте.

    Для освоения операций классификации  и  сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь  выступает операция  сравнения.  Сравнение  -  оди...

    Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"

    Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.               ...

    «Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»

    Нам взрослым  нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, ...

    консультация для родителей "Внимание и усидчивость в дошкольном возрасте"

    Родителям объясняется что такое внимание, усидчивость в дошкольном возрасте и как правильно их развивать....

    Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте .

    Данная Презентация рассказывает о том, какие эксперименты со  своими ребятами я провела в учебном 2012=2013 году....

    "Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"

    Различие в развитии и воспитании мальчиков и девочек....


     

    Комментарии

    Статья понравилась. Очень интересной показалась игра -колечки. Она поможет детям усвоить сложные для них понятия родства.Спасибо.

    Спасибо за мнение! Наблюдая за детьми во время их работы, получаешь большое наслаждение, и видишь как они по своему осознают свою семью и место своих близких людей в семье.
    Наталия. 09.04.13