Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.

природа

рукотворный мир человека

отношение к общественной жизни

человек и его собственная жизни

Село Ташла живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В деревне протекает река Ташлинка, богатая разнообразной рыбой. Исходя, из всего этого наш детский сад взял в качестве дополнительного образования «Экологический кружок» «Мир природы и ребенок». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_kruzhka_po_ekologii.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по экологии «Мир природы и ребенок»

Аннотация.

          Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период  закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах. 

• природа

• рукотворный мир человека

• отношение к общественной жизни

• человек и его собственная жизни

      Село Ташла живописное место, вокруг  леса, богатые растительным  и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В деревне протекает река Ташлинка, богатая разнообразной рыбой. Исходя, из всего этого наш детский сад взял в качестве дополнительного образования «Экологический кружок» «Мир природы и ребенок». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.

Цель и задачи программы

     Цель программы дополнительного образования – воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство  с их прошлым и настоящим.

    Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции с. Ташла,  п. Тюльган и парка Тимашева.

2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению (автора Сорокиной С.Е.)

3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

      Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.

1 блок: «Ташла – наш край родной».

Содержание данного блока предусматривает  ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей села Ташла, парком Тимашева.

2 блок «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность Тюльганского района.  

3 блок. «Быт и традиции». Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

4 блок. «Культура и искусство родного края» Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, сказок. По средствам этих произведений у детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.

        Программа рассчитана на 2 года обучения детей старшего дошкольного возраста.  Основные формы кружковой работы – комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к историческим памятникам, в музеи села, встречи с интересными людьми.

     Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ «Экологического кружка»  ведет воспитатель дошкольного учреждения,  имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.  Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и  «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Критерии результативности обучения:

  1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям

Тюльганского края

  1. Уметь играть в русские народные игры
  2. Знать памятники культуры
  3. Знать животный и растительный мир края
  4. Знать символику Тюльганского района

I год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название блока

Тема занятий

Длительность

в мин.

Формы занятий

  1.

 

2.

Край родной  наш

Природа родного края.

Октябрь

1 «Моя семья»

2.Составление генеалогического древа моей семьи.

3. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

4. Край православный.

Ноябрь

5. Транспорт нашего поселка.

6. Ташла – наша Родина.

7. Парк Тимашева  

Декабрь:

7.Кто живет в лесах нашего края?

8.Жизнь зверей в разное время года.

9.Жизнь лесных птиц в разное время года.

10.Жизнь лесных зверей и птиц зимой.

Всего: 60 мин

        15 мин  

       15 мин.

15 мин

15 мин        

Всего: 45 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Беседа

Занятие

Беседа

Экскурсия к храму в с. Ташла

Беседа с использованием наглядно дид.

материала

Подарки нашему селу  (рисунки)

Экскурсия

Занятие

Занятие

Занятие

Подарки птицам (изготовление кормушек)

3.

4.

5.

Культура и искусство родного края

Природа родного края.

Быт и традиции Ташлинского народа

Январь:

11. Проказы старухи зимы.

12. В гостях у народных инструментов

13.Живет в народе песня.

14. Пришла коляда – отворяй ворота.

Февраль:

15.  «На героя и слава бежит»

16. Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.

17. Прощай Масленица

Март:

18. «Жаворонки на горе – весна на дворе»

19.Весна, весна, поди сюда!

20. Весна красна цветами

21.При солнышке тепло, при матушке добро.

Апрель.

22. Милости просим гости дорогие.

23. « Как у нашего кота»

24. Котик, котик поиграй.

25. Приглашаем в гости к нам.

Май.

26. Знаешь ли ты сказки?

27. Победа в воздухе не вьется, а руками достается  

28. Прощание с «избой».

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

          15 мин

 

Всего: 45 мин

15 мин

15 мин

15 мин

   Всего: 60 мин

         15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Всего: 45 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Загадки о зиме

Занятие

Беседа о русской народной песне

Развлечение

Беседа о русских богатырях

Знакомство с Масленицей

Развлечение

Беседа о признаках весны

Рассказ о весенних полевых работах

Заклички, песенки, пословицы о весне

Поделки в подарок маме

Знакомство с «избой».

Знакомство с обитателями избы

Разучивание потешек

Игра-упражнение

(вежливое обраще-  ние к гостям)

Литературная викторина по сказкам

Рассказ о воинах защитниках «Каша из топора»

Прощальное чаепитие с хозяйкой избы

II год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название блока

Тема занятий

Длительность

в мин.

Формы занятий

  1.

 

2.

Природа родного края

Край родной, наш

Октябрь

1. «Что летом родится – зимой пригодится».

2. Вершки да корешки.

3. Дары матушки земли.

4. Осенний лес.

Ноябрь

5. Что растет и кто живет в нашем крае.

6. Кто живет в реке

7. Птицы – наши друзья.

8. Жизнь лесных зверей и птиц зимой

 

Декабрь:

9.Моя семья.

10.Что я знаю о себе.

11.Вот моя деревня, вот мой дом родной.

12.Край православный

Всего:1час20мин

20 мин

20 мин.

20 мин

20 мин

Всего:1час 20мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Всего: 1 час 20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Беседа. Народные приметы, пословицы, о лете.

Сказка «Мужик и медведь».

Занятие.

Беседа. Работа с альбомом.

Экскурсия

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие. Работа с альбомом.

Занятие.

Беседа.

Беседа.

3.

4

Культура и искусство родного края

Край родной, наш

Январь:

13. Зимние святки

14. Проказы старухи зимы

15. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…»

16. «Баю, баю, бай. Поскорее засыпай!»

Февраль:

17. В гостях у народных инструментов.

18. Масленица

19. Прощай Масленица

Март:

20. Ташла наша Родина

21. Транспорт нашего

поселка.

22. Труд взрослых в родном селе.

Апрель:

23. Знакомство с русскими народными сказками.

24. Русские потешки.

25. В гости к хозяюшке.  

Всего:1час20мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Всего: 1 час

20 мин

20 мин

20 мин

Всего: 1 час

20 мин

20 мин

20 мин

Всего:1 час

20 мин

20 мин

20 мин

Беседа о праздновании Нового года и Рождества

Знакомство со сказкой К.Д.Ушин-ского «Проказы старухи Зимы»

Знакомство с пословицами, поговорками о русском быте и гостеприимстве.

Знакомство с колыбельной песней.

 Занятие

Беседа

Развлечение

Беседа

Дидактический материал

Занятие

Занятие

Занятие

Загадки

5.

Быт и традиции Ташлинск-ого народа.

Май:

26. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

27. « А за ним такая гладь – ни морщинки не видать».

31. Сказки для Кузи.

32. Прощание с  «избой».

Всего:1 час20мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Рассказ о воинах защитниках Отечества.

Знакомство с предметами обихода

Викторина по сказкам.

Прощальное чаепитие схозяйкой избы.

Литература

  1.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Москва, «Мозаика- Синтез», 2009
  2. А.Е.Денисов, А.И. Кузовкин, Е.А.Новикова Краеведческий альманах «Край родной Коломенский» Коломна: РПЦ «Тираж»
  3. В.А.Зебзеева  Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»
  4. Е.Л.Кощеева, Л.А.Хамидуллина Путешествие в мир природы – М.:АРКТИ, 2009
  5. Князева О.Л. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СП.:Детство-Пресс, 1999
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва, «Мозаика- Синтез», 1999 г.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.
  8. О.А. Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и к...

Программа экологического кружка для средней группы "В мире природы"

Программа экологического кружка "В мире природы" расчитана для детей средней группы. Цель кружка : Привить любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе вокруг нас....

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "МЫ И ПРИРОДА"

Программа кружкавой работы разработана на основании экологической программы С.Н. Николаевой "Юный эколог"В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесетдетям радость, обогатит...

Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"

Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...

Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...