Перспективный план по экологическому воспитанию для младших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Шайхиева Диляра Рифатовна

Методические рекомендации по экологическому воспитанию длядетей 3 -4 лет (еженедельные наблюдения, темы занятий на учебный год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по экологическому воспитанию для младших дошкольников

Методические рекомендации

для педагогов МАДОУ

«Детский сад № 276

комбинированного вида»

подготовила воспитатель

Шайхиева Д.Р.

Казань      

2013г.

 Сентябрь                                            

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

Установление  и налаживание благоприятной атмосферы и доброжелательных отношений с детьми, которые за лето отвыкли от детского сада. Выяснение в беседах с детьми уровня их экологической воспитанности.

«Цветы на участках нашего детского сада»

Цель: Уточнить представление детей о том , что кроме деревьев и кустарников нВ территории детского сада растут цветы. Все они разные, красивые, некоторые из них имеют приятный запах. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к цветам.

«Сезонные явления природы»

Цель: Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать выводы. Замечать связь между погодой и тем как люди одеваются, уметь одеваться по погоде. Учить выявлять и перечислять особенности осенней погоды.

 

«Сад-огород»

Цель: наблюдать за прилежащим к территории детского сада диким яблоневым садом, показать как растут фрукты-яблоки. На огороде детского сада поучаствовать в сборе урожая овощей, показать их произрастание, объяснить где ботва, корнеплоды, плоды.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Как устроены цветы и как ими украсить помещение»

Цель: Уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности размера, формы, окраски-различия и сходства. Побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов. Воспитывать чувства детей, воспринимать красоту цветущих растений, желание сохранить её. Учить украшать помещение цветами, воспитывать желание делать людям приятное.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Фрукты и овощи»

Цель: уточнить представление у детей о фруктах и овощах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления фруктов и овощей в пищу. Развивать речь, сенсорные способности.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Птицы на участке»

Цель развивать умение детей наблюдать за птицами, различать их по размеру, окраске оперения, а также уточнить их общие признаки. Познакомить с названиями птиц: воробей, ворона, синица.

«Деревья - осенью»

Цель: Рассмотреть листву деревьев на участке, какого она цвета, что происходит, если дует ветер и треплет ветки.

Посмотреть какие листья лежат на земле и с каких деревьев они упали. Вспомнить и закрепить строение дерева. Дети набирают осенний букет листьев для занятий в группе.

«Грустная осень»

Цель: расширять знания детей о сезонных изменениях неживой природы (холодные ветра, частые дожди, размытые дорожки, пасмурное небо). Закрепить умение устанавливать причину погодных явлений и вызывать эмоциональный отклик на них.

 

«Целевая прогулка в уголок леса»

Цель: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей. Формировать умение предвидеть отрицательные последствия своего вмешательства. Воспитывать в детях основные нормы поведения в природе, умение любоваться её красотой.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Все листья разные»

Цель: Познакомить детей со строением листа, показать разнообразие форм листьев, используя спец материал. Сравнивать образцы из материала с настоящими листьями, находить похожие. можно познакомит с названиями форм листьев.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Что растет в лесу»

Цель: Дать детям первоначальные знания о лесе, о его растительном мире. В лесу тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.

Познакомить детей с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса, учить замечать красоту картин, рассказать, что их пишут художники.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Наш зеленый уголок»

Цель: формировать представления детей о комнатных растениях, их строении, условиях роста и развития (свет, вода, тепло). Воспитать навыки ухода за растениями зеленого уголка, бережное отношение к растительному миру. Учит устанавливать простейшие причинно –следственные связи: неполитые растения- засохнут, на холоде –погибнут.

«Куда улетели птицы»

Цель: укрепить знания детей о птицах, об особенностях их жизни. Развивать любознательность, наблюдательность. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи: почему птиц стало меньше. воспитывать в детях чувство жалости и сострадания к зимующим птицам.

«Как деревья готовятся к зиме»

Цель: Рассказать о приспособляемости растений к сезонным изменениям в природе осенью и зимой.

 

«Здравствуй хомячок»

Цель: уточнить представление у детей об особенностях внешнего вида хомячка, учить выделять части тела, называть их, рассказать о питании. Развивать чувство симпатии к зверьку, желания наблюдать и ухаживать за ним.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Птица»

Цель: расширить и закрепить знания детей о строении птицы: голова, клюв, крылья, туловище, лапки. рассказать о способах передвижения птиц, особенностях их питания.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Кто живет в лесу?»

Программное содержание: расширять представление детей о лесе – дать первоначальные реалистичные знания о том ято в лесу живут разные дикие животные (заяц, волк, ёж, белка, лиса, медведь). Учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Волшебница зима»

Цель: формировать общее представление детей о зиме и характерных её признаках, способствовать самостоятельному нахождению этих признаков. Развивать навыки и умение наблюдать за природными явлениями и объектами. Вызываь эмоциональный отклик на красоту зимней природы.

«Снег, снег, кружится- белая вся улица»

Цель: формировать представление о снегопаде, снег падает снежинками. расширить представления детей о снеге и его свойствах ( белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, липкий- материал для построек, покрывает всю землю).

«Живое - неживое»

Цель: дать представление о признаках живых и неживых объектах. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

 

«Ёлочка»

Цель: расширять представления о деревьях, упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам. показать особенности ели: ветви покрыты зелёными иголками, имеют пирамидальное строение. обратить внимание на красоту деревьев в снежном убранстве.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Опыт со снегом»

Цель: активизировать поисковую деятельность детей, закрепить представления о свойствах снега. Принести снег в помещение – он тает , образует талую воду (рассмотреть её), талая вода вынесенная на мороз- затвердевает, превращаясь в лед.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течение года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

Коллективное изготовление альбома «Ёлочка». Программное содержание: уточнить представление детей о бумаге и изделиях из неё ( книги, альбомы, салфетки и др.) Бумага бывает разного цвета, токая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё делают игрушки. Бумагу изготавливают из дерева, она очень нужна людям, её нужно беречь. Выполнение аппликации.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Шишки»

Цель: познакомить детей со строением шишки (удлиненная форма, чешуйки, их расположение), с семенами ели. Показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве висит в закрытом виде, в тепле раскрывает чешуйки, из которых выпадают семена.

«Превращение воды в лед»

Цель: проэксперементировать и рассказать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лёд ( а не в снег), а из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки для украшения участка

«Морозные узоры»

Цель: познакомить детей с образованием снежных узоров на окне. Учить устанавливать причинно –следственные связи. Формировать умение и желание любоваться красотой снежных узоров

 

«Следы на снегу»

Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность., умениеопределять кому могут принадлежать следы. Уточнить представление о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий , пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Какая вода и кому она нужна»

Цель :продолжать закреплять у детей знания о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, сквозь неё  видны предметы, проливается, легко впитывается).

Уточнить , что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Объяснить как в большом городе вода приходит в дом, и что её надо экономить.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Птичий двор»

Цель: расширить и закрепить знания детей о домашней птице: курах, утках, гусях, (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). Рассказать об уходе за домашними птицами.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Огород на окне»

Предварительная работа: посадка луковиц. Учить детей замечать изменения в росте луковиц, связывая их с условиями, в которых находится каждая луковица. Формировать умения наблюдать и фиксировать информацию. Объяснить что в зелёном луке много витаминов и поэтому он полезен.

«Путешествия по зимнему лесу»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистическое представление о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни состояние оказывают влияние условия: холод, отсутствие воды, короткий день, мало света.

«Кто живет в воздушном шарике»

Цель: дать первоначальные реалистические знания о воздухе. Познакомить с его свойствами и признаками. Помочь определить его качества: в помещении _ теплый, на улице – холодный. Расширять кругозор.

 

«Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью ветра в природе и в жизни человека. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка. Разнообразить приемы наблюдения, используя ветряки, ленточки.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Скотный двор»(коза. корова, свинья, лошадь, овца)

Программное содержание: познакомить детей с домашними животными, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают. уточнить представление о взрослых животных и детенышах, развивать воображение, умение сравнивать, ходить в игровую ситуацию.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Друзья наши меньшие»

Программное содержание: уточнить и расширить представление детей о кошке и собаке как о домашних животных, их детенышах (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и человека, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает)

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Кто живет в аквариуме»

Цель: формировать элементарные представления детей о рыбах. рассказать о том, что в аквариуме, кроме рыб живут улитки, водоросли, все они живые. обратить внимание детей на особенности передвижения рыб и улиток в воде. Развивать познавательный интерес.

«В каких условиях живут рыбки»

Цель: формировать у детей представление об условиях обитания в аквариуме: аквариум стеклянный, прозрачный, много света; там много чистой воды комнатной температуры – рыбкам просторно плавать; на дне лежат песок и камни, в которых хорошо растут водоросли. Рыбки не голодают потому что и каждый день кормят, периодически меняют воду. чтобы она не стала мутной.

«Здравствуй звонкая весна»

Цель: развивать обобщенное представление детей о весне, расширять знания о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. способствовать пониманию простых взаимосвязей между погодными явлениями и их последствиями. обратить внимание на одежду людей.

 

«Первые листочки- первые цветочки»

Программное содержание: рассказать детям о первых весенних лесных цветах – подснежниках. Показать открытки  с их изображением. Объяснить, что подснежники красивые, люди их охраняют, рвать эти цветы в лесу запрещено –ими можно только любоваться. срезать несколько веток с тополя, принести в группу и поставить в вазу. Показать детям почки и наблюдать что будет дальше.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Морские обитатели»

Цель: познакомить детей с морем и его некоторыми жителями, которые могут быть как маленькими так и большими (рыбы, акулы, дельфины, осьминоги, раки, киты, тюлени и т.д.). Приобщать детей к охране окружающей среды.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Зоопарк»

Программное содержание: познакомить и сформировать представление детей о диких, экзотических животных. Дать элементарные сведения о тлм, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу, какие издают звуки.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Весёлые ручейки»

Цель: определить, что стало со снегом куда он исчез. Сформировать представление детей об ручейках, о способах их образования, прислушаться к их журчанию. поощрять самостоятельные открытия детей (кораблик легче воды, поэтому не тонет) Развивать в детях исследовательские способности для более полного познания и освоения окружающего мира.

«Весна в лесу»

Программное содержание: познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период: становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава. Формировать теоретические представления о жизни лесных животных: просыпаются от спячки, линяют, выводят потомство.

«Птицы прилетели»

Цель: расширить представление детей о пернатых. Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы, понимать роль птиц в нашей жизни. Радоваться встречи с перелетными птицами.

 

«Мать и мачеха»

Цель: учить детей находить и узнавать мать и мачеху, определить её особенности. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего на солнечных местах. Воспитывать в детях эмоционально положительное отношение к пробуждающейся природе.

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Из чего это сделано»

Цель: познакомить детей с особенностями камня, дерева, железа, стекла, ткани, их свойствами, а также предметами изготовленными них. Развивать эстетическое восприятие мира

неживой природы.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«Красная книга»

Цель: познакомить детей с красной книгой, рассказать для чего она нужна, каких животных в неё заносят. воспитывать бережное отношение к природе, приобщать детей к её охране и уходу за растениями и животными.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдения

«Водоёмы»

Программное содержание: рассказать детям об озере, реке, пруде, море, океане; их особенностях и различиях. Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения во время пребывания на водоёмах. Способствовать умению любоваться красотой, понимать необходимость бережного отношения к ним.

«Насекомые»

Цель: развивать в детях экологическую культуру путем познания окружающего мира. Познакомить детей с насекомыми, встречающимися на участке, о пользе, которую они приносят. Приобщать к охране окружающей среды.

«Украсим землю цветами»

Цель: приобщить детей к посильной деятельности, высадке рассады в цветник. Продолжить знакомство с условиями для жизни и роста растений в открытом грунте.

 

«Скоро лето»

Цель: познакомить детей с очередными сезонными изменениями в явлениях живой. неживой природы ( становится теплее, увеличился световой день, ярче светит солнце, оживают растения, животные, насекомые, возвратились перелетные птицы, которые вьют гнезда).

Занятие 1        

Занятие 2

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

 «Встреча со старичком - лесовичком»

Цель: познакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать пониманию последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Формировать умения предвидеть последствия отрицательного вмешательства в природу.

Систематическое привлечение детей к совместной деятельности по уходу за растениями и обитателями уголка природы.

Цель: В течении года у всех детей в индивидуальном порядке выработать первоначальное понимание и желание заботится о живых существах. сформировать навыки ухода за ними.

«День земли

Программное содержание: побеседовать с детьми о том что все люди отмечают день земли. Они хотят, чтобы планета, на которой мы живем, была чистой, красивой. Земля – это наш общий дом: заботясь о месте, в котором мы живем. мы заботимся обо всей Земле.

Использованная литература:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №276 комбинированного вида», разработанная на основе содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
  2. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.

 Соломенникова О.А., Мозаика – Синтез, 2009г.

  1. Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори, Снежинск 2002г.
  2. Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп, часть 1, часть 2, часть 3, Снежинск 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности

Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....

Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Перспективное планирование  в первой младшей группе...

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями".

Конспект НОД по экологическому воспитанию у младших дошкольников "Наблюдение за воробьями"....