конспект НОД на тему: "Ай да, Масленица!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Алексеева Наталья Сергеевна

Знакомство с русским народным праздником Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_maslenica.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

               

              Государственное бюджетное дошкольное

                      образовательное учреждение          

             детский сад №9 комбинированного вида

             Пушкинского района Санкт- Петербурга

     

               

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

                           

         для детей старшего дошкольного возраста  на тему

                           

                          "Ай да, Масленица!"

                                                                                                 Автор- составитель:

                                                                                                                воспитатель высшей категории

                                                                                                                Алексеева Наталья Сергеевна

                           

                                     г.Санкт- Петербург-Пушкин

                                                       2013г                                                   

Цель: продолжать расширять знания детей о Масленице как о русском народном празднике.

Задачи:

образовательные

*формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы

* закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни

* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье

развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа  

*воспитывать интерес к русскому фольклору

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Интеграция образовательных областей:

 познание, коммуникация,

музыка, здоровье, социализация

Педагогические технологии

  1. технология музыкального воздействия
  2. информационно- коммуникативная технология
  3. игровые технологии
  4. мнемотехника
  5. здоровьесберегающая технология

Оборудование:

-мнемокартинки " Дни Масленицы"

-ТСО (ноутбук, проектор, магнитофон, диски)

-музыкальные инструменты (рубель, колокольчики, трещотки, ложки, маракасы)  

-мишень, "снежки"

-чучело Масленицы

-обруч гимнастический

-кухонная утварь

-шпажки

-чёрные треугольники (имитация угля)

-блины

-чёрная ткань

-пазлы

-картузы

-платки цветные

-султанчики красные и жёлтые

Ход деятельности

Педагог и дети настраиваются на общение(берутся за руки и встают в круг).

"Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить!!!"

Воспитатель: "Ребята, я к вам  сегодня пришла и сюрприз принесла. Это неживое существо. Оно сделано для праздника. Напоминает куклу. Догадайтесь, что это?"

 Ответы детей.

-Вы правы.  Чучело - это прощальный образ зимы.

Воспитатель: "Здравствуй, Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне.

Ну, а чего нашей гостьюшке не хватает?"

Ответы детей.

Воспитатель:"Вот и одежда. Одёжка на диво: удобна и красива! Ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!"

Дети наряжают Масленицу.

Воспитатель: " Вот какая получилась красавица! И я к вам в гости собиралась и красиво наряжалась! Вы должны мне быть под стать. Молодчики, ай да - картузы надевать. Девицы красные, разбирайте платки атласные! Да и пустимся в пляс сейчас!"

Дети с педагогом пляшут под русскую народную мелодию.

 Воспитатель:"Поплясали от души. Ай да, умнички! Посидите, отдохните. А что вы знаете о  празднике Масленица?"

Ответы детей.

 -Мы сейчас с вами всё узнаем об этом празднике. Смотрите на волшебный экран".

Показ слайдов презентации "Масленица". Воспитатель комментирует изображение вместе с детьми.

(Масленица- это самый древний, самый любимый в народе праздник. Его отмечают в конце зимы - начале весны. Зима в России долгая, суровая, снежная. Поэтому  и старые, и молодые радуются ярким солнечным лучам, ясному небу, звонкому чириканью шустрых воробьёв. Масленицу в народе как только не величают! И широкая, и весёлая, и объедуха, и разгульная, и раздольная. Масличные гуляния продолжаются целую неделю.

понедельник - встреча Масленицы( показ мнемокартинки)  

-Давайте мы тоже встретим Масленицу ласковыми словами, очень приветливо.(дети говорят Масленице разные добрые, приветливые слова)

вторник- заигрыш; в этот день проходят игры, забавы, угощение блинами. (показ  мнемокартинки)

-А какие забавы проходили вы узнаете, когда соберёте картинку.

Дети собирают  картину  под "Камаринскую"из пазлов на тему "забавы на масленицу" и говорят, что на ней изображено.

среда - лакомка; в этот день лакомились вкусными сладкими блинчиками.( показ мнемокартинки)

-У масленицы герой один. Круглый, вкусный и зовут его ......

-А вы с чем любите блины есть?

-И мы с вами полакомимся.( подаются мелкие кусочки блина на шпажках)

-Какие продукты нужны для блинов?

Ответы детей.

-Давайте с вами испечём блины.(пальчиковая гимнастика "Блины")

-Блинцы, блинчики, блины как колёса у Весны. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей.

четверг-разгул; строили снежные крепости, города, играли в снежки, брали крепости с "боем", это самый весёлый день Масленицы.(показ мнемокартинки)

-Давайте мы тоже с вами позабавимся! Поиграем в игру "Снежный тир".

 Дети играют снежками, попадая в мишени.(под музыкальное сопровождение)

пятница, суббота -вечерки, посиделки; ходили в гости к родным, знакомым.(показ мнемокартинки)

Дети встают у стола, накрытого скатертью и на нём находится кухонная утварь, блины, чашки, самовар и т.д.), рассматривают угощения, делают имитационные движения: пьют чай, болтают, кушают.

Воспитатель:" Кто- то блинчики съедает, кто- то много так болтает, кто- то чай тут распивает, кто-то песни распевает. А давайте - ка с вами поводим хоровод.  (хоровод "Ой, бежит ручьём вода")

  Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.

Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.

 воскресенье -прощённое воскресенье; проводы Масленицы; куклу из соломы сжигали.(показ мнемокартинки)

- Мы с вами тоже самое проделаем.( обруч используется в качестве костра, чёрные треугольники - угли, чучело накрывается чёрной тканью) Дети вместе с педагогом встают вокруг чучела, держатся за руки и поют:

Как на масленой неделе

Птицы по небу летели.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Птицы по небу летели.

Зиму, вьюгу прогоняли.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

А за ними детвора

 Убегала со двора.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Раздувайся фитилёк, разгорайся огонёк.

Дети "сжигают" чучело, имитирую поджог с помощью красных и жёлтых султанчиков и  накрывают его чёрной тканью, бросая при этом "угольки" в костёр.

Воспитатель: "Ребята, проводить Масленицу нужно задорно, весело и шумно! Давайте поиграем, пошумим, позвеним от души. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Красны девицы, подходите, инструменты вы берите. Ну, теперь и молодцы спешите".

Далее исполняется игровая импровизация типа шумового оркестра под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: "Не всё коту масленица. Всё заканчивается в своё время. Благодарна вам я за весёлые забавы, пляски удалые, слова разумные. Что запомнилось, сказывайте, не робейте".

Ответы детей.

Сюрпризный момент. (подарки детям)

- Одарю вас по- царски. Играйте, не скучайте, меня вспоминайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения на тему : "Проводы Масленицы"

Сценарий содержит доступный материал, который можно использовать для проведения праздника на улице....

Конспект НОД на тему: «Масленица идёт, блин да мёд несёт!»

познакомить детей с традициями народного праздника....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по образовательной области "Художественное творчество" тема "Блины к Масленице"

Знакомить детей с русским народным праздником Масленица.Воспитывать уважительное отношение к русским праздникам....

Конспект занятия на тему "Широкая Масленица"

Конспект НОД «О широкой Масленице».Аннотация Праздник «Масленица»- это когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочко...

Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"

Планирование непрерывной образовательной деятельности на неделю....

ОО «Познавательное развитие» Тема: Изготовление куклы-масленицы из ниток "Как мы с Масленицей знакомились"

Масленица — один из самых веселых праздников. Раньше всю неделю люди устраивали веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождались народными гуляниями, а самыми главными там были блины.Блины...


 

Комментарии

Данилова Светлана Васильевна

Я голосую за вас. Давайте поддержим друг друга. Проголосуйте и за мои работы.

Серегина Татьяна Сергеевна

Вашу работу я оценила, надеюсь на взаимность. Буду рада, если материал пригодится Вам в работе. Мои ссылки: http://nsportal.ru/node574930 и http://nsportal.ru/node515435

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020