Главные вкладки

    Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

    Садикьянова Алия Ринатовна

    Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в работе с малышами, решая различные обучающие задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vvedenie.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

    Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.

    Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

    Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

    Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи

    В результате проверок усвоения детьми знаний и умений, которые проводились, мы пришли к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождения различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданиями: выстроить ряд предметов по принципу увеличения или уменьшения, какого либо признака, обследовать внешние признаки предмета и описать их.

    Одно из средств образовательной работы является дидактическая игра. Однако её решение состоится в том случае, если дети овладели с помощью воспитателя игровыми умениями, играми с правилами.

    Именно воспитатель формирует игровые умения, учит правилам, способам взаимодействия. И только тогда, когда он увидит, что дидактическая игра преобразовалась в подлинно самостоятельную игру, можно вести речь о её использовании для решения различного рода учебных задач, в частности для закрепления учебного материала.

    Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения.

    Действительно, дидактическая игра представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребёнок обучается играя. Большинство дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете. Дидактическая игра как тип обучения прошла большой путь развития и достигла наибольшего совершенства среди других дидактических способов работы с маленькими детьми.

    В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

    Очень важно дидактически правильно вести ребёнка по пути

    организации его собственного сенсорного опыта. Эта область воспитания требует хорошей его организации, так как ребёнок находится постоянно под впечатлением непрерывных хаотических воздействий - световых, звуковых и т. д. Внешний мир «не устроен» для сенсорного воспитания ребёнка. Сенсорный опыт может быть организован только в деятельности.

    Каждый вид дидактических игр и материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями. В игре ребёнок стремится научиться тому, что он ещё не умеет. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.

    Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка.

    Конспект дидактической игры на восприятие цвета

    «Воздушные шары»

    Цель: Обратить внимание детей на цвет предмета. Учить подбирать предметы одинакового цвета. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие.

    Развивающая   среда:   Наклеенные   на  картон  узкие  полоски  цветной бумаги (6-7) цветов, круги такого же цвета.

    Ход игры

    1. Ребятки, смотрите к нам пришли игрушки. Только они почему-то грустные. Вы не знаете, почему они грустят?
    2. Оказывается, решили игрушки поиграть с воздушными шарами. Но подул сильный ветер, и шарики улетели, а у игрушек остались одни ниточки.
    3. Ребятки, поможем игрушкам найти свои шарики? ( Детям раздаются цветные полосочки).
    4. Семён, у тебя какого цвета ниточка?
    5. А у тебя Люба? ( Дети говорят, какого цвета у них ниточки).
    6. Ребятки, шарики пока летали, перепутались. (Предлагаю детям шарики «привязать» к ниточкам, но только так, чтобы цвет ниточки соответствовал цвету шарика). Если дети путаются, предлагаю им сравнить цвет ниточки с шариком.

    -        Ребятки, какие вы молодцы, помогли игрушкам найти свои шарики.
    Игру можно усложнить,  поменяв у детей ниточки от воздушных
    шаров.

    Конспект дидактической игры, развивающей осязательное

    восприятие формы объёмных предметов

    «Отгадай, что в мешочке»

    Цель: Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения.

    Развивающая среда: Небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, машинка и т.д.). Мешочек из плотной ткани.

    Ход игры:

    1. Ребятки, хотите поиграть в прятки?
    2. Но прятки будут особенные, потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот они, эти игрушки. Затем достаю нарядный мешочек, показываю детям и говорю: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим её в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». (Объясняю детям, как искать: нужно потрогать руками, спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое). Затем на стол ставится 3-4 игрушки. Задаю детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов:
    3. Что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть?
    4. Миша, пойдём, ты будешь отгадывать, какая игрушка спряталась в мешочке. (Ребёнку предлагается отвернуться, закрыть глаза и не подглядывать. Вызываю ещё одного ребёнка, предлагаю ему выбрать игрушку и положить её в мешочек).
    5. Миша, иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке.

    Напоминаю остальным детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае  не  подсказывать  и  не мешать  Мише  самому отгадывать загадку. Когда ребёнок берёт мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать её, советую ребёнку держать предмет в обеих руках, левой держать предмет, а правой ощупывать его пальцами.

    1. Ну, Миша, какая же игрушка спряталась? (Машинка).
    2. А как ты узнал, что это машина? (У неё есть колёса, кузов). Достаём спрятанный предмет из мешочка.

    -        Молодец, Миша, правильно угадал.  Давайте ребятки, похлопаем Мише в ладошки.

    Затем выбирается другой ребёнок, и игра продолжается.

    При повторении игры, можно использовать другие предметы более

    сложной формы.

    Конспект дидактической игры на зрительное восприятие формы

    «Найди свой домик»

    Цель: Продолжать учить детей различать формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), цвета.

    Развивающая среда: блоки Дьенеша, три обруча.

    Ход игры:

    На лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре. Предлагаю детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняю детям, что в обруче, например с красным кругом, живут все красные круги, а в обруче с синим квадратом - все синие квадраты и т. д. А для того чтобы попасть в домики, нужны «ключики». По форме и цвету «ключика» дети находят свои домики.

    -        Ребятки, у меня есть «чудесный мешочек», в котором находятся
    «ключики» (геометрические фигуры).

    Дети по очереди достают себе из мешочка «ключики», идут гулять по «лесу», по моему сигналу дети бегут к домикам и занимают их.

    -        Ребятки, посмотрите, а ваши «ключики» подходят к фигуркам,
    которые живут в домике? (Дети сравнивают свою геометрическую
    фигуру с той, что находится в домике).

    Игру можно усложнить, предложив детям поменяться «ключиками».

    Конспект дидактической игры, развивающей восприятие качеств величины «Собери яблоки»

    Цель: Закреплять умение детей сортировать предметы по величине путём примеривания их с образцом.

    Материал: яблоки-образцы разной величины (двух размеров: большие и маленькие), две корзины - большая и маленькая, дерево с яблоками двух размеров.

    Ход игры:

    1. Ребятки, посмотрите, что это? (Дерево).
    2. А что выросло на дереве? ( Яблоки).
    3. А яблочки одинаковые или разные?
    4. Правильно, есть большие и маленькие яблочки. Обращаю внимание детей на разную величину яблок.
    5. Ребятки, а у меня есть корзинки. Давайте соберем яблочки в корзинки. Так же обращаю внимание детей на разную величину корзинок, сравниваем их.
    6. Как вы думаете, в большую корзинку, какие яблоки нужно собрать?
    7. Большие.
    8. Правильно, а в маленькую? (Маленькие).

    Затем раздаю детям яблоки-образцы и предлагаю детям найти на дереве такие же яблоки. Дети находят нужные яблоки, путём примеривания к образцу. Найденные яблоки предлагаю детям разложить в соответствующие корзинки.

    -        Молодцы, ребятки, все яблоки собрали.

    Игру можно усложнить, добавив ещё один предмет средней величины.

    Литература:

    1. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
    2. Л.А. Венгер Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

    Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

    Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

    Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания детей 2-3 лет.

    Дидактические игры  и упражнения как средство сенсорного воспитания детей 2-3 лет.Выполнила воспитатель ГБДОУ д/с №47 Гончаренко Екатерина Михайловна.Цель работы: выявление особенности сенс...

    Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.

    Согласно определению А.И. Сорокиной, «дидактический материал – систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков пр...

    «Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»

    Предметно-развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста....