Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Петякова Валентина Леонидовна

    У детей уточняется и расширяется представление о перелётных птицах, об их жизни в весенний период. Дети получают сведения о звуковых сигналах птиц. Воспитывается доброе, заботливое отношение к птицам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_chyom_poyut_vesnoy_pticy.rar2.19 МБ

    Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                               «Азановский  детский сад «Колосок»

         Конспект занятия в старшей группе

             «О чём поют весной птицы?»

                                         

                                                                  Подготовила и провела:

                                                                   воспитатель 1 квалиф. категории

                                                                   Петякова В.Л.

                                                             с. Азаново  2013г.

                 

    Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц;

    развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

    Материал: предметные картинки ,среди которых картинка с изображением птицы, карточки ( вопросительный знак, лупа, ладошка, телевизор, книга), изображение дерева, фотографии  птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок) ,магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц в лесу», по два чистых листа на каждого ребёнка, подбор книг, картинок, энциклопедий о птицах.

    Ход занятия

    -Ребята, послушайте внимательно стихотворение и выберите картинку с изображением того, о чём говорится в стихотворении.

                       (Перед детьми выкладываю несколько предметных картинок, среди которых картинка с изображением птицы)

                           Вернулись раннею весной

                           Через моря, долины,

                           Певцы пернатые домой

                           На родину с чужбины.

     -Так о ком говорится в стихотворении? ( О птицах, перелётных птицах)

     -Да, сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. Хотите узнать о них как можно больше? Как можно это сделать? С чего мы начнем? Наверное, сначала надо подумать.

                                    Выставляется карточка вопросительный знак.

          -Ещё как мы можем что- нибудь  узнать о птицах? (Спросить у другого человека)

                                    Выставляется карточка - лицо человека.

    -        Кто вспомнит, как ещё мы можем узнать о птицах? (Понаблюдать)

                                   

                                     Выставляется карточка -лупа.

    -        А как ещё мы что- то можем узнать о птицах? (Провести опыт)

                               Выставляется карточка - ладошка

    -Ребята, а из каких источников мы можем услышать, узнать о птицах? (П о

    телевизору)

                               Выставляется карточка - телевизор.

    -Еще из каких источников можно что- то узнать  ?  (Из книги)

                               Выставляется карточка - книга 

    -Итак, мы с вами определили, каким способом мы можем пополнить свои знания о  перелётных птицах.

    Начинаем работать. Давайте все подумаем, кто такие птицы, чем они отличаются от других животных. А чтобы нам не забыть, я буду зарисовывать. (Птицы отличаются от других животных тем,что у них есть клюв, 2 лапы, крылья, тело покрыто перьями)

                 По мере   высказывания детей делаю  зарисовки.

           

        -Вы сказали, что ещё о птицах можно узнать, спросив у другого человека. Вы можете спрашивать друг у друга, у своих родителей, знакомых, старших сестёр и братьев, у меня.

    Хотите я вам сейчас что- нибудь  расскажу? (Да, хотим)

    - Сегодня  я проснулась  от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. Как вы думаете почему? (Наступила весна, птицы рады приходу весны, солнышку, теплу)

    -Правильно. Наступила весна. А какая она? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)

    -Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы- подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от  пробивающейся травки и т.д.)

    -Но самое главное чудо – это то,  что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

    -Как называют птиц , которые прилетают обратно ? {Перелётные)

    -Почему  эти птицы улетают от нас на зиму?  (Они питаются насекомыми, а зимой  насекомые все попрятались, птицам есть нечего)

    -Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц?(Да!)

    -Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличками. Давайте и мы с вами их позовём так же:

                        Уж вы, пташечки, щебетушечки,

                        Прилетайте к нам.

                        Весну ясную, весну красную

                        Принесите нам.

    Обращаю внимание детей на дерево, на котором сидят перелётные птицы.

    -        Что за  дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали?   ( Грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок)

    -        А как вы догадались, что это ласточка?    ( У неё голова, спинка, крылья чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост как две кисточки )

    -Как вы догадались, что это грач?   (Он весь чёрный, клюв у него большой и широкий, с боков чуть белый. Грач большой).

    -А по каким признакам догадались ,что это кукушка?    (Клювик у нее маленький и остренький, сама вся серенькая, грудка беленькая  и на ней тёмные полосочки.  Хвостик овальный, с белыми полосками)

    -        Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. А если бы птицы могли петь как люди, словами, о чём бы они нам рассказали в своих весенних песнях?   (О том, как они любят свою родину, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог  и  труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами  и т. д.)

    - Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные?  Иногда голос одной и той же птицы меняется :выражает то радость, то тревогу, волнение, страх)

     -Кто враги у птиц?    (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, кукушка и т.д.)          А  -Сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.

                                   Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

     -Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, весёлое, легко на душе).

                                    Реб. Мы слышали, как в вышине

                                             Поют свои нам песни птицы,

                                              Поют о солнце, о весне

                                              И о родимой стороне.

                                              И нет их песенки чудесней.

    -Вот видите, ребята, сколько интересного узнали мы друг от друга о перелётных птицах.

    -А из каких наблюдений за птицами мы тоже много интересного узнаем? Давайте вспомним наши наблюдения за первыми перелётными птицами - грачами.

    -Как вы думаете, какая первая забота у них весной?   (Поправить старые гнёзда, построить новые )

    -А из чего строят свои гнёзда птицы?   (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и т.д.)

    - А где грачи строят свои гнёзда?  (На высоких деревьях, иногда на одном дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд)

    -А как они гнездятся?  (Стаями)

    -        А когда гнёзда будут готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц?    (Отложить яйца, вывести птенцов)

    -А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца?    (Мама-птица, самка)

    -Кто заботится, кормит маму и птенцов?     (Папа, самец)

    -Кто вскармливает и растит питомцев?   (Родители, обе птицы)

    -        Ребята, а мы с вами можем как - то помочь птицам весной?  (Да, сделать скворечники с родителями и развесить их, а также развесить по кустам вату, лоскутки для гнёзд и т.д.)

     -Вы сказали, что о птицах ещё  мы можем много интересного узнать из опыта. Вот сейчас мы его и проведем. Но сначала скажите, где   птицы летают, что их окружает вокруг ?  (Воздух)

    -Когда можно  почувствовать воздух?  (При быстрых и резких движениях рук, ног, при беге)

          Детям предлагается побегать на месте, помахать руками. Чувствуете воздух?   (Да)

    -Давайте попробуем взлететь как птицы. (Дети подпрыгивают, проделывают движения  руками, чтобы взлететь)

     -Получается взлететь?    (Нет)

     -Почему?     (Мы тяжёлые)

    -        Правильно, тяжёлые предметы опираться о воздух не могут, они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью, например, лист бумаги.

    ( Демонстрирую падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкаю, превращаю в  шарик и опускаю  вниз ).

    -        Почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист  падает медленно ?  (Лист широкий и лёгкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь).

    - Давайте и вы попробуйте провести этот опыт.(Дети проводят опыт с листочками)

     Затем показываю на примере веера, как раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает.

    -С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит.

    - Ребята, вы вспомнили, что посмотрев телевизор можно узнать ещё что-то   о  птицах.  Вам всем задание: посмотреть  передачи, мультфильмы о птицах и потом рассказать всем в группе.

    -Ещё мы с вами знаем, что из книг тоже можно узнать много нового и интересного о птицах. В книжном уголке мы сделали подбор книг, энциклопедий, картинок о птицах.Хотите ,я сейчас что- нибудь вам прочитаю? (Да, хотим)

                           Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»

    -        Ребята, что вы поняли из этого рассказа?  (Что нельзя разорять гнёзда птиц)

     - Правильно. Мы должны беречь птиц.

    -        Как мы можем это сделать ?  (Зимой их надо кормить, нельзя стрелять из рогаток, нельзя разорять гнёзда, нельзя ловить птиц и т.д.)

    -        Обо всём этом нам расскажет Алеша .

                             

                             Чтение стихотворения  Г.Ладонщикова

                               

                     Реб.   Я, ребята, птиц люблю,

                                Никогда их не ловлю

                                Ни ловушками, ни в сети,

                                Не держу их дома в клетке.

                                Никогда гнезда не трону

                          Ни сороки, ни вороны.

                          Ни скворца, ни воробья

                          Не обидел в жизни я.

     -Будем беречь птиц! Птицы - наши друзья!

    -А что произойдёт, если вдруг птицы не вернутся к нам весной? (Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен)

    -Скажем все вместе перелётным птицам:

                              Спасибо вам, наши верные и преданные друзья  птицы

                              За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

                                                             

                                                             

                                                              Литература

    1. Лучич М. В. Детям о природе. – Москва: Просвещение, 1989.
    2. Ёлкина Н.В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1996.
    3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Москва- Ставрополь, 2002.
    4. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл Природа – наш дом. – Редакция журнала Марий Эл учитель, 1995.

                                Использованные материалы

    1. Аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

    Интернет – ресурс http://dll2.muzofon.com/download.php?eq

       

                                            Приложение

    1. Карточки  ( вопросительный знак, лупа, ладошка, телевизор, книга)
    2. Фотографии птиц ( грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

    Конспект занятия в старшей группе         «О чём поют весной птицы?»                        ...

    Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна»

    Конспект занятия в средней группе по окружающему миру...

    Конспект занятия в старшей группе по оригами "Вестники весны"

    Конспект занятия по оригами в старшей группе Тема: «Вестники весны»Цель: научить детей изготавливать птицу в технике оригами.Задачи:...

    Конспект занятия для старшей группы "В поисках краденой весны"

    Задачи  Образовательные: - формировать универсальные предпосылки к учебной деятельности через умение работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию;- закреплять знани...