« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (на примере проекта « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванова Ирина Михайловна

 

«Через  красивое  - к человечному –

такова закономерность воспитания»                                                                   

                                        В.А. Сухомлинский

       Процесс нравственного воспитания детей - важная задача педагогики на современном этапе    развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и миру в целом. Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_dobrye_dela.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение – Центр  Развития Ребёнка – детский сад №2  станицы Калининской

   

« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ                                                            У ДОШКОЛЬНИКОВ   СРЕДСТВАМИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

             (на примере  проекта

             « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)

Иванова Ирина Михайловна

Воспитатель МБДОУ№2

Станица Калининская

2013 год

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………….2
  2. Основная часть ……………………………..................…...…. 3 – 6
  3. Заключение………………………………………………..…………7
  4. Приложение
  5. Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ                                                            У ДОШКОЛЬНИКОВ   СРЕДСТВАМИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

             (на примере  проекта

             « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)

«Через  красивое  - к человечному –

такова закономерность воспитания»                                                                    

                                        В.А. Сухомлинский

       Процесс нравственного воспитания детей - важная задача педагогики на современном этапе    развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и миру в целом. Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Нравственное воспитание детей многогранно по содержанию и каждое из его направлений основано на определённой системе базовых ценностей и должно  обеспечивать  усвоение их воспитанниками.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.  

              Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие;

          честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека,  равноправие,  ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и  младших;

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду.

          Ценности:   уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость;      бережливость; трудолюбие.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

                 Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое   развитие, самовыражение    в творчестве и искусстве.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде                                                                                                 Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля;  

  Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с    экологическим   воспитанием личности.

     Экологическая проблема  взаимодействия человека и природы, а также воздействия  общества на окружающую среду стало очень  острой   и приняла огромные    масштабы.  В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое  значение приобретает  экологическое воспитание.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в настоящее время.

         Работая над темой «формирование нравственных качеств посредством экологического   воспитания  »  придерживаюсь таких принципов как :

Научность. 

Принцип научности предполагает развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность. 

принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

Гуманистичность. тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира.

Прогностичность. у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях .

Деятельностность. Он должен обязательно принимать участие в посильных видах деятельности.

Преемственность,  отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости   от возраста  ребенка.

Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном   экологическом образовании.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                 

  Раскрыть перед ребёнком красоту  природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого    педагог сам должен уметь жить в гармонии с  природой,  а дети должны подражать каждому его движению. Всё это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей старшего дошкольного возраста в нашей группе.

     Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к   природе; развития у детей умения совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу,     ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Проект «Делаем добрые дела»

Цель:

- на формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления дошкольниками с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом,

- нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Учить детей совершать добрые поступки.

         Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

 Задачи проекта:

- способствовать расширению экологических знаний, общения с природой, со взрослыми и детьми;

- развивать эмоции и мотивы, видеть прекрасное в природе, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважение к окружающим людям;

- учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.

- уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, умение высказывать суждения;

- побуждать детей к положительным поступкам и делам;

- воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Ожидаемые результаты:

формирование у детей уважение к окружающим людям и миру в целом через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков, выработка навыков бережного отношения к природе, интереса к ее изучению в будущем.

Продуктом проектной деятельности является:

  План работы по формированию нравственного поведения старших    дошкольников посредством совершения добрых поступков.

Картотеки дидактических игр и ситуаций для обыгрывания по формированию нравственного поведения дошкольников.

Изготовление настольного театра для детей младшей группы. «Копилка добрых дел»- акции родителей с детьми.

Художественное творчество детей на тему «Наши добрые дела».

Фотовыставка  «Наши добрые дела».

План работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.

Сроки

Форма работы

Программное содержание

В течение

всего

проекта

Дидактические игры:

1) «Что такое хорошо, что такое плохо?» 2) «Благородные поступки 3) «Мешок плохих поступков». 4) «Как я дома помогаю». 5) «Цветок добрых дел» 6) «Давайте говорить друг другу комплименты» 7) «Пожелания».

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, воспитывать в детях культуру поведения.

В течение

всего

проекта

Уход за комнатными растениями; кормление зимующих птиц.

Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

еженедельно

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки».

Закреплять формирование представлений детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.

еженедельно

Беседы: «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?» «Труд человека кормит», «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова», «Как мы можем позаботиться о старших», «Наши маленькие друзья»

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

1 неделя

Тематический день «Азбука вежливости»

Сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения.

1 неделя

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: 1). «Волшебное слово» В.Осеева. 2). «Самое страшное» Е.Пермяк. 3). «Просто старушка» В.Осеева 4). «Вовка - добрая душа», «Уехали» А. Барто

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

2 неделя

«Наши друзья - растения»

Воспитывать стремление беречь и любить растения. Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

2 неделя

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе.

3 неделя

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии.

3 неделя

Обыгрывание ситуаций

Развить умение действовать в той или иной ситуации по доброму.

4 неделя

«Красная шапочка и добрый волк»

Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

4 неделя

Трудовая деятельность: уборка групповой комнаты.

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства.

5 неделя

«Жизнь дана на добрые дела»

Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь. Переживать хорошее как радость.

5 неделя

Конструирование «Настольный театр для малышей» (для детей младшей группы).

Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах, изготовить для них настольный театр, понимать значение своего труда.

6 неделя

Трудовая деятельность на участке у малышей

Учить действовать по просьбе взрослых, понимать значение своего труда для других, развивать ответственное отношение к делу, воспитывать заботливое отношение к младшим товарищам.

6 неделя

«Покормите птиц зимой»: изготовление кормушек,

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

7 неделя

Помогаем малышам

Учить малышей одеваться на прогулку

7 неделя

Тематический день «Совершаем добрые поступки»

Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный». Развить умение чувствовать внутренний мир другого человека, сформировать культуру общения.

 8 неделя

Организация “копилки добрых дел”.

Организация фотовыставки «Делаем добрые дела» совместно с родителями. Праздник доброты - презентация проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущее нации – в наших руках. Именно поэтому одной из задач  нашей работы является воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом ведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, что такое хорошо и что такое плохо, но и ясного к действию и поступку.  Нравственно- экологическое воспитание дошкольников-приоритетное направление в работе  детского сада, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

 Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь нетрадиционные формы: например праздники, экскурсии, исследования, опыты. На таких мероприятиях можно добиться многого, активного участия в подготовке, заинтересованности в том, чтобы мероприятие прошло интересно и хорошо. Как правило  надолго запомниться детям.

 При проведении  различных бесед, развлечений  не только повысился уровень нравственно-экологических знаний , но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей к окружающей их среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"...

занятие по культуре поведения "Наши добрые дела"

Закрепить поведенческие навыки через обыгрывание ситуаций....

Проект «Тебе наше доброе дело, Земля»

Актуальность проекта Послание Земли к людям «Люди! Я прошу вас, перестаньте загрязнять реки и леса. Я уже много веков кормлю Вас вкусными плодами. Я на вас обиделась. Вы даже не поблаг...

«Наши добрые дела»

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу...

«Наши добрые дела»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу задачу. При выборе форм общения надо помнить: следует...

Проект «Наши добрые дела»

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков....

Тема: «Наши добрые дела» Познавательное развитие. Формирование целостной картины

Задачи:Развивать у детей доброе отношение к игровым персонажам.Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату, закреплять в речи детей «волше...


 

Комментарии

Нужный проект!Именно с дошкольниками надо начинать "творить добро"! Проголосовала!