Занятие – путешествие «В гостях у Старичка – Лесовичка»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Крайко Елена Анатольевна

Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Проводится в игровой форме. В форме путешествия к Старичку – Лесовичку. Вместе с героями дети выполняют различные задания на закрепление знаний об экосистеме « лес». Конспект НОД помогает осмыслить такие основные понятия как:  « Дерево», «Дикие животные», « Птицы.»  В конспекте предоставлена подборка стихов, пальчиковые  упражнения, дидактические игры  по данной теме. На основе примерной основной общеобразовательной  программы дошкольного образования « Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,  З.А. Михайлова НОД рассчитана на 20-25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_lesovichku.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОД

Образовательная область «Познание»

«Ребёнок открывает мир природы»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема: 

«В гостях у Старичка – Лесовичка»

(для детей среднего дошкольного возраста)

 

Воспитатель: Крайко Е.А.

"В гостях у Лесовичка"

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Цель:

- Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

- Уточнить и расширить представление детей о лесе;

- Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы» -

- Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать        

   формированию интонационной выразительности речи.

- Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

- Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах

   природы ближайшего окружения.

- Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе 

Оборудование и материалы: игрушка Старичок - Лесовичок, макеты деревьев, аудиозапись с голосом «Звуки природы»,  пеньки, скамейка, иллюстрации с изображением деревьев, макет поезда, фрукты-яблоки по количеству детей, шаблоны зимующих и перелётных птиц, кащелка.

Предварительная работа:

Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рада вновь встретиться с вами.  Мы предлагаем вам отправиться вместе снами в увлекательное путешествие.

Вы готовы ребята?

Дети: Да мы готовы отправиться в путешествие.

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним нашу речёвку с которой мы начинаем наше всегда путешествие.

«С голубого ручейка

Начинается река.

А путешествие –

начинается с улыбки!»

(дети проговаривают четверостишие вместе с педагогом)

2. Активизация внимания детей:

- Я загадаю вам загадку.  А вы отгадайте её.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.
Ответ: Времена года

Вос-ль: Перечислите все времена года. (ответы детей)

Дети скажите какое сейчас время года?

Дети: На улице наступила зима.

Вос-ль: Какие приметы зимы вы знаете?

Дети: - Стало холодно.

- Морозно.

- Лужи превращаются в лёд.

- Вместо дождя идёт снег.

- Когда много снега – получаются сугробы.

- Мёрзнут руки, щёки.

Вос-ль: - А почему они мёрзнут?

Дети: - На улице  зимой мороз.

Вос-ль: Я вам предлагаю отправить в зимний лес в гости к Старичку – Лесовичку.

- Который как вы думаете, что делает в лесу?

Дети: - Следит за порядком и охраняет лес.

А путешествовать мы с вами будим на весёлом поезде.

Занимайте с вои места. (Звучит музыка гудок паровоза)

Вос-ль: А чтобы веселей нам было ехать мы с вами поиграем в пальчиковую игру

Мы во двор пошли гулять -      Загибать пальчики по одному.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять –    Разгибать пальчики по одному.

Раз, два, три, четыре, пять.

Бабу снежную лепили,                Имитировать лепку комков.

Птичек крошками кормили.       Крошить хлебушек всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,      Вести указательным пальцем правой руки по ладони                                          левой  руки.

А еще в снегу валялись.              Показывать ладошки то одной, то другой                          

                                                       стороной..

Все в снегу домой пришли,         Отряхивать ладошки.

Съели суп и спать легли.             Производить движения воображаемой              

                                                       ложкой,  положить руки под щеку.

Вос-ль: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите кто-же нас встречает? Да это же старичок  Лесовичёк.

 (появляется игрушка Старичок Лесовичёк)

Лесовичок:  Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовичок живу в этом лесу:

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу

И они понимают меня.

Лесовичок:  А вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это - где много деревьев, диких животных и птиц.

Лесовичок:  А какие деревья вы знаете?

Дети: Берёза, дуб, осина, липа, рябина, ель и.т.д.

Лесовичок:  Если в лесу много берёз, как он будет называться? (Березняк)

- елей (ельник), дубов (Дубрава), осин (осинник).

Лесовичок:  Вы наверное устали? Предлагаю отдохнуть. (дети садятся на скамейку)

Вос-ль:  Ну Лесовичок, какой ты хитрый, думал нас запутать?

- А нет! Наши дети много чего знают. Мы предлагаем тебе сыграть с нами в игру «Добовлялки» 

Ра-ра-ра - начинается игра

Са-са-са  -в лесу бегает лиса

Усь-усь-усь -  на лугу пасется гусь

Та-та-та - на поляне красота

Ты-ты-ты - сметану съели все коты

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча,

Чу-чу-чу -  молоточкам я стучу,

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу- молока дадим ежу,

Су-су-су -было холодно в лесу.

Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты живешь и дружишь в лесу.

И мы про этих животных знаем игру.

Игра на релаксацию движений.

- по тропинке по лесной мчится заинька косой (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

- а вот рыжая красавица, всем ребятам нравиться (Манерная ходьба на носочках перекрестным шагом)

- а вот серый волк зубами щёлк, по лесу бежал, добычу искал. Весь лес обошёл, ничего не нашёл. (ходьба широким шагом)

- а вот мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает песенку поёт ( ходьба с перекатом с ноги на ногу)

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Лесовичок:  Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц померить, и рассказать кто полетит в тёплые края.

Вос-ль: ведь птицы бывают какие ребята?

Дети: птицы бываю зимующие и перелётные.

Лесовичок:  Надо разместить их на деревья.

-на дереве что с права от меня будут -  перелётные , а на дереве, что слева -  зимующие.

Дети рассаживают птиц под музыкальное сопровождение.

Лесовичок:  спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои гостинцы - лесные яблоки.

Воспитатель: ставит Лесовичка под ёлку.

Лесовичок нам очень понравилось в лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Мы обещаем тебе что весной мы обязательно к тебе вернёмся.

- До свиданье!

Дети садятся на поезд, звучит гудок паровоза.

Воспитатель: а чтобы нам было весело возвращаться в детский сад, давайте споём песенку про паровоз

 Едет, едет паровоз,

 Две трубы и сто колес.

 Паровоз кричит «Ду-ду!

 Я иду, иду, иду!» -   /поколачивание кулачками/

 А вагоны стучат,

 А вагоны говорят:

 «Так-так-так! Так-так-так! -  /похлопывание ладошками/

 Так-так-так! Так-так-так!».

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Раздаёт  яблоки и благодарит детей.

Тема: «В гостях у Старичка – Лесовичка»

Аннотация: Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Проводится в игровой форме. В форме путешествия к Старичку – Лесовичку. Вместе с героями дети выполняют различные задания на закрепление знаний об экосистеме « лес». Конспект НОД помогает осмыслить такие основные понятия как:

« Дерево», «Дикие животные», « Птицы.»  В конспекте предоставлена подборка стихов, пальчиковые  упражнения, дидактические игры  по данной теме. На основе примерной основной общеобразовательной  программы дошкольного образования « Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,

З.А. Михайлова НОД рассчитана на 20-25 минут.

Программное содержание:

Цели и задачи, поставленные в образовательной ситуации, соответствуют особенностям учебного материала примерной основной общеобразовательной   программы дошкольного образования «Детство».

Цель: - Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

Образовательная:

- Уточнить и расширить представление детей о лесе;

- Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы» 

Развивающая:

- Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать        

   формированию интонационной выразительности речи.

- Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

- Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах

   природы ближайшего окружения.

Воспитательная:

- Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе 

Формы и виды детской деятельности:

Развивающая ситуация проводится в игровой форме с сюрпризным моментом (кукла - Старичок - Лесовичок), с использованием музыкальных композиций (гудок паровоза, голоса природы), тем самым создавая у детей эмоциональный настрой. Использование коллективной формы работы (классификация птиц на зимующих и перелётных).

Методы:

- познавательной активности в первой части образовательной ситуации - в беседе;

- самостоятельность и  творчество – во второй части образовательной ситуации выразительное чтение и имитация движений диких животных, что свидетельствует об уровне развития общих учебных умений и навыков ранее изученных. Во время всей НОД  организовать, и активизировать всех детей. Добиваться ответов полным предложением, задавая вопросы поискового характера (почему? как вы думаете?).

Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовать такие типы мотивации, как: 
• Познавательная (для этого использовать такие приёмы как решение проблемных задач, вопросы). 
• Игровая (всё занятие построить в игровой форме) 
• Коммуникативная (коллективное выполнение заданий, тем самым давая ребёнку возможность действовать не одному, а вместе с другими, что повышает социальную уверенность у детей, инициативу).

С целью реализации поставленных задач я использовала различные приёмы:  вопросно-ответная форма диалога, вопросы поискового характера, игровой момент в пальчиковой гимнастике, и словесных играх.

обеспечить умственную активность детей и мелкую моторику рук, для более успешного усвоения материала детьми, сочетая различные виды деятельности; загадка, художественное слово, имитация движений, музыкальное сопровождение.

 Предварительная работа:

Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.

Здоровьесберегающие технологии:

Осуществлять здоровье сберегающий подход к организации образовательной ситуации: 
• Развивающую образовательную ситуацию на игровой основе  начать с проветренной комнаты;
 
• Детям не занимать статического положения, постоянно находится в движении;
 
• Профилактика плоскостопия и осанки детей.

Оформление (наглядность): Игрушка Старичок - Лесовичок, макеты деревьев, аудиозапись с голосом «Звуки природы»,  пеньки, скамейка, иллюстрации с изображением деревьев, макет поезда, фрукты-яблоки по количеству детей, шаблоны зимующих и перелётных птиц, кащелка.

Наглядность  оформлять в соответствии с возрастными особенностями детей и технике безопасности согласно требованиям САНпин.

Реализация Федеральных государственных требований: Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста реализуется в рамках ФГТ с учётом интеграции образовательных областей:

  1. «Познание»
  2. «Коммуникация»
  3. «Музыка»
  4. « Физическая культура»
  5. «Здоровье»
  6. «Безопасность»

Самоанализ
Образовательной области  «Познание»

«Ребёнок открывает мир природы»

Для   детей среднего дошкольного возраста на тему:

"В гости к Старичку - Лесовичку" 
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе проводилось в средней группе, где присутствовала подгруппа детей (8) человек.

По форме организации  занятие – подгрупповое.

Уровень развития общеучбных умений и навыков сформирован с учётом возрастных особенностей детей.

Цель: 

- Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи: 

- Уточнить и расширить представление детей о лесе;

- Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы» -

- Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать        

   формированию интонационной выразительности речи.

- Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

- Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах

   природы ближайшего окружения.

- Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе 

Цели и задачи, поставленные в образовательной ситуации, соответствуют особенностям учебного материала примерной основной общеобразовательной   программы дошкольного образования «Детство».

Осуществлялся здоровье сберегающий подход к организации образовательной ситуации: 
• развивающая образовательная ситуация на игровой основе  началось в проветренной комнате; 
• Дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении; 
• Образовательная ситуация по времени соответствовало данной возрастной группе.

Учитывая все это, структуру образовательной ситуации постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание. Развивающая ситуация проводилась в игровой форме с сюрпризным моментом (кукла - Старичок - Лесовичок), использованием музыкальных композиций (гудок паровоза, голоса природы), тем самым создала у детей эмоциональный настрой. Так же была использована коллективная форма работы (классификация птиц на зимующих и перелётных).

Дети проявили высокую степень

- познавательной активности в первой части образовательной ситуации - в беседе;

- а так же самостоятельность и  творчество – во второй части образовательной ситуации выразительное чтение и имитация движений диких животных, что свидетельствует об уровне развития общих учебных умений и навыков ранее изученных. Во время всей НОД  старалась организовать, активизировать всех детей. Дети все активно отвечали на вопросы, добивалась ответов полным предложением, задавала вопросы поискового характера (почему?, как вы думаете?).

Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовала такие типы мотивации, как: 
• Познавательная (для этого использовала такие приёмы как решение проблемных задач, вопросы). 
• Игровая (всё занятие построено в игровой форме) 
• Коммуникативная (коллективное выполнение заданий, тем самым давая ребёнку возможность действовать не одному, а вместе с другими, что повышает социальную уверенность у детей, инициативу).

С целью реализации поставленных задач я использовала различные методы и приёмы:  вопросно-ответная форма диалога, вопросы поискового характера, игровой момент в пальчиковой гимнастике, и словесных играх.

т. е старалась обеспечить умственную активность детей и мелкую моторику рук, для более успешного усвоения материала детьми, сочетала различные виды деятельности; загадка, художественное слово, имитация движений, музыкальное сопровождение.

 Предполагая разные ответы детей, была готова вовремя помочь детям организовать продуктивное речевое общение, давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Инструкции были четкими, понятными, доступными. 
Речевая активность и умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Своей интонацией, голосом старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. 
Считаю, что занятие удалось, и поставленные цели и задачи были реализованы. Все виды заданий, запланированные на занятии, с детьми были проведены. 
На протяжении всей деятельности у воспитанников сохранялся интерес, внимание, активность. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, Демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона. Чтобы детям было интересно и легче усвоить материал, приготовила необходимое оборудование (
: игрушка Старичок - Лесовичок, макеты деревьев, аудиозапись с голосом «Звуки природы»,  пеньки, скамейка, иллюстрации с изображением деревьев, макет поезда, фрукты-яблоки по количеству детей, кошелка,  шаблоны зимующих и перелётных птиц.

     Всё это было эстетически оформлено и соответствовало технике  безопасности согласно требованиям САНпин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "В гости к Старичку-Лесовичку"

Игра-путешествие "В гости к Старичку-Лесовичку" (совместная деятельность с детьми на прогулке в старшей группе)  Предварительная работа:Беседа с детьми о обитателях леса (животных и птицах),...

Путешествие в гости к старичку Лесовичку

Экскурсия в лес летом. Природа и нравственное воспитание детей...

Экологическая игра "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"

Экологическая квест-игра для старшего дошкольного возраста "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"...

Квест - игра по экологии в летний период "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"

Сценарий квест - игры по экологии в летний период "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"...

«Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

laquo;Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»...

Сценарий квест-игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

Цель:Создание дружеской атмосферы в выполнении коллективных заданий в квест - игре....

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

Цель: воспитание чувство любви к природе, уважение ко всему живому, формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим  миром....