Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_skazkoy.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Колесникова Н.А. Педагог-психолог МБДОУ Д/С№80 г.Таганрог

 Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным образованием встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, основой которого является воображение. Проблема творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева и других, воображение помогает эффективному усвоению детьми новых знаний и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности .

Развитие воображения тесно связано с развитием речи ребенка. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами, фантазировать и сочинять.

Словесное творчество у детей младшего дошкольного возраста ещё не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или даже дополнить её по-своему. Ребенок практически без изменений отображает в своих произведениях увиденное или услышанное им.  Дети постарше уже пытаются придумать сюжет, объединяющий всё увиденное, но всё же не выходят за рамки того, что видят. И только старшие дошкольники могут более или менее свободно сочинить что-то свое, новое и необычное.

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану. Когда у старшего дошкольника появляется эта возможность -  очень важно развивать её, помогая ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: рисунки, аппликации, выдумывание историй. Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно  благодаря ей у ребенка появляется возможность создавать свои первые законченные истории.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые позволяют развивать воображение детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

 На моих занятиях основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения.  Занятия построены в доступной и интересной форме. Все они строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи - сказочные герои, придуманные детьми.  Они "преодолевают возникающие проблемы и "усваивают" приемы саморегуляции  вместе со своими героями, путешествуя по "волшебной стране". Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с психологом.

Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование на занятиях следующих приемов: фантазирование ;

изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией - элементы теории решения изобретательских задач);

психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности);

элементы групповой дискуссии.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки "наоборот".

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

Сказки "наизнанку".

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка - злая ("Красная Шапочка"); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы ("Колобок") и т.п.

Сказки "задом наперед".

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

Сказка со "сменой места действия".

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

"Перевирание сказки".

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка "Красная шапочка"

"Салат" из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: "Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. "Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…" и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков или обыграть.

 Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно.  А  для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН для педагогов "Развитие речи дошкольников с помощью сказки"

Как заинтересовать педагога проблемой развития речи дошкольников? Предложить поиграть с ним самому или друг с другом. Что делать, если надоели привычные картинки и стандартные искусственно созданные с...

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования

Консультация для родителей о развитии творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования....

Развитие воображения дошкольников с зпр с помощью игровых технологий Воскобовича

Игровые технологии для детей с зпр в детском саду для развития психических процессов...

Презентация опыта использования личностно – ориентированной модели развития моторики у младших дошкольников с помощью сказки

Презентация опыта использованияличностно – ориентированной моделиразвития моторики у младших дошкольников с помощью сказкиВоспитатель: Донских Галина Сергеевна Цель: создание личностно...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования

Данный материал содержит информацию об основных приемах нетрадиционного рисования и их влиянии на вооброжение детей дошкольного возраста....