развлечение "Путешествие в удивительный мир цветов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гурьянова Наталья Владимировна

"Путешествие в удивительный мир цветов" - итог знаний по проекту "Все мы знаем, что цветы для добра и красоты". В путешествии 6 остановок: первоцветы, ландыши, колокольчики, маки, ромашки и васильки. Путешествуем на паровозике. На каждой остановке дети отвечают на вопросы по цветам, играют, рассказывают стихи, загадывают загадки, танцуют, поют, водят хороводы., есть сольный номер в исполнении девочки - она поет песню про ромашки. Это развлечение я давала на кустовой семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_ekologii_._cvety.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

Программное содержание:

  1. Вызвать интерес к окружающему миру, к миру цветов, формировать реалистические представления о природе.
  2. Расширять  у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях цветов, растений.
  3. Развивать наблюдательность, связную речь у  детей, логическое мышление.

  1. Обогащать словарный запас:

         1. учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту.

         2. словарная работа: введение новых слов  «флора», « эколог».

  1. Активизировать внимание  и память детей.

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций цветов, чтение рассказов, сказок, преданий и легенд о цветах, заучивание стихотворений, изготовление цветов из бумаги, рисование цветов.

Игра сюжетно-ролевая:  «Путешествие в лес»,

Подвижные игры: «Игра с колокольчиком», «Кто быстрее соберет букет», «Венок», «Кто быстрее соберет цветок?».

Дидактические игры:  «Собери букет в холодных тонах», «Что, где растет?», «В саду, в огороде», «Собери цветок» (пазлы)

Викторина: «Все о цветах».

Кроссворды: «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Весна», «Лето».

Атрибуты к занятию:

 Использование технических средств: магнитофон, мультимедийная аппаратура.

 Пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года», слайды      цветов,  букеты искусственных цветов для танца, конверт с письмом от Лесовичка, пазлы цветов «Маки», эмблемы для детей,  колокольчик для подвижной игры, букеты подснежников, сделанные детьми из гофрированной бумаги.

Ведущая: Ребята, вы любите путешествовать?                                                                                                 Дети: Да!

Воспитатель:   Сегодня я, Флора, буду путешествовать вместе с вами (одеваю венок). Ребята, а кто такая Флора?                                                                                                                                         

 Я Флора – фея природы                                                                                                                                                                                              На нашей планете Земля.                                                                                                                                              Я берегу, охраняю                                                                                                                                                         Наши леса и поля,                                                                                                                                         Цветы: подснежник и ромашку,                                                                                                                        Кислицу, ландыш, сон-траву.                                                                                                                         Идите дружно все за мною.                                                                                                                                       В мир цветов я вас зову.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир цветов.

 А путешествовать мы будем на паровозе, а чтоб в пути нам было весело, будем петь веселую песню. Согласны?  

 Дети: да!

Воспитатель: занимайте свои места, мальчики  пропускают девочек. Итак, мы отправляемся в путь. Поехали. (дети занимают места в вагончиках и поют песню).

Песня «Паровоз».

 1-я остановка – «Первоцветы»             (показ слайдов)

Ведущая.  Ребята, кто знает, что же это за первоцветы?..

Дети: Первоцветы – это  растения, которые появляются самыми первыми весной, еще не сошел снег, а они уже пробивают свои первые росточки, пробуждаются.    Самый первый  - это подснежник.                                                                                                      Воспитатель: подснежниками в разных местах называют различные цветы, которые первыми выходят из-под снега. Они бывают разного цвета – то голубые, то белые, то лиловые. Какие  «снегурки» и ранневесенние цветы  вы знаете?

Дети:  перелеска благородная  и сон-трава, и белянка, морозник, пролеска, хохлатка медуница, ветреница, мать - и- мачеха; ранневесенние цветы - одуванчик, фиалка, кислица, ландыш, незабудка.

 показ  слайдов…

Воспитатель: Молодцы, ребята! А какие стихи вы знаете об этих цветах?

1-й Ребенок:                                                                                                                                                                   Лиловые хохлатки                                                                                                                                                                            Весною расцвели,                                                                                                                                                                         И за нектаром сладким                                                                                                                                                         К цветкам летят шмели.

2-й ребенок:                                                                                                       

Ярко желтый одуванчик!                                                                                                                                        Ты зачем сменил кафтанчик?                                                                                                                          Стал, как дедушка седым!

3-й ребенок:

Лес еще стоит раздетым,

Как просторно и светло!

Гнезда вьют лесные птицы,

Заливаются, звенят.

Искры синей медуницы                                                                                                                                                   Под деревьями горят.

4-й ребенок:

Самый первый, самый тонкий,                                                                                                                                          Есть цветок с названьем нежным,                                                                                                                                 Как привет капели звонкой                                                                                                                               Называется подснежник.

Воспитатель: Пожалуй, это самый маленький цветок, но, сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем, послушайте пьесу Петра Ильича Чайковского «Подснежник» из его альбома «Времена года».

Звучит пьеса Чайковского "Подснежник".

Воспитатель: Мы узнали много интересного, а теперь мы  продолжим наше путешествие. Занимайте места. Поехали. ( Дети поют песню «Паровоз»)

2-я  остановка,  а какая вы узнаете, отгадав мою загадку «Ландыши»     (показ слайда)

Загадка: 

Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает.

5-й ребенок:                                                                                                                                                                       Ветерок веселый, смелый                                                                                                                                                 В лес весенний залетел,                                                                                                                            Встрепенулся ландыш белый                                                                                                                                И тихонько зазвенел.

Воспитатель: Когда зацветает ландыш? (май). Как выглядит ландыш? Когда ландыш отцветает, что  на нем появляется? (красные ягоды, которые очень ядовитые). Какую пользу приносит ландыш?

Дети:  ландыш лекарственное растение, из него делают различные настойки.

 Воспитатель: Много стихов и песен посвящено ландышу, много сказок и легенд сложено о нежном цветке. Вот одна из них: «Добрые  лесные человечки-гномы, подарили Белоснежке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались жемчужины,  оборвалась и бусины рассыпались среди зеленых трав и мхов. Белоснежка очень опечалилась. Чтобы утешить девочку, гномы превратили жемчужины в белые колокольчики ландышей». Вот такая красивая легенда.                                                                             Ребята, а какие пословицы вы знаете о цветах.

  1. Где цветок, там и медок.
  2. Аленький цветок бросается в глазок.
  3. Люди рады лету, а пчела цвету.
  4. На хороший цветок летит и мотылек.
  5.  Весна красна цветами, а осень плодами.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Чей букет быстрее соберется?»

Подвижная игра «Чей букет быстрее соберется? »

Ход: Каждый ребенок получает цветок разного цвета. Под первую спокойную часть музыки дети свободно гуляют, на вторую, подвижную часть собирают букет одного цвета.

Воспитатель: отдохнули и нам пора продолжить наше путешествие  (дети садятся в поезд и путешествие продолжается).

3 –я  остановка «Колокольчики»                     (показ слайдов)

6 -й ребенок:

Динь-дон, динь-дон!                                                                                                                                                         Льется нежный перезвон,                                                                                                                                                            Так звенит в глуши лесной                                                                                                                Колокольчик голубой.

Воспитатель: Когда расцветает колокольчик? Какого он цвета? (Колокольчик расцветает в мае). Встречаются различные виды колокольчиков. Есть темно-синие, фиолетовые, сиреневые, голубые, розовые и даже белые.(посмотрите слайды).

 А какие загадки вы знаете про колокольчики?              

 

7-й  ребенок:                                                                                                                                                             Эх, звоночки, синий цвет,              

 С язычком, а звону нет.                                                                                                                          

 8-й ребенок:                                                                                                                                                        Синенький звонок висит.                                    

 Никогда он не звонит.                                                                                              

 9ребенок:                                                                                                                                                                               То фиолетовый, то голубой,                                                                                                                                               Он на опушке встречался с тобой.                                                                                                               Названье ему очень звонкое дали,                                                                                                                                         Но только звенеть он сумеет едва ли.

Воспитатель: Прообразом настоящего колокола, колокольчиков и бубенчиков стал нежный цветок колокольчик. А у меня есть настоящий колокольчик. Сейчас мы с ним поиграем в игру.

                                                  Игра с колокольчиком

Ведущий из числа детей стоит с колокольчиком в центре круга, остальные дети под музыку идут по кругу. Затем ведущий, звеня колокольчиком, бежит внутри круга подскоками, а дети хлопают в ладоши. С окончанием музыки ведущий ставит колокольчик между двумя детьми. Дети, между которыми оказался колокольчик, поворачиваются в разные стороны и бегут, стараясь взять колокольчик. Кто первым взял колокольчик становится ведущим. Игра продолжается.

Воспитатель: молодцы, ребята! Нам пора снова в путь. Садитесь в поезд.

4- я остановка «Маки»                    (показ слайда)

10-й ребенок:                                                                                                                                                         Гордый мак расцвел в долине                                                                                                                                                      Алой каплей на равнине.                                                                                                                                          Лепестки ласкает ветер…                                                                                                                                    Что красивей есть на свете?

Воспитатель: Да ребята, маки очень красивые цветы, когда они расцветают, то кажется, что земля полыхает огнем. Где растут маки? Какого они цвета? Где находятся семена мака? Семена мака - это пищевой продукт. Где используют семена мака? (в кулинарии). Пекут булочки смаком, баранки, сушки и т. д. А сейчас поиграем в игру.

Игра «Чья команда быстрее соберет мак» (с пазлами)

Воспитатель: продолжим наше путешествие.

5-я остановка «Ромашки»                                 (показ слайда)

11-й ребенок.

Ромашки, ромашки                                                                                                                                          Белые рубашки,                                                                                                                                                Желтые колечки                                                                                                                                                   Прибежали к речке.                                                                                                                                                    За руки взялись и вот                                                                                                                                                                      Дружно водят хоровод!

Воспитатель: Какого цвета ромашки? Где они растут? (в лесу, в поле). Какая ромашка полезная? (лекарственная). Какими свойствами обладает ромашка? (успокаивает, снимает воспаление, обезболивает).

 В России ромашка издревле была символом любви. На ромашке любят гадать.Сегодня ромашка-символ праздника-Дня семьи, любви и верности.  Белый цвет-символ чистоты.  На языке цветов ромашка-юность, невинность, романтичность. Существует несколько видов ромашки: ромашка непахучая,  нивяк, ромашка пахучая, ромашка лекарственная. В цветках лекарственной ромашки содержится эфирное масло, которое обладает дезинфицирующим, антисептическим действием, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы  усиливает заживление ран, расширяет сосуды головного мозга.  Вот такая она полезная ромашка!

Трудно представить себе букет полевых цветов, который не украшали бы ромашки. Раньше много было цветов и девушки собирались и плели из них венки.

Песня «Белая ромашка» (сольный номер)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается и нам опять пора в путь (дети садятся  в поезд,  поют песню).

6-я остановка «Васильки»                                    (показ слайда)                                                                                                                                                                                                                                                                                             

12-й ребенок:                                                                                                                                              Смотрят в небо васильки                                                                                                                                          Синими глазами.                                                                                                                                      Золотятся колоски,                                                                                                                                                        Ходит рожь волнами.

Воспитатель: Какого цвета васильки? Где они растут? Васильки очень красивые ярко-синие цветы  «Цвет синего неба и голубизну реки вобрали они». На хлебных полях василек считается сорняком, но вот какой любопытный факт установили ученые: если к сотне ржаных семян добавить одно васильковое, то рожь улучшается.

 Отгадайте загадку: «Вдоль дороги у межи в золотистой спелой ржи, словно синий глазок, смотрит в небо…(василек).

А сейчас мы с вами проведем викторину «Все о цветах».

1. Герой,  какой книги любил повторять слова: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся , сделав круг…»? ( «Цветик - семицветик»).

2. Для какой героини Г. Х. Андерсена цветок был местом проживания (Дюймовочки).

4. Цветок для гадания? (ромашка)

5. У какого цветка ядовитый плод похож на красную ягоду? (у ландыша).

6. Какие цветы растут в хлебном поле? (васильки).

7. Почему цветок получил название «подснежник»?

8. Где растет ландыш ?  ( в лесу)?

9. В народе этот цветок называют « заячьей капустой», а еще из листьев этого растения можно готовить супы и салаты? (кислица).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете цветы.  О цветах можно говорить до бесконечности. Цветы это музыка, это легенды, стихи. Без цветов наша жизнь была бы серой и скучной. Будьте чуткими, добрыми к растениям,   цветам. Помните, что природа – лес, поле, луг -  это дом для растений, животных, птиц, насекомых и мы должны входить в нее другом.

Воспитатель: Сегодня в садик пришло письмо от Лесовичка.  Он хочет узнать, знаете ли вы  правила поведения в природе. Он предлагает нам поиграть в игру-кричалку.                                            

                                                                    «Да и нет».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо – «нет».

Если я приду в лесок                                                                                                                                                   И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок                                                                                                                                                                  И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок                                                                                                                                               На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,                                                                                                                                 Колышек поставлю? (да)

Если разведу костер,                                                                                                                                             А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю                                                                                                                                                 И убрать забуду? (нет)

Если мусор заберу,                                                                                                                                                банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,                                                                                                                                        Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Молодцы, ребята!  

      Сюрприз…

 Под песню «Красой шапочки» в зал забегает Красная Шапочка с корзинкой и останавливается в середине зала.

Красная Шапочка:

 Я к милой бабушке иду                                                                                                                                              Весеннею порой,                                                                                                                                                            Несу варенье, пирожки                                                                                                                                            И лучик золотой                                                                                                                                                 (появляется Волк, пряча за спиной огромный букет)

Волк.  Чудесно! Такая идиллия! Песенки поём, гуляем, а до меня никому и дела нет!

Красная Шапочка:  Ой, Волк! Как ты меня напугал! А ты меня не съешь? Мама сказала, что ты очень злой и хитрый.

Волк: Вот, вот! Всегда так, злой, хитрый! А я то ведь совсем другой, нежный, заботливый…Вот тебе!

 (дарит огромный букет Красной Шапочке)

Красная Шапочка.  Какой ужас! Что ты наделал! Зачем ты нарвал так много цветов!?

Волк.  Опять плохо! На тебя не угодишь! Хочешь как лучше, так тебя ещё и отругают! А ну тебя! Лучше убегу в свою сказку! (убегает…)

Красная Шапочка.  Подожди, Волк! Не обижайся, пожалуйста, я тебе всё объясню!

                                            (убегает за ним)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что неправильного сделал Волк?

  Дети: (ответы детей)

1.можно было сорвать несколько цветочков, а не целую охапку. Ведь в поле и на клумбах цветы растут и радуют глаз намного дольше.

2. букет быстро завянет и его можно будет только выбросить…и т.д.

Воспитатель:  правильно, ребята.                                                                                                                                                           Ребенок:                                                                                                                                                             Если я сорву цветок,                                                                                                                                            Если ты сорвешь цветок,                                                                                                                                  Если все: и я и ты,                                                                                                                                                                     Если мы сорвем цветы,                                                                                                                             Опустеют все поляны                                                                                                                                              И не будет красоты.

Танец «С цветами»  

 Воспитатель: А знаете ли вы, что многие из цветов все реже и реже встречаются в природе. Их надо беречь. Ведь они не только красивые, но и полезные.

Ученые создали специальную Красную книгу, куда занесли названия исчезающих растений и животных. Их охраняет государство. Вот некоторые из цветов, которые занесены в Красную книгу:……. В книге написано: «Эти цветы рвать нельзя! Берегите природу!»                              (показ слайдов)

                                           «Цветочная полечка» (хоровод)

                                           (после хоровода дети встают на середину зала)

Воспитатель: какой же вывод мы с вами сделаем?

     Дети:

1 Наша планета Земля                    

  Очень щедра и богата:

  Горы, леса и поля -                                                                                                                                                                  Дом наш родимый, ребята!

2. Давайте будем беречь планету,                                                                                                             Другой такой на свете нету.                                                                                                            Развеем над нею тучи и дым,                                                                                                                         В обиду её никому не дадим!

3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.                                                                                                     Украсим всю Землю садами, цветами.                                                                                                              Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Вот какое долгое и интересное путешествие мы совершили. Вам понравилось? Сколько нового и интересного вы узнали, а мы узнали, что вы истинные друзья  природы, юные экологи. Ребята, а кто такой эколог? Что делают экологи?

Дети: Экологи берегут и охраняют природу.

Воспитатель: правильно, вы тоже любите и охраняете природу, и мы вручаем вам эмблемы «Юный эколог».

 Пора возвращаться в сад. Садитесь в паровоз. Наше путешествие окончено.

(в конце занятия дарим гостям букеты подснежников,  сделанные детьми из гофрированной бумаги)

                                                 

                                                                     Приложение к занятию

1. Песня «Паровоз»

Паровоз, паровоз                                                                                                                                                  Новенький блестящий.                                                                                                                                             Он вагоны повез,                                                                                                                                                          Будто настоящий.                                                                                                                                                   Едем, едем                                                                                                                                                                        Друг за другом,                                                                                                                                                                     Едем полем,                                                                                                                                                                                                  Едем лугом.                                                                                                                                                          Остановка на пути,                                                                                                                                              На прогулку выходи.

2.  Хоровод «Цветочная поляна»

1. На полянке возле леса                                                                                                                                         Я тихонько постою.                                                                                                                                                  И увижу, как кузнечик         (идут кругом)                                                                                                                Ладит скрипочку свою.

Припев:

И ромашки закружились           (поворот вокруг себя в одну сторону, затем в другую                                                                                                                    В поле с васильками.                 На проигрыш показывают носок-пятка, 3 притопа, затем                                                                                                        Колокольчики лесные                опять носок-пятка)                                                                                                            Потанцуйте с нами.

2. Над цветочною полянкой                                                                                                                        Ветерок пустился в пляс.                                                                                                                                    Лес зелененькой косынкой       (идут кругом)                                                                                                           Машет весело для нас.

Припев:

4. «Ромашки»

1. Маленькое солнце на моей ладошке,-                                                                                                      Белая ромашка на зеленой ножке.                                                                                                                          С белым ободочком желтые сердечки…                                                                                                  Сколько на лугу их, сколько их у речки!

2. Зацвели ромашки - наступило лето.                                                                                                                Из ромашек белых вяжутся букеты.                                                                                                              Наши мастерицы принялись за дело –                                                                                                             Всем венки плетутся из ромашек белых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Экологическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Удивительный сад цветов"

Экологическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Удивительный сад цветов"...

Мини-музей "Удивительный мир цветов"

В этом мини-музее собрана вся информация о цветах и их многообразии.Здесь можно увидеть и комнатные цветы,цветы Красной книги,цветы,растущие на севере,на юге,на водоёмах,на камнях.в пустыне и многие д...

Мини-музей «Удивительный мир цветов»

На создание мини-музея нас подтолкнуло весеннее настроение, приближение праздника 8 марта, праздника всех женщин, мам и бабушек. С приближение праздника всем хочется хорошего весеннего настр...

"Удивительные летающие цветы"

Конспект зантия по позновательному развитию...

Рекомендации для родителей "Знакомство детей с удивительным миром цветов"

Данная консультация содержит рекомендательный характер для взрослых со способами ознакомления детей с цветами, их строением, разнообразием и видами....

Исследовательская работа «Удивительные превращения цветов». Секция «Естественнонаучная (живая природа)»

Исследовательская работа «Удивительные превращения цветов». Секция «Естественнонаучная (живая природа)»...


 

Комментарии

Гурьянова Наталья Владимировна

развлечение -путешествие прошло успешно. много хороших высказываний по поводу увиденного, хвалили детей: много знают стихов, загадок, песен ит. д.