Информационно - практический проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру на тему

Видяшина Ольга Николаевна

Формирование  у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Птицы - наши друзья"

Воспитатель - Видяшина О.Н.

                           О проекте

Тип проекта - информационно-творческий.

Характер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй.

Состав участников - педагоги, дети, родители.

Сроки реализации - средняя продолжительность (ноябрь - март).

Проблема - недостаточное представление детей о зимующих птицах,

                        не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.                  

Актуальность проблемы.

Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.

   Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.

   Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо "закладывать" в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.

   Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.

Цель проекта

Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.

Задачи проекта

-- расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

-- закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;

-- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;

-- способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;

-- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

-- сбор информации о зимующих птицах;

-- накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)

-- обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;

-- проведение акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц);

-- проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек);

Формы работы с детьми:

--рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц;

-- наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);

-- тематические прогулки "Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно";

-- продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, ручном труде и т.д.

-- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет.

Предполагаемый  результат реализации проекта:

-- сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;

-- знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;

-- обогащение словарного запаса детей;

-- умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;

-- воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;

-- сформированное гуманное отношение к природе;  

-- интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации и др.;

-- приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.

Основной этап (практический).

Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна Будет им зима.

Сколько будет их - не счесть Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Разве можно забывать: Улететь могли,

А остались зимовать Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.               (Александр Яшин, 1967г.)

   Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.

   Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

   Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.

   Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают "птичье меню".

Образовательная область: "Познание".

- Наблюдения за птицами "А у нас на кормушке": на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.

- Познавательные занятия : "Наши пернатые друзья", "Птицы зимой."

- Конструирование: "Мы кормушку смастерили" (из природного и бросового материала)

- Познавательные беседы: "Птицы нашей местности", "Птичье меню"(чем можно кормить птиц, а чем нельзя).

- Игра - викторина "Зимующие птицы".

- Дидактические игры: "Собери и покорми", "Четвёртый лишний", "Угадай, чьё это?", "Какой птички не стало?".

 

Образовательная область: "Художественное творчество".

- Рисование: "Снегирь на ветке", "Синичка" (рисование ладонью).

- Лепка: "Птицы разные бывают", "Птичка на кормушке".

- Аппликация: "Снегири".

Образовательная область: "Чтение художественной литературы".

- Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:

"Сороки" (В.Осеева), "Кот и воробей" (А.Ежов), "Снегири" (Р.Федькин), "Котька и птичка" (Н.Романова), "Курорт "Сосулька" (Н.Сладков) идр.

- Разгадывание загадок о птицах.

- Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.

- Чтение стихов "Птичка" (А.А.Пчельникова), "Сорок сорок" (П.Мошканцев), "Покормите птиц зимой" (А.Яшин), "Бывают птицы разные".

- Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.

Образовательная область: "Коммуникация"

- Описательные рассказы детей "Что за чудо эта птичка!", "Моё волшебное окно", "Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством",

- Разучивание пальчиковых игр: "Птичья зарядка", "Воробей", "Дятел" и др.

- Прослушивание "песен" птиц и их воспроизведение.

- Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

- Дидактические игры: "Один - много", "Скажи ласково", "Скажи наоборот", "Кто как голос подаёт?", "Сосчитай птиц", "Большой - маленький".

- Занятие по коммуникации: "Наши пернатые друзья".

Образовательная область: "Социализация".

- Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.

- Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).

- Театрализованная экологическая игра: "Доживём до весны".

Образовательная область: "Труд".

- Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории  детского сада и около домов.

- Чистка кормушек от снега.

- Дежурство по "Птичьей столовой" (пополнение кормушек кормом).

Образовательная область: "Безопасность".

- В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.

- Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.

- Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.

Образовательная область: "Музыка".

- Проведение праздника "День птиц".

- Разучивание песен о птицах, о зиме.

- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.

Образовательная область: "Физическая культура и здоровье".

- Разучивание подвижных игр: "Филин и пташки", "Совушка", "Птицелов", "Ворона", "Глуби", "Собачка и воробьи" и др.

- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.

- Оздоровительные пробежки, прогулки и др.

Работа с родителями.

- Консультации для родителей:

   * "Экологическое воспитание в семье и ДОУ"

   * "Подкормите птиц зимой".

   * "Чем угостить птиц зимой".

- Изготовление кормушек совместно с детьми.

- Участие в акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц).

- Рекомендации на прогулки в лес, парк совместно с детьми.

- Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад.

- Анкетирование для родителей "Экологическое воспитание в семье" (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию".

Заключительный этап.

- Экологическая викторина "Птицы - наши друзья".

- Презентация альбома с творческими работами детей: выставки рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и др.

Были достигнуты цели проекта:

- узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;

- знаем, как нужно помогать птицам зимой;

- понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»

Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта:  информационно-практически...

Информационная карта проекта "Птицы- наши друзья"

Информационная карта проекта "Птицы наши друзья" для детей младшего дошкольного возраста поможет музыкальным руководителям ДОУ в своей работе. В материале содержатся виды и  работ , прводимые с д...

Познавательно-информационный проект: " Витамины-наши друзья"

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать книжки-малышки. Реализация проекта ...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Информационно- практический проект Тема проекта: «Дикие животные наших лесов»

Посредством данного проекта значительно легче достичь поставленной цели: знакомство ребёнка с особенностями животных родного края, формированием более глубоких знаний о фауне родного края. Знаком...