Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как итоговое занятие по сказкам А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром « Что за чудо – эти сказки» (знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина) для детей подготовительной группы.

Программное содержание:

- Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

- Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений и отрывков из сказок А. С. Пушкина;

- Учить детей  узнавать сказки А.С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг;

- Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина;

- Учить детей задумывать содержание своего рисунка, развивать воображение.

Предварительная работа:

  1. Чтение детям сказок А. С. Пушкина.
  2. Рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина.
  3. Разучивание с детьми стихотворений А. С. Пушкина.
  4. Изготовление персонажей « Сказки о рыбаке и рыбке» (конусный театр).
  5. Просмотр DVD-дисков со «Сказкой о мёртвой царевне и  семи богатырях» и «Сказкой о рыбаке и рыбке»
  6. Рисование детей по сказкам А. с. Пушкина.
  7. Оформление выставки из детских рисунков по сказкам Пушкина.

     Интеграция образовательных областей:  познание – коммуникация- художественное творчество.

Материал  к занятию:

     Портрет А.С. Пушкина; выставка  сказок А. С. Пушкина и иллюстрации к ним; аудиокассеты со сказками А. С. Пушкина и музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».

Ход занятия:

     Звучит вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести  А. С. Пушкина «Метель». Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, не случайно наше занятие  началось с музыки, которую написал композитор Свиридов к повести Пушкина «Метель». Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

     А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Много лет прошло уже  со дня рождения А. С. Пушкина, а мы по-прежнему  помним и любим его. Он живёт и  будет вечно жить в нашей памяти.

     Почти в каждом городе, есть улица, названная в его честь. В городах, где он побывал, ему поставлены памятники. А у нас,  в Москве, что названо  в  его честь? ( Ответы детей : улица, станция метро, площадь, на которой стоит памятник, Музей Изобразительных искусств, театр драмы). Правильно. У подножия памятнику всегда можно увидеть живые цветы, которые приносят сюда почитатели его таланта.

     В каком городе родился поэт? (Ответы детей : в Москве). Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой.  За детьми ухаживала крепостная нянька Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки.

    Как-то раз маленький Саша лёг спать и долго не засыпал.

«Что ты, Саша, не спишь?»- спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи»

     Отец Пушкина был знаком со многими русскими писателями. Они часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Саша смирно сидел где-нибудь в углу и внимательно слушал.

     У Пушкина была особая страсть к поэзии, он, казалось, и думал стихами. Начнёт писать стихи, уйдёт куда-нибудь подальше от товарищей, насупит брови, надует губы, грызёт перо и лицо его то хмурится, то проясняется улыбкой. Товарищи знали, что в это время его лучше не трогать – вспыльчив он был ужасно. А кончит писать, примется бегать, прыгать через стулья.

     Пушкин любил природу с самого раннего детства. В стихах о природе можно найти все четыре времени года. Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своём стихотворении Пушкин:

«Под голубыми небесами

Великолепными шатрами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит»

     Красива богатая снегом зима, но и она не вечна. Совсем скоро растопит солнце сугробы и побегут ручьи и наступит… Какое время года? (Ответы детей: Весна). Затем? (Ответы детей : Лето) И за летом идёт? (Ответы детей: Осень)

     Скажите, какое время года Пушкин любил больше всех времен? (Ответы детей: Осень). Правильно.

    Пушкин написал чудесные стихи об осени. Кто из вас может прочитать?

    Дети читают стихотворения А.С. Пушкина об осени.

    Няня, как её звали, ребята, напомните мне (Арина Родионовна) знала много сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные и певучие сказки и мог слушать их часами. Он часто просил няню ещё и ещё раз повторять их. Садился у её ног на маленькую скамеечку. Арина Родионовна брала в руки вязание и начинались сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено и сказочный народ оживал в мыслях Саши.

«У лукоморья дуб зелёный…  Кто продолжит?

    Дети читают отрывок из пролога к поэме «Руслан и Людмила»

      - Вы прослушали несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какие они?

(Ответы детей: напевные, красивые, мелодичные). Пушкин со слов своей няни записывал сказки, а потом перекладывал их в стихи.

       - Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

       - Чем сказки Пушкина отличаются от сказок других авторов (Ответы: Они написаны в стихах)

      -  Чем они  похожи на другие сказки? (Ответы: в них добро всегда побеждает зло, в них прославляются добрые, смелые люди, а высмеиваются жадные, злые, трусливые люди).

     - А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина (Дети называют сказки по прочитанным отрывкам).

     Детям предлагается посмотреть отрывок из « Сказки о царе Салтане…»(театр би-ба-бо) и сказать, из какой сказки Пушкина этот отрывок.

     - А теперь мы с вами поиграем. Игра называется « Посмотри, узнай и назови». Перед вами выставка сказок А.С. Пушкина и иллюстраций к ним.

     Воспитатель вместе с детьми подходит к выставке и проверяет знания детей.

     Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат различные предметы: зеркальце, кораблик, яблоко, рыбка, корыто, золотой петушок. Предлагает детям выбрать предметы, которые встречаются в сказках Пушкина и сказать из какой именно сказки тот или иной предмет.

   Дети узнают предметы и  говорят, из какой они сказки.

     Воспитатель : И с этим заданием вы справились, молодцы! Вы показали хорошее знание стихов и сказок А.С. Пушкина.

       А сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем иллюстрации к сказкам Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...