План-конспект НОД с детьми пятого года жизни с элементами исследовательской деятельности. Тема "На птичьем дворе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Степанова Светлана  Евгеньевна

 

В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение». Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся та деятельность,где они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и вместе ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, и делать обобщения.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_dvorike_office_word_97_-_2003.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы “Образовательный центр” села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области  структурное подразделение детский сад “Зорька”

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с  детьми пятого года жизни  с элементами исследовательской деятельности тема: «На птичьем дворе».

Воспитатель:  Степанова Светлана Евгеньевна.

Итоговое мероприятие: Создание коллективного панно «Мы подружились с воздухом».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Задачи:

Образовательные:

  1. подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;                                           
  2. дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;        
  3.  способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;                          
  4. способствовать формированию у детей познавательного интереса;                                          
  5. обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;                                        
  6. учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.                                            

Развивающие:                                                                                                                                

  1. развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;                      
  2. развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;                        
  3. развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:                                                                                                                      

  1. воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;                                                        
  2. воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;          
  3. воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
  4. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная  работа:                                                                                                             

наблюдения за ветром, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха, эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка, изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); мыльные пузыри (по количеству детей); игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кораблики из пенопласта с бумажными парусами, сосуд – «море» для корабликов; салфетки бумажные (по количеству детей); веера (по количеству детей); апельсин, чеснок в закрытых контейнерах; воздушные шары (по количеству детей).

Логика образовательной деятельности

Хозяюшка- воспитатель:

 Здравствуйте, ребята, я рада, что вы опять заглянули ко мне в гости, я вас уже заждалась, приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадки и вспомните, кто живёт у меня на птичьем дворе.

Загадки:

*Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок, на ногах его копытца ест и пьёт он из корытца.   (поросёнок).

*Каждый вечер так легко, она дает нам молоко, говорит она два слова как зовут её…(корова)

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый закудрявились рога. (барашек).

*Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит, молоко из миски пьёт, ну конечно это (кот).

 *Проживает во дворе, в личном доме конуре и на всех кого не знает, то рычит она, то лает (собака).

Явился в желтой шубке: прощайте, две скорлупки! (цыпленок). 

*Зеленые глаза - всем мышам гроза (кошка). 

*Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади - метла (корова). 

*Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, нападает на клубки, прячет в лаки коготки! (котенок). 

*Вместо хвостика – крючок, 
Вместо носа – пятачок. 
Пятачок дырявый, 
А крючок вертлявый (поросенок). 

*Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица). 

*Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок). 

*В воде купался, сух остался (гусь).

На моём дворе живут два весёлых гуся и они споют весёлую песенку. (Дети надев маски гусей поют русскую народную песенку «Жили у бабуси…».

Воспитатель: Гуси любят играть в игру «Кто лишний?» а вы хотите поиграть?

 Проводится дидактическая игра «Кто лишний?».

 Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

 Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

 Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории). Самый чистый воздух там, где много деревьев и цветов. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Посмотрите внимательно.

 Дети: Нет, не видим.

 Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Да, он невидимый, но он всегда вокруг нас! Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

                                                    Опыт 1. Поймаем воздух. 

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Вам он ничего не напоминает?

 Дети: Надувной матрас! А ещё спасательные нарукавники и даже спасательный круг.

Воспитатель: Конечно, ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из сундучка  игрушки и раскладывают на 2 подноса.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мне разобрать игрушки, теперь и вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Теперь вы  знаете: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

                        Опыт 2. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Игра «Мыльные пузыри» (под музыку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: Конечно, воздух!

 Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к нам попадает?

Воспитатель: Через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте подышим нашими носиками. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

                                             Опыт 3. поиграем с салфеткой.

Воспитатель: пройдите к столу и возьмите, пожалуйста, салфетки. Подышите ещё раз,  держа салфетку пере лицом. А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Дети: Мы дуем!

Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики».

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

                                                   Опыт 4.  поиграем с веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Идёмте ко мне домой, я угощу вас, вы наверное устали? (дети проходят и садятся на стульчики, появляется запах чеснока).

                                                   Опыт 5. С апельсином и чесноком.

 Воспитатель: Как чесноком запахло! Но нос закрывать нельзя, без воздуха можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они все погибнут. А сейчас, чем вкусненьким у нас запахло?

Дети: Мандарином! (Угощает хозяйка ребят мандаринами).

Воспитатель:  Ребята, если вам не по нраву неприятный запах, нужно открыть форточку, и в группу прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.(воспитатель показывает иллюстрации):

Что вы  сегодня узнали о воздухе?

Создают коллективное панно «Мы подружились с воздухом» наклеивая иллюстрации проведенных опытов на ватман.

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);

Что воздух легче воды (рис.2);

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей (рис.3);

Без воздуха ничто живое не может жить;

Воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);

Что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6);

 Воспитатель: Хочется подарить вам на память немного нашего деревенского воздуха (из-за домика вылетают много воздушных шаров).

И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования

Овладение детьми  с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования....

Перспективный план НОД по театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

План поможет воспитателям ДОО организовать работу по театрализованной деятельности...

КОНСТРУКТ организации образовательной деятельности с детьми пятого года жизни

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с воспитанникамиТема: Транспорт.Используемые технологии: игровая.Форма организации: групповаяУчебно-методический комплект:...

НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор.

к ребятам обратился за помощью Незнайка .Ему очень хотелось бы увидеть птичий двор и его обитателей....

Интегрированное занятие с детьми пятого года жизни. Тема "Помните друзья! С огнём шутить нельзя!

Цель данного занятия-дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, но так же может быть опасен....

Конспект совместной деятельности с детьми пятого года жизни

Конспект совместной деятельности с детьми пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре "Магазин". Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста...

НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор.

НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор....