Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении
консультация (окружающий мир) на тему

В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_ekologo_razvivayushchey_sredy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эколого- развивающей среды в дошкольном учреждении.

Многие факторы городской среды являются сегодня непосредственной причиной большинства заболеваний. Наличие в воздухе высокой концентрации аллергенов, пыли, токсичных веществ, вирусов и др. оказывают неблагоприятное влияние на физическое развитие детей, обмен веществ. Городская среда перенасыщена «гомогенными» полями, вследствие чего возникает ощущение дискомфорта, нарушается работа зрительной системы, ухудшается самочувствие. Большинство горожан проживает в условиях акустического дискомфорта.

Как известно, показателем качества городской среды является экологическая безопасность человека- степень соответствия существующих экологических условий задачам сохранения здоровья населения.

Контакт с природой, её эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека в условиях города. Растения способствуют улучшению качества городской среды, выполняют такую важную функцию, как формирование атмосферы, т.е поддерживание в ней определенного количества кислорода. Поэтому экологи рекомендуют увеличивать площади зеленых насаждений

Особое значение в таких условиях приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени. Участок украсят красивая зелень трав, яркие цветы. Растения надо подбирать таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этого используют :

- многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы и др.),обладающие большой декоративностью;

- двулетники, используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва и др.);

- однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, петуния, львиный зев, годеция и др.).

Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной формы, бордюры, микс- и максбордеры, др.

В целях экологического образования на территории детского сада создают также экологическую тропу, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), цветущие растения, места регулярного скопления насекомых. На экологической тропе возможны проведение комплексных занятий, игр, организация практической и исследовательской деятельности, что будет способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Комнатные растения - дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:

-растения засушливых мест – агава, алоэ, кактусы (филлокактус, зигокактус);

- влажных районов- бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

- умеренного пояса- аспидистра, фиалка узамбарская, рейнекля, хлорофитум.

Размещать комнатные растения необходимо в соответствии к их отношению к свету, теплу, влаге. Объединить их можно в географические группы : растения сухих и влажных тропиков и субтропиков, пустынь и полупустынь

В уголках природы старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдения лучше брать молодые, выращенные из черенков, отводков (дети смогут следить за их ростом и развитием), разнообразные по внешнему виду : форме, величине, окраске, расположению листьев цветов; по строению стебля: вьющиеся, стелющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения и с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера, глоксиния), черенками, деление куста, усами. В уголках природы можно внести растения, обладающие фитонцидными и лекарственными свойствами (каланхоэ, алоэ, бриофиллюм, лимон, герань и др.)

В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течении определенного периода времени.

«Огород» на окне вызывает у детей большой интерес, потому что с каждым днем ростки становятся наблюдательность и глазомер. Для проверки и подтверждения замеченных перемен используем мерные реечки, на которых удобно ежедневно отмечать высоту ростков. Уход за растениями формирует у детей чувство ответственности за начатое дело. Дети любят поливать растения и с удовольствием выполняют обязанности дежурных на «огороде». Кроме того, выращенную зелень используем, как приправу к салатам и горячим блюдам.

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

- зеленый лук из головок репчатого лука;

- зелень петрушки;

- зелень сельдерея.

На участке нашей группы мы с детьми разместили сюжетный овощной огород и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают неприхотливые к условиям обитания культуры и привлекательные для проведения наблюдений.

На сюжетном огороде мы выращиваем овощные культуры:

- зеленые (щавель, салаты);

- пряновкусовые (петрушка, мята, тмин);

- луковые (лук- репчатый, чеснок);

- корнеплоды (свекла, морковь).

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать дошкольникам разнообразие лекарственных растений. Здесь мы вырастили : календулу лекарственную, тысячелистник обыкновенный, подорожник, душицу, мать-и-мачеху.

Мои дошкольники познакомились со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного «живого» общения с ней. Одним из условий обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного , нравственноценностного, деятельностного. Правильная организация эколого- развивающей среды предпологает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого- педагогическомпроцессе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...

Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по созданию  предметно-пространственной среды...

Организация предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.

Принципы создания предметно-развивающей среды для всестороннего развития дошкольника....

Консультация «Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждения в соответствии ФГОС»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта ...