Главные вкладки

    Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Сайфутдинова Минегол Азатовна

     

    лов

    Занятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им  в трудных условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_na_temu_beseda_o_zimuyushchih_pticah.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Беседа о зимующих птицах наших лесов».

    Программное  содержание:

    1. Способствовать формированию связной речи,  упражнять в употреблении сложных прилагательных; согласовании существительных с местоимениями.
    2. Расширять  и углублять представления детей  о зимующих   птицах. Подвести к раскрытию связей между   внешним
    3. видом птиц и их питанием.
    4. Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им  в трудных условиях.

     Словарная работа: малоподвижный,  черноголовая, белобокая, красногрудый, чернохвостая.

     Оборудование: Магнитофон, кукла в зимней одежде, кассета голоса птиц; три елки; иллюстрации  с изображением зимующих птиц и  иллюстрации напоминающие правила поведения.  Кормушки, разные семена.

    Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

    Ход занятия:

    Тройка, тройка прилетела.

    Скакуны  в той тройке белы.

    А в санях сидит царица-

    Белоока, белолица.

    Как махнула  рукавом-

    Все покрыла серебром. ( Зима)

    О каком времени года идет речь? О каких скакунах  говорится в этой загадке? Сколько месяцев в году? Назовите зимние месяцы (ответы детей). Звучит  музыка, появляется  Зима.

    Зима: Здравствуйте,  ребята! Проверила  я, как приготовились реки и озера. Что я  увидела?

    - Они замерзли, покрылись льдом.  

    Зима: Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как?  

    - Земля замерзла, покрылась снегом. Деревья сбросили  листочки, покрылись снегом.

    Зима: Дикие животные  и те приготовились к  встрече со мной, а  вы знает как?

    -У  всех зверей вырастает  теплая шерсть. Чтобы защищаться от хищников,  заяц  и белка меняют окраску. Белка запасает на зиму  орехи, грибы, шишки. К зиме барсук, медведь, ёж накапливают жир. Медведь  всю зиму спит в своей берлоге, барсук и ёжик  спят в своей норе.

    Зима: - Молодцы,  все знаете о зверях . А я хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются  зимовать? Вы их знаете?  Назовите?

    - Это -  воробьи,  вороны,  сороки,  снегири, чижи, дятлы, клесты, галки,  голуби, свиристели, щеглы,  овсянки.

    Воспитатель:  Правильно они остаются зимовать в наших краях – в  Татарстане. Их можно увидеть и  в нашем городе  в Набережных Челнах.   Как  мы их  называем  одним словом?

    - Зимующие птицы.

    Зима: Интересно мне узнать: как они выглядят, где живут, чем питаются и какие звуки издают?

    Восп:  Выбирайте  картины, где  нарисованы зимующие птицы.

    - Чем они похожи?  Что у них общего?

    - У всех птиц тело покрыта перьями, два крыла, клюв, две ноги, хвост

    Зима: Как их отличать друг от друга. Вот, например, кто это?

    - Воробей.

    - А  как вы узнали, что это воробей, а не сорока?

    - Прежде  всего птиц мы узнаем по цвету перьев. Воробей  серый с коричневой головой и перьями. А сорока - черно–белым оперением. Ёще птицы  отличаются по величине:  воробей- маленький, а сорока – большая.. У птиц  ёще клюв разный - у воробья- маленький, тоненький, твердый, к  концу заостренный; а у  сороки клюв изогнут книзу. Ёще у птиц разные хвосты -  у воробья - короткий, а у сороки – длинный. Они издают разные звуки:  воробей – чирикает, сорока стрекочет.    Где  зимуют

    воробьи?

    - В щелях стен,  под крышами и ставнями  домов, в  заброшенных гнездах.

    - А  сорока  устраивает гнездо в густых ветвях деревьев или кустарников.

    Гимнастика для глаз:

    Наблюдаем  за маленькой птицей только глазками:

    Птичка вправо полетела, (смотрят вправо)

    Птичка  влево полетела.   (смотрят влево)

    К нам на нос она присела, (смотрят на кончик носа)

    Посидела, посидела,

    И  куда - то полетела (смотрят вверх).

     Ребята, послушайте загадку:

    Шапочка   черная,

    Кофточка желтая.

    Шустрая птичка

    Птичка …. Синичка.

    Как выглядит  синичка? На  голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, спина желто- зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Они поют: синь-синь-синь-си-си.

    Питаются насекомыми, едят столько сколько сами весят.

    О какой птице эта загадка:

    -Красногрудый, чернокрылый,

    Любит  зернышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.

    -Снегирь.

    -Почему эта птица называется снегирь?

    - От слова снег. Потому что они прилетают  перед первым снегом. Есть такая примета: снегири прилетели- значит завтра или послезавтра  пойдет снег.

    Верх головы, крылья , хвост и пятно под клювом  черное, спина голубовато серая, брюшко у снегиря красное, а у  снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный. Зачем им такой клюв? Чтобы  расклевывать зерна, ягоды рябины семена клена и липы.

    Снегирь – малоподвижный, по земле скачет  короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

    - Кто в беретке ярко красной?

     В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит,  стучит.

    - Это пестрый дятел. У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и  вытаскивает  из- под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки. Дятла считают санитаром леса.

    Прочитайте,  названия  каких птиц спрятаны в этой  таблице.

    Сорока, синица,  ворона.

    Подберите слова,  какие эти птицы:

    Сорока- ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая.

    Синица- маленькая, ловкая, черноголовая

    Ворона- чернохвостая, чернокрылая, горластая. Как кричит ворона- кар-кар-кар.

     Давайте поиграем в ворон. Физминутка.

    Вот под елочкой зеленой

    Скачут весело вороны:

    Кар-кар-кар.

    Целый день они кричали

    Спать ребятам не давали

    Только к ночи умолкают

    И  все вместе засыпают.

    Зима: много интересного вы про птиц  знаете. Только я кое-что не запомнила, напомните, пожалуйста:

    Если снегирь мало двигается, то он какой?

    - малоподвижный

    Если у сороки белый бок, то она какая?

    - белобокая

    Если у вороны черный хвост , то она какая?

     - Если у снегиря грудь красный, то он какой?

    - Красногрудый.

    Про  кого из  зимующих  птиц можно сказать мой? (дятел, снегирь, воробей, голубь, клест.) Моя (ворона, синица, сорока, овсянка)  Мои (про всех )

    - Ребята вы запомнили кто как поет?

     - Воробей – чирикает, сорока стрекочет, голуби- воркуют, ворона- каркает, клест- свистит.

    Какую пользу птицы приносят людям?

     Они спасают от вредителей деревья, поля огороды, радуют песнями, укрощают природу.

    Какие правила нужно выполнять, чтобы птицы жили спокойно и радовали нас?

    Давайте устроим птичью ярмарку! Пусть птицы сами расскажут о себе, кто как зиму проводят. Кто какой птицей хочет быть и рассказать стихотворение о нем.

    1. Я-воробушек  обычный

    2. Мы – зовемся снегири

    3.Я всем давно знакома

    Как и чем  мы можем помочь  птицам  зимой?

    Сделать кормушки и подкармливать птиц.

    Давайте споем песенку, о том,  как мы  помогаем птицам зимой.

    Зима: Теперь я спокойна - вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня  много  дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»

    итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Беседа о зимующих и перелётных птицах»

    Программное содержание.1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.2. Углублять ...

    Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

    Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

    Интегрированное занятие на тему: "Перелетные и зимующие птицы" в средней группе

    В процессе интегрированного занятия воспитатель с детьми закрепляет строение птиц, образ жизни, их рзновидности.Конечным итоговым продуктом является изготовление аппликации из цветной бумаги....

    «Зимующие птицы наших лесов»

    Конспект ООД в младшей группе«Зимующие птицы наших лесов»...

    презентация к занятию "Зимующие птицы наших лесов"

    презентация к занятию "Зимующие птицы наших лесов"...

    Презентация "Зимующие птицы наших лесов"

    Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь....