"Жизнь диких животных весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дудник Наталья Николаевна

 

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной-линька, конец спячки, забота о потомстве).
Задачи. Развивать умение устанавливать причинно следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных, продолжать знакомить с дикими животными и их детенышами. Расширять знания детей о животных с учетом их интересов.
Материал: Демонстрационный материал, на тему жизнь диких животных и их детёнышей весной.
Ход занятия:
Незнайка: Ребят, я побывал весной в лесу и хочу рассказать, что я там увидел. Я думал, что весной в лесу все так же, как зимой, ничего не меняется. Но почему- то кругом таял снег, текли ручьи, из-под земли выросла маленькая травка. Почему так происходит, не понимаю. Иду я по лесу, смотрю, на кустах висят клочки чьей - то шерсти. В чём дела, никак не пойму. Может это для меня, развесили в подарок, чтобы я сшил себе новую шубку. Да ведь весной тепло, солнце светит ярко.
Ребята, помогите мне, пожалуйста, узнать кто-же это оставляет клочки своей шерсти на кустах в лесу.
Дети: Звери все весной линяют, меняют свою тёплую зимнюю шубку, на более лёгкую. Зайчик меняет свою красивую белую шубку, на пушистую серую.
Незнайка: Кто знает, почему зайцу неудобно бегать в белой шубке среди деревьев, зелёной травы по серой дорожке.
Дети: В белой шубке он из далека заметен для врагов.
Незнайка: Ранней весной на лесных опушках, когда там появляются про талины, у зайцев рождаются детёныши. У русаков бывают по три, по четыре зайчонка: они родятся зрячими, в пушистой шёрстке и сразу же могут бегать и прятаться от врагов.
Однако в первые дни зайчата никуда не уходят из своего гнезда, а сидят тихо где-нибудь под кустом в ямке, среди густой травы.
Если-бы зайчата сразу начали бегать, они оставили после себя следы, а по следам их легко бы нашла лисица или другой хищный зверь. Малыши тихонько сидят в гнезде и носа из него не высовывают.
Мать-зайчиха кормит детей своим молоком.
Насосутся зайчата вволю, зайчиха от них убежит и вернётся только через два- три дня. Но зайчата не голодают: молоко у зайчихи жирное, питательное, на несколько дней хватает. А пройдет, неделька и подрастут зайчата. К тому времени и свежая травка покажется. Теперь малышам корма вволю. Разбегутся молодые русачки по кустам, по овражкам.
Незнайка: А кто же тогда оставил на веточках рыжие клочки шерсти?
Дети: Их оставила плутовка лисичка!
Незнайка: Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появиться пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шёрсткой. Лисица мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь её детёнышам. При малейшей опасности её короткий лай заставляет лисят тотчас прятаться в нору. Лис-отец вместе с лисицей оберегает и учит молодых, приносить им полуживых зайчат, птенцов и мелких грызунов, с которыми лисята справляются сами. Лисята растут быстро. Они всё дальше и дальше уходят в норы, пробуют ловить всех, кто ползает по земле, но по лаю родителей мгновенно затаиваются. К осени лисята уже сами могут добывать себе корм. А к концу осени они уже покидают родное логово: лисята начинают самостоятельную жизнь.
Незнайка: А вот эти серые клочки шерсти, кто же их оставил в лесу?
Дети: Волк, он тоже линяет весной'.
Незнайка: В глухом и заросшем овраге, или непролазной чаще леса, обязательно недалеко от воды, устраивает своё логово волчица.
Самостоятельно волки норы роют редко, чаще всего они пользуются чужими: покинутыми норами барсука или лисицы. Чужие норы волк только приспосабливают для себя.
В апреле-мае в логове появляется 4-7 волчат. Первые две недели детёныши слепы и глухи. Больше месяца волчица кормит волчат молоком, почти не отходя от них. В возрасте двух месяцев волчата едят мясо. Не всегда щенки бывают сыты, и свои жалобы они изливают, скуля и завывая.
Мать волчица заботится о своих детенышах при случае храбро их защищает. В этих заботах о детях ей помогает волк отец.
Если логово открыто людьми, волчица переносит выводок в другое место.
Волки - лесные санитары: они уничтожают больных и слабых диких животных. Во многих странах теперь от истребления волков охраняет закон
Незнайка: Ходил я по лесу, бродил, думал, чтс*никого не увижу и вдруг мне на голову что-то упало я поднял, а это шишка. Как вы думаете, ребята кто в меня шишку кинул?
Дети: Это белка с дерева шишки кидает!
Незнайка: Сейчас я вам расскажу немного о белке. У белки бывает 4-7 слепых крошечных бельчат. Белка очень заботливая мать, она кормит их молоком и охраняет от врагов. Пройдет дней 8 и у бельчат откроются глаза, тельце их обрастет шерстью, но они ещё слабы и беспомощны. Пройдет ещё неделя, бельчата уже значительно выросли, окрепли и уже начинают выглядывать из гнезда. В это время они ещё не опытны и очень доверчивы. Пройдёт ещё две недели, и характер бельчат совсем изменится. Они сделаются пугливыми, недоверчивыми: при малейшей опасности прячутся в гнездо. Белка-Мать научила их осторожности. Наступил
июнь, в лесной траве закраснели ягоды земляники; белочка осторожно сводит бельчат с дерева, ведёт полакомиться ягодами, молодыми грибами. Наедятся бельчата и снова на дерево. Густая листва скрывает их от врагов. Сытые бельчата гонятся друг за другом по веткам и возятся, словно малые дети. Время, однако, идёт; бельчата растут, становятся белками.
Незнайка: А вы знаете, ребят, что у белки одно из любимых занятий прыгать с ветки на ветку, и с дерева на дерево. Белка быстрая и ловкая, потому что она делает зарядку. Давайте и мы с вами ребята сделаем «Белкину зарядку»
Физминутка:
Зарядка белочке не лень, Ходьба на месте с высоким
заниматься целый день. подниманием колена.
С одной ветки прыгнув влево, Несколько прыжков влево,
на сучке она присела. з-4 приседания на месте.
Вправо прыгнула потом, Несколько прыжков вправо,
покружилась над дуплом. вращающие движения туловищем,
Вправо-влево целый день, с прямой спиной, без наклона
туловища.
Прыгать белочке не лень. Наклоны туловища влево вправо,
прыжки на месте
Незнайка: А еще я в лесу видел, как кто-то вышел из берлоги. Такой большой, коричневый и косолапый. Откуда он появился? Зимой его не видел. За ним появился такой же Косолапка. Кто это был, не знаю.
Дети: Это медведь с медвежонком.
Незнайка: У мамы медведицы рождается всего один, редко два очень маленьких медвежонка.
Они очень мало весят, всего 300-400 граммов. Мама кормит их молоком. Весной медведи едят свежую молодую травку, улиток, муравьев из муравейника. Мама водит медвежат к реке. Там она садиться на камень и ловит рыбу в реке. Стукнет по рыбе и отдает своим детёнышам.
Незнайка: А еще кто-то пробежал мимо меня на своих коротких ножках, с комочками на спине, а за ними детёныши. Кто это был, я не знаю. А где же он был зимой? Ёжик спал под пенёчком, спрятался от всех. Весной у ёжика тоже появляются ежата.
Итог:
Незнайка: Ребят, кто из вас запомнил, какие изменения происходят со зверушками в лесу весной?
Дети: Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более теплую. Звери выходят из своих нор, а медведь из берлоги.
Незнайка: Ребят объясните мне, почему это весной появляется так много больших и маленьких зверушек?
Дети: Звери выводят потомство. Взрослые звери кормят малышей, учат их, охотится, спасаться от врагов.
Незнайка: Ну теперь я все понял, оказывается весной в лесу происходит так много интересного. До свидания ребята, мне сегодня было очень весело и
интересно у вас в гостях!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие на тему "Жизнь диких животных весной"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание - экология», тема: «Жизнь диких животных весной»Цель:Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной...

Сценарий НОД в старшей логопедической группе "Жизнь диких животных весной"

Цель: Расширение представлений детей о жизни диких животных весной.Задачи:1. Создать условия для ознакомления детьми с особенностями жизни диких животных весной. Познакомить с сезонными изменениями в ...

Жизнь диких животных весной

Коммуникация. Исследовательно – познавательная деятельность. Картина мира.Тема: «Жизнь диких животных весной»Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спя...

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

жизнь диких животных весной

Технологическая карта НОД в средней группе по образовательной области познавательное развитие...

Конспект интегрироанного занятия по формированию целостной картины мира (экология) в старшей группе «Жизнь диких животных весной».

Прогулка по зимнему лесу. Рассказы детей по каритинам из серии "Дикие животные в зимнем лесу"....

Конспект по познавательному развитию "Жизнь диких животных весной"

Данный конспект поможет воспитателю закрепить знания детей о изменениях, происходящих в жизни диких животных весной....