"Ребята, не Москва ль за нами?" Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Канунникова Ирина Михайловна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, посвящённый к 200 - летию ВОВ 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyata_ne_moskva_l_za_nami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25 «Василёк»

города Губкин Белгородской области

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Ребята, не Москва ль за нами?»

(интеграция областей познание, чтение художественной литературы, музыка, коммуникация)

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида №25 «Василёк»

Канунникова И.М.

Губкин 2012

Тема: «Ребята, не Москва ль за нами?»

Цель: рассказ о войне 1812 года, о Бородинском сражении (в основе – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и иллюстрации к одноименной книге); устроить «парад воинов», воспитание гордости за русскую армию,  уважения к воину-защитнику, вызывать восхищение подвигами русского народа и армии.

Оборудование: картинки о Москве; иллюстрации к произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»; русский народный костюм; кукла-солдат; элементы костюмов воинов: пилотки, шлемы, бескозырки, кивера;  игрушечное оружие; декорации русской избы; магнитофон.

ХОД   НОД:

(воспитатель в русском народном костюме, на заднем фоне декорации русской избы)

 

Воспитатель: Сегодня я одна с делами управлюсь: дедушка наш чуть свет – лошадку накормил, запряг и в путь отправился, в Москву поехал. Вернется,  расскажет про Москву. А вы что про нее знаете? (Ответы детей.) Москва – не просто большой город. У нас, русских, это город самый главный, стольный, а по-другому – столица. Знаете, как народ говорит? – «Москва – всем городам мать». Хороша наша Москва! У меня в сундуке картинки хранятся, я вам сейчас их покажу. (Разглядывают 2–3 картинки, на одной из них – Красная площадь.)

Эта площадь в Москве самая главная. Не зря она Красной называется. Помните, что означало на Руси слово «красный»? Все самое красивое прежде красным называли. Вот Кремль – красавец, на башне – главные часы, кремлевские. А какой замечательный храм! С какой стороны к нему ни подойди – залюбуешься, глаз не отведешь!

А на эту картинку и смотреть страшно! Кто догадался, что здесь происходит? Да… Пожар в Москве! Все в огне да в дыму. Как же случилось?! Мне дедушка рассказывал, что такие страшные дни были в Москве, когда шла война с французами.

Русские воины храбро сражались, но уж очень много французов на нас войной пошло, много было у врага оружия, и мечтали они захватить нашу Москву. Они думали, что как только разорят нашу столицу и войдут в Кремль, все русские люди к ним в плен сдадутся, кланяться французам начнут и служить им. Не хотели русские Москву сдавать, но как видите, пришлось. Как же так получилось? Неужели у русских солдат сил или храбрости не хватило? (Раздается стук в дверь.)

Кажется, кто-то стучится. Пойду, открою. (Выходит, возвращается с куклой-солдатом.)

Солдат: (маршируют)

Раз, два, раз, два,

Удалая голова

 (Поет один куплет песни «Солдатушки, бравы ребятушки».)

- Здравия желаю!

Воспитатель: Здравствуйте, гость дорогой! Садитесь, пожалуйста! (Обращается к детям.) Ребята, к нам  старый солдат пришел, а мы даже не знаем, как его зовут.

Солдат: Честь имею! Семен Иваныч! Можно просто дядя Семен.

Воспитатель: Очень приятно. Дядя Семен, скажите, вы с французами воевали?

 Солдат: Было дело, воевал.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, как получилось, что русские французов в Москву пустили?

 Солдат: Пустили, да ненадолго. Я вам после расскажу, как французы из Москвы убежали. На войне всякое бывает: то мы врага гоним, а то, глядишь, и отступать приходится.

Воспитатель:  И все-таки, дядя Семен, скажите (читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».)

«… ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!»

Солдат: Были, были схватки боевые, а больше всех запомнилась

нам Бородинская битва, бой возле села Бородино. День Бородина вся Россия помнит!

Воспитатель: А мы ничего про Бородинский бой не знаем. Расскажите нам про него, пожалуйста.

Солдат: Как напали на нас французы, много их было, так сначала

«Мы долго молча отступали,

  Досадно было, боя ждали…»

         

(Параллельно рассказу солдат показывает детям иллюстрации к стихотворению Лермонтова, при необходимости делая пояснения к ним.)

          «И вот нашли большое поле:

    Есть разгуляться где на воле!»

         

- Стали укрепления строить, к бою готовиться. А утром…

   «Чуть утро осветило пушки…

     Французы тут как тут».

         

- Забил я снаряд в пушку, а сам думаю: «Не оробеем, друзья-товарищи, стеной встанем, головой постоим за Родину!»

   «Два дня мы были в перестрелке.

     Что толку в этакой безделке?

     Мы ждали третий день».

         

- И вот настал вечер перед решающим боем. У французов в лагере шум, суета, а у русских тихо. Русский человек суеты не любит. Штыки наточили, пушки почистили, побеседовали у костра, Богу помолились. Что завтра будет, никто не знает. Прилег я вздремнуть – не спится…

     «И только небо засветилось,

       Все шумно вдруг зашевелилось,

       Сверкнул за строем строй».

         

        - Барабаны застучали, знамена – вверх! К бою готовьсь! Солдаты построились, офицеры впереди. Помню, полковник у нас был бесстрашный, так он саблю выхватил и кричит нам:

     «Ребята! не Москва ль за нами?

       Умремте ж под Москвой,

       Как наши братья умирали!»

       Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

       Французы двинулись, как тучи…»

         

        - И пешие, и конные – все тут были. А как врукопашную пошли – не выдержал противник.

      «Изведал враг в тот день немало,

        Что значит русский бой удалый,

          Наш рукопашный бой!..

          ………………………………………

          Вот смерклось. Были все готовы

          Заутра бой затеять новый

          И до конца стоять…

      Вот затрещали барабаны —

          И отступили басурманы.

          Тогда считать мы стали раны,

          Товарищей считать».

         

Воспитатель: Дядя Семен, вы сказали, что «отступили басурманы», а как же они в Москву вошли? Почему?

Солдат: И про это расскажу, но сейчас мне передышка нужна. Дайте отдохнуть старику. Теперь вы мне что-нибудь расскажите или покажите.

Воспитатель:  Отдохни, дядя Семен, а мы с мальчиками сейчас и тебе, и девочкам сюрприз поднесем – парад русских воинов покажем. (Мальчики быстро надевают на себя элементы костюмов воинов: пилотки, шлемы, бескозырки, кивера; в руки берут игрушечное оружие, строятся и под марш (в записи) проходят по комнате, отвечая на приветствия солдата громким «ура!»)

Солдат: Порадовали солдата! Хороши богатыри-воины! С такими и в бой не страшно идти! А теперь мне пора. В следующий раз продолжу рассказ. Честь имею!

Воспитатель: До свидания, Семен Иванович! Еще приходите! (Солдат уходит с песней.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков Москвы «Моя столица, моя Москва» (подготовительная группа)

Данный материал поможет детям раскрыть свои познания о Москве, ее истории, достопримечательностях столицы в интересной, соревновательной игре....

Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"

Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

День города. Моя малая родина. Москва-историческая. Москва-литературная.

Конспект занятия, посвященного празднованию Дня города, для детей старшего дошкольного возраста....

«По местам боевой славы Москвы», «По местам боевой славы Северного Административного округа г. Москвы»

Презентации, посвященные местам боевой славы Москвы и Северного Административного округа г. Москвы — памятники Великой Отечественной войне, с краткими рассказами о памятниках. ...

Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.

Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....

Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная".

Продолжать расширять представление детей о Москве - столице Росии....