рабочая программа по образовательной области "безопасность"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

рабочая программа по образовательной области "безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_o.o._bezopasnost.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лучик» города Балашова

Саратовской области»

         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

для подготовительной группы «Теремок»

Авторы-составители:

Воспитатели

г. Балашов

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка 


           Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы МДОУ.

Образовательная  область «Безопасность» интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых.  Такая  работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на НОД по развитию речи и ФЦКМ через рассматривание картин, беседы, чтение рассказов; через дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, индивидуальные и групповые беседы по теме «Безопасность»).

Содержание образовательной области «Безопасность»  направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:

  • Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
  • Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
  • Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
  • Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

О правилах безопасности дорожного движения:

  • Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  • Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре.
  • Закреплять знания детей о специальном транспорте.
  • Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
  • Напоминать, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Формирование предпосылок экологического сознания:

  • Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными,
  • Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
  • Закреплять представление о том, что следует одеваться по погоде.

В результате проделанной работы к концу года дети могут: 

  • Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
  • Различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объяснять их назначение.
  • Понимать значения сигналов светофора.
  • Узнавать и называть  дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
  • Различать  проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
  • Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

           Структура рабочей программы:

Пояснительная записка

Перспективный план

Мониторинг  усвоения программы

Учебно-методическое обеспечение

Литература.

Перспективный план по образовательной области «Безопасность»

Дата

Формы организации образовательной деятельности

Цель

3-21 сентября

«День знаний»

Беседа “Внешность человека может быть обманчива”

Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Рассматривание макета улицы

Расширять знания об улице: дорога делится на две части -проезжая и тротуары; и видах транспорта.

Беседа “Опасные ситуации”

 Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми.

24 сентября – 5 октября

«Осень»

Беседа “Опасные ситуации. Контакты с незнакомыми людьми дома”

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

Беседа  “Использование и хранение опасных предметов”.

Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах.

д/и «Опасности на улице»

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут произойти на улице

8-19 октября

«Мой город, моя страна, моя планета»

Беседа «Опасные места по дороге в детский сад»

Закреплять  правила поведения на улице.

д/и «Так- не так»

 Закреплять  умения отличать опасные для жизни ситуации от неопасных, воспитывать желание соблюдать правила безопасности

Игровая ситуация

«Случилась беда

— друг поранился»

Обучение  навыкам оказания первой помощи, умение вызвать скорую помощь.

22 октября – 2 ноября

«День народного единства»

Эстафета «Отнеси лекарство другу»-

Развивать  ловкость, быстроту при преодолении препятствий.

Беседа «Что мы знаем о вещах?»  

Расширять  представления детей о правилах безопасного поведения в быту.

Моделирование

ситуации:

У меня зазвонил телефон: друг, незнакомец, знакомый взрослый »

Закреплять  умение вести

диалог

5-16 ноября

Мониторинг

 Беседа «Наша группа»

 Закрепление

правил поведения в умывальной,

раздевалке, группе, спальной комнате

Словесная игра

«Найди друга»

Развивать  умение

составлять

описательный

рассказ.

д/и «Доскажи словечко

Закреплять  правила обращения с опасными предметами.

19 ноября – 31 декабря

«Новый год»

Беседа “Пожар”

Познакомить детей с номером телефона “01”, по которому надо звонить в случае пожара.

Беседа “Как вызвать милицию”

Научить пользоваться телефоном для вызова милиции “02”.

“Чтение рассказа Н.Носова “Автомобиль”

Учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.

Ситуация «Дым в

квартире, зажгли

бенгальский огонек»

закрепление правил

поведения во время новогодних праздников дома

д/и «Опасности на новогоднем празднике»

Закреплять правила безопасного поведения во время новогодних праздников в детском саду

1 января – 1 февраля

«Зима»

Беседа “Скорая помощь”

Познакомить с номером телефона “03”, научить вызывать “Скорую медицинскую помощь”.

Беседа  “К кому можно обращаться за помощью, если потерялся на улице

Закрепить представление о том, что  обращаться можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

д/и «Зимние забавы»

Дать представления об опасностях, которые могут возникнуть во время зимнего отдыха

Целевая прогулка “К остановке пассажирского транспорта”

Расширять знания о пассажирском транспорте, ожидать транспорт должны на специальных площадках, как вести себя в транспорте.

4 февраля – 1 марта

«День защитника Отчества»

Беседа  “Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности”

Расширить знания о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

Беседа “Контакты с животными”

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

д/и «Потерялся, что

делать?»-

Закреплять

знания о своем домашнем

адресе.

«Что будешь делать, если ...»

(моделирование ситуации встречи с животными)

Закреплять  правила

поведения при встрече  с животными.

4-15 марта

«Международный женский день »

Беседа “Здоровье и болезнь”

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

д/и «Опиши, я отгадаю»

Закреплять  знания о лекарственных растениях и их свойствах.

Экскурсия в

медицинский кабинет.

(Как хранятся лекарства).

Дать представление о том, как хранятся лекарства. Закрепить правила безопасного обращения с лекарствами

18-29 марта

«Народная культура и традиции»

д/и «Наши друзья и

недруги» (электроприборы,

лекарственные растения, бытовая химия, острые колющие предметы)

 Закреплять  правила обращения с бытовой техникой.

Рассказ — беседа «Что такое здоровье и как его сохранить и приумножить»

Расширять  и систематизировать знания детей о том, что необходимо для сохранения

здоровья.

Моделирование

ситуации: таблетки в группе.

Закрепить правила безопасности при обнаружении таблеток, лекарств

1-19 апреля

«Весна»

д/и «Найди

ошибки»

 Развивать

мышление, речь, знание о характерных   признаках   предмета.

Беседа

 «Если на улице.,.

(ураган, ливень и

Т.д.)

Закреплять  правила

безопасного

поведения в

природе,  закреплять

правила поведения

в создавшейся

ситуации.

д/и  «Безопасность

на природе»

Знакомить  с опасностями,

которые  поджидают в

лесу, парке, у реки.

Чтение А.Барто

«Весенняя прогулка»

Закреплять  правила бережного

отношения к природе

22 апреля – 10 мая

«День Победы»

НОД познавательного характера  “Правила для водителей детского транспорта”

Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, за жизнь других людей.

Беседа “На воде, на солнце”

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности.

Беседа «Разговор с пчелой»

Закреплять  правила общения с

насекомыми.

13 – 24 мая

Мониторинг

Экскурсия по улице.

Закрепить знания о правилах дорожного движения.

НОД познавательного характера  “Игры во дворе”

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Беседа “Катание на велосипеде”.

Рассмотреть различные опасные ситуации, кторые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

27-31 мая

«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Беседа “Опасные участки на пешеходной части улицы”.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, о мерах предосторожности.

Рассматривание

иллюстраций из

серии  «Уроки

безопасности: как

избежать

неприятностей»

закрепить умение  правильно

поступать при

возникновении

чрезвычайной

ситуации  и находить выход из нее.

Мониторинг усвоения программы по образовательной области «Безопасность»

Мониторинг достижений промежуточных результатов детей проводится в соответствии с федеральными государственными требованиями - осуществляется 3 раза в год (ноябрь, январь, май). В мониторинге используются те методы, которые позволяют получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Мониторинг по образовательной области «Безопасность» проводится с использованием диагностических методик, бесед с ребенком.

Мониторинг образовательного процесса по образовательной области «Безопасность»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

я

м

н

я

м

н

я

м

н

я

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диагностический инструментарий к мониторингу по образовательной области «Безопасность»

1.Выявление умений соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском  саду, на улице, в транспорте

А) Дидактическое упражнение «Назови номера экстренной помощи».

Задание:

Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.

Игра «Путешествие на автобусе»

Предложить детям проехать на автобусе.

Педагог предлагает ситуации: поведение в автобусе, на остановке, на проезжей части, приобщении друг  с другом.

Оценка

1 балл - ребенок не принимает участия в беседе, в игре не проявляет интереса

2 балла – проявляет интерес к происходящему, не всегда правильно отвечает

3 балла – активно учувствует правильно отвечает на вопросы, знает о правилах безопасного поведения.

2.Выявление знаний  элементарных правил поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Материл: фишки

Педагог с мячом стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?»

  • Разводить в лесу костер
  • Кормить зимой птиц
  • Есть не знакомые грибы и ягоды
  • Забирать детенышей из леса домой
  • И др.

Оценка

1 балл - ребенок не принимает участия в игре, не проявляет интереса

2 балла – принимает участие в игре при обращении к нему взрослого, не всегда правильно отвечает

3 балла – активно учувствует в игре правильно отвечает на вопросы, знает о правилах поведения в природе.

3.Выявление знаний  элементарных правил дорожного движения

Практическое задание на макете города

Материал: макет города, карточки с дорожными знаками, игрушечные машинки.

Беседа по вопросам с использованием карточек по данной ситуации.

Оценка

1 балл - ребенок не принимает участия, не проявляет интереса

2 балла – принимает участие при обращении к нему взрослого, не всегда правильно отвечает

3 балла – активно учувствует правильно отвечает на вопросы, знает о правилах дородного движения.

Учебно-методическое обеспечение:

  1.  Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -2004г.
  2. Наглядное пособие «Не играй с огнем»
  3. Наглядное пособие «Опасные ситуации»
  4. Настольная игра «Правила дорожного движения»
  5. Игра «Профессии»
  6. Разрезные картинки «Животные»
  7. Наглядное  пособие «Светофор»
  8. Макет  улицы
  9. Демонстрационные картины « Как избежать неприятностей дома?»
  10.  Демонстрационные  картины «Как избежать неприятностей дома: на воде и на природе».
  11. Демонстрационные картины «Не играй с огнём»

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы – 2012 г.
  2. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» - Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
  3. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основамбезопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...