Проект "Волшебный мир морей и океанов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пистун Юлия Валериевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnyy_mir_morey_i_okeanov.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебный мир морей и океанов»

Авторы проекта: Ковачева Галина Петровна, Пистун Юлия Валериевна, воспитатели.

Тип проекта: информационно -  творческий.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение  по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне морей и океанов. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

- В морях и океанах живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминог. (Никита П., Кристина Г.)

- В морях и океанах соленая вода. (Эрик Б.)

- Море бывает грязным. (Таня Ч.)

- Как выглядят и чем питаются морские обитатели? (Андрей М.)

- Как они передвигаются? (Артем Б.)

- Как они прячутся? (Геля С.)

- Что ещё есть под водой?(Аня А.)

- Как можно посмотреть , что есть на морском дне глубоко-глубоко? (Егор Г.)

- Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки».( Надя В., Андрей М.)

- Нужно поехать на море и сфотографировать, а потом рассказать. (Ксюша К.)

- Прочитать книги о морях и океанах.(Глеб Н .)

-Посмотреть в энциклопедии. (Вика Ж.)

-Пусть мама или папа посмотрят в интернете. (Артем Б.)

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Волшебный мир морей и океанов».

Задачи проекта:

-для детей: активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

-для педагогов: обеспечить благоприятные условия для развития у детей

 творческих способностей, собрать информацию о морских обитателях, переработать полученные знания через продуктивную деятельность, учить охранять окружающую среду, сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе, дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

-для родителей: способствовать поддержанию интереса к использованию во время семейного досуга нетрадиционной художественной техники.

Форма итогового мероприятия проекта: игра-путешествие.

Название итогового мероприятия проекта:  “Погружение на батискафе на морское дно».

Продукты проекта:

-для детей  выставка поделок, рисунков, аппликаций.

-для педагогов представление на педагогическом совете презентации, оформление консультации для родителей, методические разработки по теме «Волшебный мир морей и океанов».

- для родителей выставка детских рисунков и поделок из природного материала «Море и морские тайны», фотоальбом «Как мы отдыхали на море», альбом «Волшебство подводного мира», макет морского дна.

Мероприятия по реализации проекта «Волшебный мир морей и океанов»:

Образовательная область «Познание»

Опыт «Как рыбы дышат под водой».

Опыт «Свойства воды».

Опыт «Подводная лодка из яйца».

Опыт с губкой.

Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.

Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живет?»,Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Рассматривание и обсуждение  репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино  «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».

НОД «Тайны моря».

НОД «В гостях у Нептуна».

НОД «В гостях у Морского царя».

НОД «Морские обитатели».

Образовательная область «Социализация»

Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».        

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Развивающая игра  «Подводный мир».

Образовательная область «Коммуникация»

Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».

Рисование восковыми мелками.

Аппликация «Разноцветные рыбки».

Аппликация «На дне морском».

Аппликация из картона  «Морская черепаха».

Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».

Пластелинография «Необыкновенные рыбки».

Роспись камней «Необыкновенные  рыбки».

Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».

Лепка из пластика.

Лепка из пластилина «Рыбки играют».

Оригами « Морские рыбки».

Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».

Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».

Квиллинг «В морских глубинах».

Образовательная область «Музыка»

Прослушивание  песен о море, слушание  музыки: «Звуки моря», « Звуки  дельфина».

Образовательная область «Труд»

Беседа о профессии водолаза.

Образовательная область «Безопасность»

Разрешение  проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».

Образовательная область «Физическая культура»

Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».

Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».

Образовательная область «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Чайка».

Физкультминутки «Краб».

Формы взаимодействия с семьей

- Помощь в изготовлении макета морского дна.

- Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.

- Помощь в оформлении группового фотоальбома «Как мы отдыхали на море».

- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Ожидаемые результаты по проекту:

-для детей: владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»; иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида; составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

-для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

-для родителей: установление положительных отношений между  родителями  и педагогами, побуждать к установлению взаимопонимания  между родителями и детьми во время творческой совместной работы, развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам.

Список использованной литературы

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.:ВАКО,2011- 240с.

2. Г. Косов «Азбука подводного мира»

3. С.Сахарнов «Кто в море живет?»

4. Г.Х.Андерсен «Русалочка»

5. Детская энциклопедия «Мир моря» под ред. В.Бологовой,И. Шадриной. – М.:Махагон,2012- 128с.

6. Е.А. Алексеева. Кит и другие морские животные- М.:Росмэн,2012- 32 с.

7. Атлас морей и океанов под ред.Т. С.Жабинской – Харьков.:Клуб семейного досуга, 2012 – 80 с.

8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей – Воронеж,2004.-190с.

9. Меннен П. Детская энциклопедия в картинках. – Смоленск: Русич,2009.- 184 с.

10. Загадки.  Самая большая книга под ред.С. Сандалова, Ю. Мартыновой. – М.: «Аст-Пресс», 2007- 120 с.

Приложения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Морские  обитатели».

 

         Цель: развитие интереса к художественному творчеству, экспериментированию с художественным материалом.

         Задачи: познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками «Отпечаток поролоном».

Развивать образное и логическое мышление, графические умения, мелкую моторику;

Закрепить счёт в пределах 8, название  геометрических фигур;

Расширить знания детей о морских обитателях, активизировать словарь детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материалы: листы голубого цвета, поролоновые губки овальной формы, гуашь, кисточки с широким и тонким ворсом, салфетки, ракушки, фасоль, карточки с недорисованными фигурами, разрезные головоломки, экран, магнитофон.

Ход занятия:

         - Здравствуйте дорогие ребята!

Я очень рада,  нашей встрече с вами. Сегодня мне хочется с вами  поиграть, рассказать и показать много интересного. Ребята,  а вы любите рисовать, отгадывать загадки? Я знаю очень интересную игру «Отгадай, кто нарисован», для неё нам понадобятся карандаши и бумага (дети садятся за столы).  Ваша задача, догадаться, кто спрятан в вашем рисунке и дорисовать.

         Воспитатель спрашивает, какие изображения получились у детей.

         -Ребята, а как можно сказать одним словом, кто это?

Может это птицы?    А может насекомые?  Или это животные? (ответы детей). Правильно их называют подводные обитатели.

Звучит мелодия морского бриза, звуки волн.

- Ребята вы слышите звук, а как вы думаете, что это шумит (ответы детей). Давайте мы сегодня с вами отправимся  на прогулку к морю.

Дети проходят за воспитателем в центр комнаты.

         - Ребята представьте, что мы с вами плывём по волнам (встают в круг).

Давайте поиграем в игру «Подводное царство». Ну вот мы с вами и попали в подводный мир.

         На экране появляется видео ролик подводного мира. Дети с воспитателем любуются его красотой. Далее слайды с изображением морских обитателей.

         - Ребята посмотрите, кого можно встретить в подводных глубинах.

Скажите, какой формы туловище, какого цвета, сколько конечностей. А чем похожи эти обитатели? (ответы детей).

         Вдруг на экране появляется слайд с изображением акулы.

         - Ой! ребята посмотрите, кто плывёт сюда. Столько бед она  натворила.  Ребята,  акула поймала одного из подводных обитателей, но  кого мы сможем узнать, если выполним задание (дети проходят за столы).  Если мы соберём,  морского обитателя из геометрических фигур, мы узнаем, кого поймала акула, и сможем его спасти.

         Дети собирают головоломку (из частей нужно собрать рыбку).

          На экране появляется рыбка.

         - Молодцы ребята нам удалось спасти рыбку. А из каких геометрических фигур получились ваши рыбки (овал, треугольник).

         - Ребята, а сейчас самое интересное, мы с вами научимся рисовать подводных обитателей очень необычными и интересными способами.

         Дети с воспитателем садятся за столы, поставленные полукругом. Воспитатель пошагово объясняет выполнение рисунка, дети повторяют.

         Когда работы нарисованы, воспитатель предлагает выложить работы на отдельном столе.        Дети любуются своими работами, анализируют их.

Воспитатель спрашивает детей, что нового они сегодня узнали, что понравились больше всего.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности

Лепка «Рыбки играют».

       Цель: Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм. Развивать комбинаторские способности; совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

      Развивающая среда: пластилин разных цветов, стеки, керамические плитки, ковролин, части тела разных рыбок.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

Плещется в водичке,

Хвостиком виляет.

Своими плавниками

Волны разгоняет.      (Рыбки)

 Затем педагог выкладывает на ковролине несколько рыбок. Дети рассматривают форму, цвет, размер рыбок.

Далее воспитатель предлагает слепить рыбок, чтобы поместить их в макет морского дна. Лепят рыбок скульптурным или комбинированным способом. Уточняет отдельные приемы раскатывания движениями ладоней, лепка пальцами туловища, оттягивание, сплющивание хвоста, плавников.

Чешуя рисуется стекой, оформляется голова. Используются всевозможные приемы оформления, в том числе смешивают пластилин нескольких цветов, процарапывают чешую, создают сложный лепной узор.

Дети помещают рыбок в макете морского дна, в котором размещены другие обитатели морского дна. Часть рыбок прикрепляют к стенкам.

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».

      Цель: Учить детей лепить из соленого теста разных морских обитателей, передавая их особенности, размеры, формы строения.

Развивающая среда: мука, соль, вода, стеки, картины с морскими обитателями.

Ход занятия.

Из смеси 1:1 муки и соли + вода дети с помощью воспитателя замешивают тесто. Лепят кораллы, осьминогов, морских звезд и т.п.  Декорируют кораллы отпечатками крестовой отвертки, морских обитателей – кружочками и т.д.  После запекания или сушки дети самостоятельно раскрашивают гуашью свои поделки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Аппликация «Разноцветные рыбки».

       Цель: Учить детей вырезать силуэт рыбы, дополнять аппликативное изображение графически (дорисовывать чешуйки, глаза), аккуратно наклеивать элементы аппликации.

Развивающая среда: картины с изображением обитателей подводного мира, прямоугольник из цветной бумаги, заготовки для хвостиков, карандаш, фломастер, ножницы, клей, тряпочка, поднос, основа морского дна с нарисованными водорослями, кисть.

Ход занятия.

       Детям предлагаю сделать рыбок. Рассматриваем образец, дети вырезают рыбок, срезают углы прямоугольника. Хвостик делают из заготовки, разрезая линии по пунктирам и срезая плавно верхний угол, край хвоста с надрезами накрутить на карандаш, «завить». Наклеить на основу. Нарисовать глазки, ротик.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».

            Цель: Учимся изображать по выбору одну из картин  с подводным миром, передавать в рисунке определенное место действия, морских обитателей; закрепить навык рисования водной поверхности акварельными красками «по сырому». Развивать творческие способности, воображение, наблюдательность.

              Развивающая среда: альбомный лист, краски, кисти, губки, простые карандаши, картинки с изображением подводного мира.

Дети рассматривают картины с подводным миром, называют обитателей морского дна, растительность, полипы и кораллы. Подбирают цвет краски для тонирования листа, наносят губкой воду и сразу покрывают лист краской. После того, как краска высохнет рисуют акварельными красками. Кто затрудняется сразу рисовать краской, педагог предлагает простые карандаши, располагая рисунки по всему листу.

Непосредственная образовательная деятельность

«Чудеса подводного мира».

 Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами

Предварительная работа: беседы на тему: «Океаны», «Живые организмы Мирового океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные».

Оборудование: выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и фотоиллюстрации об обитателях морских глубин.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?

Дети: Это наша планета, только в уменьшенном виде.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Карта - наша земля в развернутом виде.

Воспитатель: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода?

Дети: Больше половины.

Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут многие виды рыб, животные и растения…

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, л ужи.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный).

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов и чем они похожи? (Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая).

Воспитатель: Давайте представим, что мы на море.

Физкультминутка.

«И вот перед нами море,

Бушует оно на просторе.

А в море высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна.

Качает вода соленая

Водоросли зеленые

Скачут дельфины

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются

Солнцу улыбаются».

Воспитатель: Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправляемся в подводное царство. (Дети идут за воспитателем, где их встречает Морская Царица).

Морская Царица: Здравствуйте, дети!

Я царица не простая,

Я - Владычица морская!

Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?

Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушков и ракушек.

Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.

«Охраняю я просторы

Океанов и морей.

Ну, а если вы ребята

Отгадаете загадки

И решите все задачи

Непременно одарю вас

Я богатствами морей».

Вот мои загадки:

- Кругом вода, а с питьем беда (Море)

- По морю идет – идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)

- Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку,

За коралловый пенек

Хочет сесть в воде конек,

Но не получается-

Все в воде качается? (Морской конек).

(Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности).

Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать? (Морской).

Почему его так назвали? Что он делает?

Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает, а стрекочет, как кузнечик.

Морская Царица: У кого ноги растут из головы?

Дети: У осьминога. У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.

Морская Царица: По воде плывет лепешка

Ну и страшная рыбешка

Изменяет цвет она

Да ведь это ….

Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку.

Морская Царица: Да, молодцы, с загадками вы справились. А сейчас другое задание - угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем знаете? ( показывает силуэт морской звезды).

Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают ее своими лучами, приоткрывают створки моллюска и выедают его.

Морская Царица: А кто это? (показывает силуэт акулы).

Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – ее называют рыба-людоед.

Морская Царица: показывает силуэт кита.

Дети: Это кит. Кит – самое крупное животное на земле. Своих детенышей кит вскармливает молоком. Кит во много раз крупнее самого большого слона.

Морская Царица: Да, в 25 раз крупнее, чем африканский слон. ( показывает силуэт ската). 
Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.

Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (показывает иллюстрации, дети отвечают: креветки, морская черепаха, касатка, краб, морской еж, дельфин).

Морская царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его

- Назовите обитателей дна морского. (Дети на макете показывают и называют ракушки, кораллы, морские звезды и т.д.).

- А что еще есть на дне морском?

Дети: камни, песок.

Как называются эти камни?

Дети: галька.

Морская Царица: А каких камней не бывает на дне морском? (Сухих).

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря. (дети рассматривают выставку изделий из ракушек). 

Непосредственная образовательная деятельность

Рисование «На дне морском».

        Цель: Учить изображать обитателей подводного мира: медуз, морских звезд, рыб, а также их среду обитания, окружение. Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками вместе с акварельными красками. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение. Чувство цвета, ритма.

        Развивающая среда: альбомный лист, восковые мелки + акварельные краски, кисти, картинки с изображением обитателей подводного мира.

Предварительная работа: рассматривание красочных иллюстраций рыб, коралловых рифов, подводных растений, ракушек и т. д.; заучить название некоторых рыб: рыба-бабочка, рыба-еж, рыба-игла, рыба-дракон, рыба-пила, рыба-попугай.

Ход занятия.

      Педагог напоминает и показывает детям приемы работы в смешанной технике (восковой мелок + акварель).

      Предлагает нарисовать обитателей подводного мира, красиво расположить их на листе бумаги. Внизу листа дети рисуют восковыми мелками песок, ракушки, кораллы, водоросли. Дети рисуют рыб, медуз, разных по размеру, форме, цвету. Затем восковой рисунок перекрывают акварельными красками в технике «по сырому».

       По окончании работы дети рассматривают рисунки, соединяя их в единую композицию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Оригами «Морские рыбки».

        Цель: Закреплять умение складывать лисе бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность, закреплять название и внешний вид морских рыб.

       Развивающая среда:  квадратный лист цветной бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

        Дети рассматривают образец оригами рыбы, воспитатель показывает последовательность  складывания квадрата: по диагонали, перегнуть верхние стороны к центральной линии, перегнуть нижние стороны к центральной линии, перегнуть квадрат по другой диагонали, сложить по всем намеченным линиям.

        Дополнить поделки рисунками головы глаза узорами, соответствующими данной рыбы. Назвать рыбу, ее характерные признаки.

Непосредственная оразовательная деятельность

«Тайны моря»

Задачи:

Расширить и систематизировать знания о морских обитателях,их роли в очистке воды;

Формировать у детей способности выделять признаки сходства и различия между рыбами,путем сравнения,подвести детей к выводу,что у всех рыб есть общие признаки;

Закрепить умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;

Развивать эмоционально-положительное отношение к живой природе, интерес к исследовательской деятельности, связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе

Оборудование и материалы: разрезные картинки,глобус, экран, мультимедийная установка, картинки,кисточки и губка на каждого ребенка,бумага,краска

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Почему вам это нравится?

 Воспитатель:  А  что с собой берут путешественники, когда отправляются в дальнюю незнакомую дорогу?

Дети: компас,карту.

Воспитатель: Правильно.Это их помощники, они им помогают в пути. Посмотрите,у меня в руках помощник- глобус. если его сильно раскрутить, то какого он становится цвета?

Дети:голубого

Воспитатель: Почему? 

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? 

Дети: Голубая  краска на глобусе обозначает  воду.

Воспитатель: Да ребята, это все моря и океаны, реки  и озера. Но посмотрите, ребята, с морями и океанами случилась беда. Они в опасности,потому что сильно загрязнены.(слайд 1 море с мусором)

Воспитатель: Откуда в морях и океанах мусор?

Дети:ответы

Воспитатель: А что может случится с морями и океанами,если вода будет грязной?Что нужно делать,чтобы вода стала чище?

Дети:  не загрязнять , останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор с пляжа

Выоспитатель: А как люди очищают воду?

Дети: береговые очистные сооружения,плавучие суда со специальным оборудованием для сборки мусора.

Воспитатель: А как вы думаете, морские обитатели, которые живут в морях и океанах, могут очищать воду?

Дети: ответы

Воспитатель: Чтобы узнать, кто (еще)   из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Ребята, я приглашаю вас отправится в морское путешествие.

А на чем мы сможем опуститься на морское дно?

Дети: с помощью подводной лодки.

Воспитатель: Верно, ребята. А я хочу предложить вам исследовать морские глубины с помощью специального подводного исследовательского корабля. Посмотрите на экран слайд 2 батискаф). Этот корабль называется батискаф. Состоит он из стального корпуса,в котором находится шар. В этом шаре и  размещаются экипаж, аппаратура с помощью которой батискафом можно управлять, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электрические двигатели и светильники.  Устройства  для взятия грунта со дна,фотоаппаратура. Он поможет нам  разгадать многие неизведанные тайны морей. Ну что готовы отправится в путешествие?

Дети: ответы

Воспитатель: Тогда занимайте места в батискафе и начинаем погружение.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг.

Дети: ответы

Воспитатель: Взгляните на экран. Каких морских обитателей  вы видите? (слайд с морскими обитателями) Как вы думаете, как они помогают чистить морское дно?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на  кораллы. Они выделяют вещества, убивающие вредные микробы. Теперь посмотрите на моллюсков Через их ротовое отверстие, состоящее  из двух трубочек всасывается морская вода с загрязненными  частицами, которые оседают в специальном аппарате моллюска, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море. Все съедобные частицы частицы усваиваются, а непереваренные крупными комочками выбрасываются наружу. А вот  морские губки. Они тоже помогают очищать морское дно

Опыт Чтобы узнать, как это происходит, давайте  проведем опыт. Перед  каждым из вас  лежит лист бумаги. Давайте возьмем кисточку ,обмакнем в краску и полностью закрасим наш лист.Теперь  каждый возьмите губку и промокните свой лист. Просмотрите,что вы видите?

Дети: Губка полностью впитала воду и лист стал чистым.

Воспитатель: Таким же образом  и морские губки пропускают внутрь себя воду и задерживают находящиеся в ней вредные частицы.

Крабы тоже  чистят дно от отбросов, больных и мертвых животных. За это  их называют «мусорщиками» морского дна. Благодаря тому, что крабы съедают остатки животных, растений, мусора, оставшегося от людей, берег и морское дно регулярно чистятся. Они своими клешнями захватывают мусор,осколки стекла,пустые раковины и кладут себе на спину.Это им помогает во время сражения с другим крабом или нападения хищника он подставляет свою спину. и, пока враг возится с захваченным мусором а то и просто с куском стекла, краб быстро убегает.

Игра «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Представьте,что вы- крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это будут клешни краба.А теперь садитесь  на корточки. и по сигналу «ночь» вы должны отправляться  на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину.Двигаться вы будете сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие – прятаться  среди камней. Роль камней исполнит мебель нашей групповой комнаты. Только не нужно залазить под столы и шкафы, достаточно подойти к ним и прикоснуться рукой.

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Воспитатель: Посмотрите,ребята,я нашла разрезные карточки.Я думаю,что это были фотографии морских обитателей, может быть их  сфотографировали ученые,которые тоже когда то спускались исследовать морские глубины.Давайте сложим фотографии и узнаем,кто на них изображен.Молодцы!Все справились с заданием.Кто какого морского обитателя собрал?

Описательный рассказ по схеме

А теперь кто хочет рассказать о том морском животном, которое собрал?        

Беседа  о рыбах

Воспитатель: Ребята, а каких  же животных называют рыбами?

Дети: Те животные,которые живут в воде.Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.

Воспитатель: Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

Воспитатель: Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются? Ребята, а каких рыб называют хищными?

Дети: Которые  питаются другими рыбами.

Воспитатель: А не хищные рыбы чем питаются?

Дети: листьями, стеблями подводных растений

А почему рыбы могут жить  в воде?

Дети: У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.

Воспитатель: Каких только удивительных рыб не водится в морях и океанах.

Конец занятия

Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы готовы к подъему на поверхность?

Приготовьтесь(слайд батискаф) Пока мы поднимаемся на поверхность мзакрыть глаза и вспомнить с какими морскими обитателями вы познакомились.(музыка,шум волн)

Что нового и интересного мы с вами узнали?

А кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах?

Вы теперь знаете к чему может привести загрязнение воды?

Воспитатель: Воду нужно охранять и беречь.. Ведь моря и океаны- это украшение нашей земли.

Непосредственная образовательная деятельность

Аппликация «Морская черепаха»

Задачи:

- упражнять в умении пользоваться шаблоном при изготовлении симметричных деталей,

- закреплять умение пользоваться ножницами,  вырезать овал из бумаги, сложенной вдвое.

- воспитывать аккуратность при работе с клеем, творческую активность и самостоятельность.

Ход занятия

В начале занятия дети прослушали маленький отрывок из рассказа про морскую черепаху. Затем была показаны иллюстрации, фотографии, после просмотра которых мы приступили к работе.

Мы взяли картон оранжевого цвета. Нарисовали круг и вырезали панцирь. Затем мы вырезали голову, лапы и хвостик. Наклеили все части на панцирь. Из белой бумаги вырезали 2 маленьких кружочка — приклеили глазки. Черным фломастером нарисовали зрачки и ротик. Приступили к украшению панциря — наклеили круги и полукруги разных размеров. разных цветов.

Непосредственная образовательная деятельность

Квиллинг «В морских глубинах»

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с техникой «квиллинг» («Познание») ;

- закрепить умение детей владеть приемами накручивания бумажных полос на инструмент («Познание») ;

- закрепить представления детей о море и его обитателях («Познание») ;

- активировать словарь детей («Коммуникация») .

Развивающие:

- Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук («Художественное творчество»)

- развивать творческий интерес к новой техники «квиллинг» («Коммуникация»)

Воспитательные:

- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. («Социализация»)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы  с вами продолжаем изучать подводный мир. Я хочу вас научить  еще одному интересному  способу, с помощью которого  можно сделать подводных обитателей. Посмотрите, перед вами лежат необычные предметы. Палочки для «квиллинга». Полоски бумаги – из них мы будем крутить рулончики, и придавать им формы: глаза, полукруга, капли. Мы берем полоску бумаги, вставляем в расщепленный кончик нашего инструмента и накручиваем ее. Затем мы снимаем наш рулончик с палочки и даем, ему распустится. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть. Получившуюся спиральку сильно защипываем пальцами с одной стороны. Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга – "каплю" (или "слезинку"). Защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется "глаз". «Полумесяц» выполняется так же, как форма «глаз», только изогнутой формы и т. д. И из таких элементов мы с вами будем делать наших морских жителей.

Воспитатель: Каких морских жителей мы с вами будем делать, как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда приступим.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются).

- Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны) .

- То зароются в песке (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок) .

Воспитатель: Ребята, отдохнули, тогда продолжим работу?

Давайте наклеим готовые элементы на наше панно.

Воспитатель:Ребята, наше занятие подошло к концу .Вы теперь знаете, что морских животных можно делать в технике квиллинг. Подумайте и скажите, что бы вы хотели узнать еще о подделках в технике «квиллинг»? Дети: ответы

Непосредственная образовательная деятельность

Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы»»

Задачи:

Закрепить знания детей об обитателях подводного мира; научить конструировать из бумаги его обитателей,отрабатывать  технику работы с ножницами. Развивать мелкую моторику; прививать ребенку трудолюбие, усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, с какими морскими обитателями мы уже знакомы?Дети: ответы Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуются коралловые рифы? Дети: ответы.Давайте  мы с вами сейчас вместе попробуем сделать коллективную композицию – полипы и кораллы из гофрированной бумаги. Я покажу вам, каким способом будем ее делать. Я беру разноцветную полоску шириной 5-10 см.С одного края нарезаю бахрому и скручиваю ее в трубочку. Бахрому обязательно нужно распушить. Вот так. У меня получился коралл. Приклеиваю его вот здесь (помещаю поделку  на картонную основу, которую заранее вырезала, и прикрепляю бумажным скотчем) Выберите цвет бумаги для своей поделки, но постарайтесь выдержать один размер. Дети выбирают бумагу, берут ножницы и начинают работать.

Непосредственная образовательная деятельность

Лепка из пластика

Задачи:        

-  научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей.

-  развивать воображение и чувство композиции; обогатить художественные впечатления показом репродукций картин маринистов   (И. К Айвазовского и др. по возможности);

 - Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Материалы, инструменты, оборудование: пластилин, стеки, бусины, картон, презентация с изображениями морских обитателей.

        

Ход занятия:

Дети рассматривают репродукции картин И. К. Айвазовского. Слушают шум раковин. Воспитатель тихим и в то же время торжественным голосом   рассказывает: «Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Там в глубине – в пучине вод – плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница-акула, и нарядные веселые рыбки, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог… (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и рисунков.) Закройте глаза. Представьте картину подводного мира (звучит музыка, передающая шум прибоя или шторм). Давайте вылепим ее вместе. Подумайте, кто кого хочет слепить. А море я уже приготовила (коробка ,тонированная под цвет моря цветной бумагой).» воспитатель располагает макет моря на столе   и приглашает детей начать работу. Дети лепят морских обитателей по замыслу. Воспитатель относит поделки в духовую печь на 15 минут,чтобы они затвердели.И потом их сразу «пускают» в море (при затруднении детей можно предложить им рисованную последовательную схему изображения).

Выставка. Дети рассматривают композицию и поправляют ее, создавая сюжет: акула гонится за стайкой рыбок, осьминог охраняет клад, любопытная рыбка смотрит, кто затаился в пещере …

Опыт «Свойства воды».

Дети, давайте проведем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.

СТИХИ О МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ОБИТАТЕЛЯХ.

Акула (рыба)
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит!
Автор: Н. Томилина
Акула
Это что за страшный хищник,
В океане грозно рыщет?
Пасть с зубами распахнула.
Берегись, плывёт акула!
Автор: Сибирцев Виталий

Губка морская
На самом нижнем этаже
На самом дне морском
Морская губка заждалась

Тебя уже давно.
Автор: неизвестен
 

Дельфин
О дельфинах всем известно — 
Нет животных интересней: 
Острый ум, движенья ловки 
И легки для дрессировки.
Автор: Наталья Матюх
Дельфины
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.
Автор: Сибирцев Виталий

 

Дракон морской (рыба)
Ты его не трогай просто посмотри
Красивые иголки – очень ядовиты.
У морских драконов характер не простой
Потому и прячутся глубоко под водой.
Автор: неизвестен
 

Ёж морской
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Автор: Инна Сударева
 

Звезда морская
Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.

Автор: Инна Сударева

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Животные морей и океанов

Материал поможет закрепить знания детей о морских обитателях...

Игра-путешествие "По морям, по океанам"

Обощающее и закрепляющая игровая   деятельность в рамках  тематической недели "Вода"...

Осьминоги - обитатели морей и океанов

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....