«Развитие игровой экологической деятельности средствами макетирования»
консультация по окружающему миру по теме

Игра- ведущий вид деятельсти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация заведующего МДОУ №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области

«Развитие игровой экологической деятельности средствами макетирования»

        

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Для того чтобы режиссерская игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

В процессе работы по развитию режиссерской игры средствами макетирования с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования;

  1. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования;
  1. инициирование самостоятельного выбора детьми художественных материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла в процессе изготовления макета;
  2. создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и техниками;
  3. обеспечение творческого подхода к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности с детьми по макетированию, предусматривающей различные специфические виды детской деятельности (игру, изобразительную, конструктивную деятельность);
  4. создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;
  5. формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
  6. обучение детей подбору готовых игровых предметов и предметов-заместителей во время игры с макетом, самостоятельное создание дополнений, обогащение предметной среды;
  7.  обучение детей придумыванию новых сюжетов на основе реалистических и фантастических событий путем объединения двух-трех макетов, соединения в

   одном макете фигурок-персонажей с соответствующим антуражем из двух-трех      

    тематических контекстов;

  1. обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

Решение данных задач возможно, если макет как  центральный элемент,

организующий предметную среду для игры детей с мелкими игрушками, будет отвечать определённым требованиям.

Макет - это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место,  не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

Независимо от вида макета - напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображение - на заднем) - он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

Первый этап - предварительная работа - включает в себя:

 ■  обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.);    

 ■  подготовка и сбор материала для создания макета.

Второй этап - изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него

вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т. д.).

Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой,

песнями.

Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя

неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный проект.

Так, педагогам рекомендуется провести  консультации для родителей "Как изготовить макет в домашних условиях", "Макетирование - занятие интересное и полезное", разработаны рекомендации по созданию игровых макетов в семье.

Родителям можно  предложить принять участие в конкурсе макетов, выполненных взрослыми совместно с детьми, на тему, предложенную воспитателями группы. В результате из бросового материала могут быть  сделаны макеты различных сооружений, которые могут украшать  детский сад, способствовать обогащению развивающей среды, в которых найдётся место удивительным цветам и деревьям, спортивному комплексу и детскому бассейну. Совместное изготовление макетов может вызвать огромный интерес и у взрослых, и у детей. Изменить отношение родителей к игровой деятельности дошкольников.

Важно, чтобы результаты совместного творческого труда не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Поэтому на третьем этапе - в процессе развития и активизации игры с макетом - созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Организация игр детей с макетами

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.

Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создание. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.

Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.

Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе

можно поместить ящик с предметами-заместителями:

крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов
и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.

Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удается сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель должен подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.

Придать творческий импульс игре можно, соединив в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов, с животными (макет "Парк Юрского периода"), с рыбами  «Аквариум», макет «Пустыня» и т.д. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дошкольники совместно строят   и творчески развивают сюжеты  игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют  разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия.

В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Воспитанники широко используют в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материалы, игрушки собственного изготовления. Появление длительной перспективы игры свидетельствует о высоком уровне развития игрового творчества.

В настоящее время игра с макетами в ДОУ - одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколь...

Опыт работы по теме «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития воспитанни...

Консультация для родителей на тему «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»

Консультация для родителейна тему«Развитие игровой деятельности средствами макетирования»    Цель: познакомить родителей с развитием игровой деятельности средствами макетирования...