Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Все куклы в гости к нам" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Королева Оксана Вячеславовна

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
сам процесс изготовления приносит радость;
работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_124.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель:  Добрый день гости дорогие. Давно мы вас поджидаем,  ничего не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы  о ней

И хоть более привычны

Нам полёты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю, от сердца. (приложить правую руку к сердцу и поклониться)

- Здравствуйте гости дорогие!

Основная часть.

Воспитатель: Вы уже догадались, что сегодня мы с вами отправимся в прошлое наших бабушек и дедушек, познакомимся с историей кукол и научимся делать их своими руками.

- Посмотрите на нашем пути камень. Он непростой что-то на нём написано. Вам интересно узнать, что здесь написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Направо пойдёшь – далеко не уйдёшь.

Налево  пойдёшь -  в другую группу попадёшь.

Прямо пойдёшь – много интересного найдёшь.

Воспитатель: Дети, так куда же мы пойдём? (прямо)

Дети идут по коврику со следами и подходят к выставке кукол.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный уголок появился у нас в группе.

Богата наша Русь –матушка. Много в ней сёл и городов. Много в ней ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы.

Есть в России уголок, где из труб идёт дымок

Кто хоть раз попал туда не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой с голосочком тонким

Пёстрыми фигурками кошечками мурками

Веселит ласкает взор пёстрый радужный узор

Просто загляденье всем на удивление

Вот на карусели все игрушки сели

По кругу катались все цвета смешались.

Воспитатель: Подскажите мне про какую игрушку идёт речь? (дымковская игрушка)

- Молодцы! А из чего делают дымковские игрушки? ( из глины)

  Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

- Вы нашли среди наших кукол филимоновскую игрушку? Молодцы! Чем отличается филимоновская игрушка от дымковской? (видом росписи)

- А теперь загадка:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может три а может шесть

Разрумянилась немножко

Это…русская … (матрёшка)

- Из чего делали матрёшки? ( из дерева)

- А вот ещё загадка:

Какую игрушку делают везде, куда не приди.

 В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях. ( куклу)

- Молодцы! Всё знаете. Конечно, это кукла. Они бывают разные. Посмотрите на нашу выставку кукол и скажите какие бывают куклы? (пластмассовые, фарфоровые, резиновые, бумажные, глиняные, деревянные)

Воспитатель: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек.

А ещё бывают куклы самодельные, посмотрите какие куклы делали ваши прабабушки.

- Кто помнит, из чего делали самые первые куклы на Руси?

( из золы, брали золу смешивали её с водой, потом скатывали шарик и сушили, к нему прикрепляли юбку)

- Как называли такую куклу? ( баба- женское божество)

- Эта кукла была оберегом. А что такое ОБЕРЕГ?

(это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, оберегает)

- А вы знаете, что женщины делали кукол из стриженных волос, складывали их  в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.

- Из чего ещё женщины могли делать кукол, выходя с детьми в поле? (из травы) молодцы таких кукол называли «стригушки», в них добавляли лекарственные травы: ромашку, подорожник, мяту, чтобы кукла приносила пользу.

- Однако на Руси умели не только делать куклы, но и умели отдыхать и играть в разные игры.

Физминутка.

Вот была такая игра – «Меланья»

У Меланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцем)

 Вот с такими ушами

(растопырить ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами

(показать длинный нос руками)

Вот с такими усами

( очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(показать руками бороду)

Они не пили не ели

(одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

Не Меланью всё глядели

(держа руки у глаз похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребёнок показывает любое движение)

Практическая часть.

Воспитатель: Как много вы знаете о куклах. А теперь я предлагаю вам самим сделать такую куклу – оберег, которая называется «пеленашка».такую куколку клали маленьким детям в колыбельку и люди верили, что «пеленашка» охраняет сон и здоровье младенца.

Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «одной рукой  узла не завяжешь», поэтому, чтобы сделать куколку надо друг другу помогать, но сначала мы разогреем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика

 

Наша куколка гуляла

( шагает по столу средний и указательный пальцы)

И играла и плясала

(шагают по столу безымянный и средний)

До чего ж она устала

( шагают по столу безымянный и мизинец)

Забралась под одеяло

Ребёнок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её)

Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать оберег. В ходе выполнения воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Технология изготовления куклы – оберег «пеленашка»:

1. Ткань плотно скручиваем в скрутку и с усилием перетягиваем посередине специальным пояском.

2. Для обозначения головы скрутку перетягиваем ниткой и завязываем.

3. На голову повязываем платок.

4. Затем куклу плотно пеленаем куском ткани. Для этого скрутку укладываем на прямоугольный кусок ткани, чтобы голова с платком были выше.

5. Плотно обёртываем ленточкой верхнюю часть и низ, завязываем.

Заключительная часть:

- Вот наше путешествие в прошлое и закончилось, но мы ещё часто будем вспоминать про старинные обычаи и узнаем ещё много-много интересного.

Что нового и интересного вы узнали?

Какую куклу – оберег мы делали?

Что обозначает слово оберег?

Что вам понравилось, а что было сложным?

   


Цель:

Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с русскими народными промыслами и традициями.

Задачи:

- закреплять знания детей о русских народных промыслах и традициях;

- познакомить с видами самодельных кукол;

- вызвать интерес к русскому народному творчеству;

- развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение  в создании кукол-оберегов;

- расширять словарный запас: оберег, скрутка, стригушка;

- совершенствовать мелкую моторику;

- воспитывать уважение, интерес  к русским традициям, народной культуре.

Предварительная работа:

- беседы с детьми: «Предметы русской старины», «История тряпичной куклы», «Кукла-оберег»;

- чтение книги И.Рюминой «Куклы наших бабушек»;

- изготовление кукол из картона, бумаги.

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с русской народной музыкой, уголок с русскими обрядовыми куклами; кукла-оберег «пеленашка», различные куклы, лоскутки ткани на каждого ребёнка: белая х\б для скрутки 20х60см, цветная прямоугольная ткань для пелёнки 14х18см, цветная треугольная ткань 14х10см, тесьма разного цвета, нитки мулине по 15 см.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Все куклы в гости к нам»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Королева О.В.

г. Калининград, 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «В гости в Простоквашино» Подготовительная к школе группа

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей с нарушением зрения, с использованием технологии "Развивающие игры В.В Воскобовича"....

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.

Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 43 комбинированного видаНевского района Санкт-Петербурга       Методическая разраб...