Методическая разработка «Наблюдение за кустарниками Пермского края» (старший дошкольный возраст).
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Герцан Юлия Юрьевна

Пояснительная записка

   Картотека наблюдений за растениями – кустарниками детского сада,   разработана   с целью  углубления  у детей старшего дошкольного  возраста  представления о внешнем виде,  условиях роста  и   лечебных   свойствах наиболее  распространенных  кустарниках   Пермского края  и   бережном  отношении к ним.

   Проводились наблюдения с детьми старшего возраста в течение года  на прогулке 2 раза в месяц. По длительности они были и короткими (5-7 минут)  и более длительными ( 10-15) минут, в зависимости от того,  какое было время года, какая погода и  другие условия наблюдения. Так, наблюдая за тем, как птицы питаются плодами кустарников (такие наблюдения была возможность проводить и из окна группы),  или  как  пчелы собирают пыльцу с цветов  растения, дети могли еще долго удерживать на этом свое внимание и  вести разговоры, делиться впечатлениями.

    Картотека содержит основные сведения о растении, помогает систематизировать имеющийся материал, всегда иметь под  рукой   необходимую точную информацию   об  объекте   наблюдения, экономит  время    для   подготовки     деятельности   с    детьми.   Подобранные стихи   эмоционально окрашивают процесс   наблюдения, помогают детям  легче запомнить материал, активизируют их  речевую деятельность.    

    Сезонная жизнь растений  представляет  большие   возможности  для наблюдений. Различное состояние кустарников в теплое и  холодное время года позволяет в процессе наблюдения формировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений  от комплекса внешних  условий. Поэтому   данной  картотекой  можно пользоваться весь год, сравнивая   внешний  вид  кустарника с первоначальным (осенним, например).

        В ходе наблюдений у детей удалось сформировать положительный интерес к  изучению такой темы как «Кустарники». Дети научились   узнавать и называть их,  определять  значимость  в жизни  человека и других живых существ. Они  радостно   делились   знаниями  по  использованию в домашних условиях  ягод данных кустарников в лечебных целях и охотно, по словам родителей, делились  полученной   информацией  дома. Во время прогулки старались не пропустить тот момент,  когда на ягодные  кустарники слетались птицы. После  летнего отдыха  рассказывали , как  дома  ухаживали за  кустарниковыми  растениями  на дачах, огородах. В  подготовительной   к школе группе  с  наступлением морозов проявляли  беспокойство  по   поводу  отсутствия снега -  переживали,  что   корни   кустарников   могут   промерзнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_chernikoy.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за черникой.

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником – черникой.

Ход наблюдения:

                    Я спросил у Васи:

- Чем ты губы красил?

                 У тебя лиловый рот

                 И усы лиловые,

                 И лиловый сок течёт

                 На рубашку новую.

        И ответил Вася:

                                               - Губы я не красил,

                                               Я черничный пил компот,

 Вот и стал лиловым рот.

Предложить детям рассмотреть кустарник.

Черника – небольшой зелёный кустарник, высотой 20 – 40 сантиметров.

«Ягодка чёрненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька», - так говорили о чернике. Растёт она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют – сосняки – черничники и ельники – черничники.

Растет она и на торфяных болотах. Молодые листочки черники серебристо-зелёные, листья тонкие, гладкие, с мелкими  зазубринками по краям.

В конце мая – начале июня на кустах на кустах появляются небольшие цветки на коротких цветоножках.  Созревает в июле – августе.

Черника – прекрасный медонос. В плодах черники есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положил чернику в рот – избавился от  хвори на весь год».

Ягоды черники излечивают воспалительные процессы и улучшают зрение. Из ягод черники варят варенье, готовят джемы и мармелад. Можно ягоды долго хранить и в свежем виде, засыпая их сахаром. В пищевой и кондитерской промышленности из ягод черники делают соки и сиропы.

Также кондитеры употребляют чернику и как пищевой краситель.

           

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Как выглядит ягода черника?
  2. Как выглядит растение черника?
  3. Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники?
  4. Какие блюда готовят из черники?

        Наблюдение за смородиной.

Цель: закреплять знания о смородине.

Ход наблюдения:

        Растёт в саду смородины куст.

                                           К нему подойду,

        Попробую на вкус.

        Ягодку чёрную,

        Соком полную.

        Ягодка гладкая,

        Ты уже сладкая?

        Коли поспела -

        Возьмусь я за дело:

        Туесок принесу,

        С веток отряхну росу,

        Стану ягодки срывать,

        На варенье собирать.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задаёт вопросы:

  1. Как вы думаете, о каком кустарнике я прочитала стихотворение?
  2. Как выглядит куст смородины?
  3. Какого цвета бывают ягоды?
  4. Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?

Предлагает  рассмотреть  листья,  ягоды смородины, обращает внимание на особый аромат листьев кустарника( можно помять края листочка).

 Воспитатель: - найдите отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).

Наблюдение за кустарниками, плоды которых применяют для укрепления здоровья.

Цель: - закреплять знания о кустарниках, обладающих лечебными свойствами.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на кустарники, обладающими лечебными свойствами и узнать, о которых из них он говорит:

  1. Плоды шиповника.

Содержат яблочную и лимонную кислоту, масло, сахар. Богаты витаминами А, Р, В, С, Е. Из них готовят  полезные чаи, отвары, настои, витаминные напитки. Маслом шиповника лечат раны, употребляют при болезнях горла и диатезах. Шиповник считают средством от сорока болезней.

  1. Плоды калины.

В ягодах калины содержатся много полезных веществ: сахар, витамин С и растительные масла. Употребляют при простудных заболеваниях. Эти ягоды горьки на вкус, но, если их заморозить -  горечь исчезает.

  1. Малина.

Это лечебная ягода богата витамином С и каротином. Есть  в её ягодах и сахар. Чаем, настоянным на сушёных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду.

Отвары цветков помогают при болезнях глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке.

  1. Облепиха.

Ягоды, листья и молодые побеги – настоящая сокровищница полезных веществ, витаминов А и Е, а также аскорбиновой кислоты.

  1. Смородина.

Ягоды и листья обладают лечебными свойствами, в них содержится много полезных веществ, витаминов, особенно С и Р. Есть в смородине и витамин роста – каротин.

  1. Черника.

Ягоды черники останавливают кровь, излечивают воспалительные процессы и улучшают зрение. Используют в медицинских целях не только ягоды, но и побеги, и листочки.

  1. Ежевика.

Из ягод и листьев готовят полезные чаи и отвары. Примочками из ежевики лечат раны, диатез и другие болезни.

  Данное наблюдение проводится с опорой на опыт детей, их наблюдения на дачных участках, огородах.

                           Наблюдение за шиповником.

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником – шиповником.

Ход наблюдения:

Посмотри, красивый какой

 Куст шиповника над рекой!

  Пышно он украшен цветами

         С тёмно – красными лепестками.

  Птицы в нем находят приют,

 Пчелы сок ароматный пьют,

                                           Покоряет людей красотой

                                           Этот куст высокий, густой!

Шиповник – очень распространенный декоративный и лесной кустарник.

 

Воспитатель:  - Давайте припомним, как он выглядит.

Высотой шиповник достигает полутора – двух метров. Его коричнево – красные ветви усыпаны небольшими, слегка загнутыми шипами, сидящими обычно по два у основания листьев.

   Листья  шиповника перистые, похожие на пёрышки. На ветке обычно

располагается 7 – 9 листков.

   В мае – июне на кустах шиповника раскрываются красивые душистые цветы. Венчик цветка окружён пятью розовыми, белыми или тёмно-красными лепестками. Цветы крупные, напоминают розы, но лепестки у них меньше и они не такие пышные. К цветам шиповника за сладким нектаром и пыльцой прилетают пчёлы и шмели. Ведь шиповник – прекрасный медонос!

   К вечеру цветы шиповника закрываются, а утром раскрываются всегда в одно и то же время.

 Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, почему этот кустарник называют шиповником?

 - Правильно, потому что ветки его колючие, унизанные острыми загнутыми шипами.

       К осени на кустарнике загораются, как маленькие фонарики, оранжево – красные ягоды. Плод шиповника состоит из большого числа мелких семян, заключённых в мясистую оболочку.

      Плоды шиповника бывают разной формы: круглой, овальной.        

      Издавна известно людям о целебных свойствах плодов шиповника. В них содержатся витамины, масло, сахар, кислоты.

Воспитатель:- Где в природе растут кусты шиповника?

Они растут по берегам рек, на склонах гор, опушках, полянах и просеках.

                       Наблюдение за брусникой.

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником – брусникой.

Ход наблюдения:

        Гибкий стебель повилики

        Ствол обвил, как поясок.

                                               Алой ягоды брусники

                                               Набрала я туесок.

        Пусть она и горьковата,

        Но мочёная вкусна!

        Мхов и хвои ароматов

        Эта ягода полна.

Повилика (так называют ягоду в народе) – растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.

В мае – июне на ветках брусники расцветают мелкие бело – розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков.

          В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко – красные ягодки. Растёт брусника в сосновых борах, в смешанных лесах, и на мшистых болотах.

И зимой, и летом толстые листья брусники остаются ярко – зелёными.

Брусника не боится морозов. Растет она на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

      По вкусу брусника напоминает клюкву, но отличается от неё горьковато –

кислым, терпким и чуть вяжущим привкусом.

      Есть в бруснике и сахар, и витамины, и кислоты.

Из брусники варят варенье, протирают её с сахаром, готовят маринады, добавляют к моченым яблокам и квашеной капусте.

Собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают чай или готовят отвары, обладающие противовоспалительным действием.

Сладкий сироп, приготовленный из ягод брусники, улучшает зрение.

      Вот какое полезное растение – обыкновенная лесная брусника!

Воспитатель:

- Как выглядят ягоды брусники?

- Как выглядит растение брусника?

- Почему это растение называют вечнозелёным?

- Какие полезные вещества есть в ягодах?

- Почему брусника может долго храниться?

- Что можно приготовить из ягод брусники?

Наблюдение за жасмином.

Цель: формировать знания о кустарниковом растении.

Возле старой беседки

Куст жасмина расцвёл.

Ароматную ветку

Я поставлю на стол.

На скамейку присяду,

Полюбуюсь я им.

Дарит сердцу отраду

Свежий белый жасмин!

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает рассмотреть растение

Жасмин – чудесный по красоте декоративный кустарник.

   Садоводы украшают кустами жасмина аллеи в парках и скверах, озеленяют балконы, сажают их в садах.

Он высокий, пышный, ветви окрашены в светло – коричневый цвет, листья жасмина крупные, продолговатые, а цветы имеют то белый, то розовый, а то и красный цвет.

У цветка  жасмина четыре лепестка, соединенные золотистыми венчиками.  

Цветы жасмина быстро отцветают, роняя белые лепестки на землю.

О жасмине люди придумали загадку:

        Облако бело,

        Над садом летело,

        На кусты упало,

        Лепестками стало.

Жасмин не только красивое, но и полезное растение. Из его лепестков получают жасминовое масло, которое ценится во всём мире. У него бодрящий, освежающий аромат.

Цветы жасмина не только красивы, но и удивительно ароматны!

Воспитатель задаёт детям вопросы:

1. Как выглядит куст жасмина?

2. Как выглядят его цветы? Какого они цвета?

3. Чем полезны цветы жасмина?

Наблюдение за можжевельником.

Цель: формировать знания об особенностях можжевельника.

Ход наблюдения:

        Вырос в старом ельнике

        Кустик можжевельника.

        Он зелёный, весь в иголках -

        Как его не спутать с ёлкой?

        

        Шишки у него другие,

        Серебристо – голубые,

        Любят их клевать дрозды,

        Лучше нет для них еды.

Можжевельник – хвойный кустарник. Его ветви покрыты не листьями, а колючими иголками.

Воспитатель:

- Какие ещё хвойные растения вам известны?

- Правильно! Эти хвойные деревья называют вечнозелёными. Ведь зимой и летом они «одним цветом» - зелёным!

Можжевельник тоже вечнозелёное растение.

 По виду небольшой куст можжевельника очень похож на молодую ёлочку.

Но, если приглядеться внимательней, то можно заметить, что у можжевельника совсем по–другому расположены на ветках иголки. У елей они  располагаются реже и собраны по три иголочки вместе. Сами же иголки плоские, а не округлые, как у ели.

   Молодые побеги можжевельника красновато – бурого цвета, кора старых ветвей – серая, шелушащаяся.

На кустах можжевельника растут круглые или удлиненные шишкоягоды.

Воспитатель:

- Почему так называют плоды этого кустарника?

- Потому что они похожи и на шишку, и на ягоду.

Можжевельник – декоративный кустарник. В диком виде он растёт во многих районах нашего края в сосновых борах, где сухо и солнечно, а почва – песчаная.

Плоды собирают осенью, после их полного созревания.

Из высушенных шишек и ягод готовят лекарства, применяемые при кашле, болезнях почек, печени, для повышения аппетита.

    Этот кустарник очень красив и в садах, и в парках в любое время года!

Наблюдение за сиренью.

Цель: совершенствовать знания детей о кустарниковых растениях.

        Ход наблюдения:

Гроздья сирени махровой

                                             Чуть розоватой, лиловой,

                                             Мокрые, после дождя,

                                             В вазу поставила я.

Свежесть тенистого сада,

 Тёплой и влажной земли,

Запах душистой прохлады

В дом мой они принесли.

Сирень – один из древнейших культурных кустарников, известный ещё в древности. В Европе он сразу покорил садоводов своей волшебной красотой, чудесным ароматом, а ещё своей неприхотливостью.

Сирени не страшны ни морозы, ни сильные ветры, ни бедные почвы.

Сирень – декоративный кустарник. У него серебристо – серые ветви, покрытые нежно – зелёными, продолговатыми листьями. Высотой кустарник может достигать 3 – 4 метров.

     Любителям – садоводам известны более шестисот  видов этого кустарника.

Они обладают цветами разнообразных оттенков и формы.

Сады, в которых собраны разные сорта сирени, называют сирингариями.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, как выглядят цветы и грозди сирени, какого цвета они бывают?

- Правильно, у цветка сирени четыре небольших лепестка. Цветы собраны в соцветия – пышные грозди.  Обращает внимание  аромат цветов.

В садах и парках встречается и махровая сирень. У неё цветы более крупные и пышные, у них больше лепестков, чем у обыкновенной сирени.

    Зимой сирень засыпает, укрывшись снежной пуховой шалью. А весной снова пробуждается и радует нас ароматом своих соцветий, собранных в великолепные гроздья.

Наблюдение за кустарниками и деревьями.

Цель:  сравнить   состояние   растений    в    зимнее  время года.

Ход наблюдения:

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Чем отличается куст от дерева?
  2. Как выглядит куст? Дерево?
  3. А чего нет у кустов и деревьев зимой?
  4. Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
  5. Что есть у хвойных кустарников и деревьев зимой?
  6. Как можно спасти их от сильного мороза?

              

Побеседовать с детьми о деревьях и кустарниках:

почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для растений,

какую пользу приносят деревья и кустарники.

В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть кусты и деревья в снежном уборе.

Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться, тем самым спасая деревья и кустарники от холода.

Деревья укрыты «снежным одеялом».

Что за чудо – зимний лес,

Сколько сказочных чудес!

В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берёз роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром – а вот в сторонке

В шубах ёлочки – девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело – белая страна!

        М. Степанов

Наблюдение за боярышником.

        

Цель: продолжать  расширять и углублять знания детей   о кустарниковых   растениях нашей местности.

Ход наблюдения:

Стоит в цвету боярышник,

Как юная боярышня

В зелёном сарафане,

Унизанном цветами,

Цветами белоснежными,

Пушистыми и нежными.

Предлагает рассмотреть растение.

Боярышник – пышный, высокий кустарник (высотой до четырёх метров) с пурпурно – коричневыми блестящими побегами с твёрдыми колючками.

          Боярышник – декоративный и лекарственный кустарник. Его колючие заросли часто образуют живые изгороди, в которых распевают птицы и кружатся пчёлы и шмели.

Цветы и ягоды этого куста обладают целебными свойствами. Цветы собирают в начале цветения и сушат в тени. Ягоды собирают в сентябре.

В ягодах и листьях боярышника много полезных веществ. Отвары, настои и сиропы из них применяют при болезнях сердца, головных болях и бессоннице.

Из ягод боярышника готовят джемы, кисели. Свежие ягоды протирают с сахаром и хранят всю зиму.

              В старину его называли «хлебником», потому что высушенные и размолотые плоды добавляли в муку. Они придавали ей приятный фруктовый аромат.

Из коры боярышника в давние времена получали ярко – красную краску, и окрашивали ею ткани.

Воспитатель:

- Ребята, теперь вы знаете, какой полезный кустарник – боярышник. Посмотрите еще раз на кустарник и скажите, чем он похож на шиповник (шипами).

-Чем отличается от других кустарников? Пышностью, высотой.

 

Он украшает сады и парки, даёт людям вкусные ягоды, из его целебных плодов и цветов готовят лекарства, из коры получают красители.

Боярышник угощает и зверей, и птиц своими сытными и вкусными ягодами.

                           

Наблюдение за акацией

Цель:  уточнить  представления  о внешнем  виде кустарника,  условиях роста.

Ход наблюдения

 Воспитатель приглашает детей   рассмотреть интересный  кустарник.

Дает время рассмотреть растение,   называет его. Уточняет,  какие у него цветы, листья, плоды.

   Желтая акация  высокий (до 4 метров высотой ), раскидистый кустарник, листья сложные, парноперистые, с колючими прилистниками; почки крупные, отстоящие от стебля; цветки желтые; плод-боб, поспевающий в июле,  с сухими створками, которые  потрескиваются,  скручиваются и  разбрасывают семена. Не требователен  к почве;  засухоустойчив  ,и морозостоек;   хорошо переносит жару.

По возможности дает потрогать   плоды, понюхать цветы. Затем вновь  спрашивает :

-«Как называется растение?»

-«Как вы его узнаете?»

-«Кто  видел такое растение раньше?»

-« Как вы думаете, почему это растение любят дети?» ( из плодов можно делать свистульки)

                         

Наблюдение за калиной

Цель:  дать детям   представления  о внешнем   виде    калины.

Ход наблюдения.

Воспитатель  предлагает детям подойти к кустарнику и  послушать    стихи.

Холодом веют                 Кисти раскидала         Видно куст калины

Осенние леса,                  И горит огнем             Далеко  окрест,

Лишь одна алеет             Жаркая калина             Он теплом последним

Ягода – краса.                  Хмурым серым днем.  Согревает лес.

Воспитатель: « Кто, дети, догадался, о каком кустарнике идет речь. Как он называется? »

Предлагает еще раз посмотреть на него    и  рассказать,  какой он, куст калины,  как выглядит?

Куст калины – ветвистый кустарник или  небольшой деревце с серовато- бурой корой. Листья калины неровные,  с зубчиками по краям, темно- зеленые сверху,   снизу более светлые, покрытые легким пушком  вдоль прожилок.

   В мае - июне калина  зацветает. Небольшие цветы собраны в пышные зонтичные соцветия. Так называют их потому, что соцветия по форме напоминают раскрытый зонтик. У каждого цветка калины  пять лепестков, образующих белый или розовый  венчик.

   Дважды в году калина бывает наряднее своих соседок - начале июня и осенью

Ягоды калины, ярко-красные, округлые, то похожи на шарики, то   слегка вытянутые, с плоской  косточкой внутри.

Калина – неприхотливый кустарник. Не боится ни морозной зимы, ни летнего зноя, но любит расти по берегам ручьев, речек и озер, где ей всегда хватает влаги.    

Воспитатель, используя вопросы,   дополняет ответы детей.

1.Как выглядит куст калины?

2.Чем интересны ягоды калины?

3.В каких местах  чаще всего растет калина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка наблюдения на прогулке за одуванчиком

План-конспект проведения наблюдения за одуванчиком на прогулке....

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

методическая разработка "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста"...

Учебно-методическая разработка: "Наблюдение за природой по временам года"

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Методическая разработка "Наблюдения с детьми подготовительной группы"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»

Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...

Методическая разработка "Наблюдение – как метод работы воспитателя с детьми раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....