Главные вкладки

    Бугакова Елена Геннадиевна. "Прикоснись к природе сердцем"
    материал по окружающему миру по теме

    Описание системы работы по теме "Экологическое воспитание дошкольников"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prikosnis_k_prirode_serdcem.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

      Экологическое воспитание дошкольников.

    Из опыта работы…

     Здесь, в природе,

    вечный источник детского разума.

    В. Сухомлинский

     

    Невозможно не любить первый распустившийся цветок подснежника, разноцветную радугу в голубом небе, стайку снегирей на ветках дерева, красивую бабочку, опустившуюся на детскую ладошку, потому что они и есть природа, без которой черствеет душа.

     Осознание этой простой истины помогло мне выбрать ведущее направление деятельности в работе с детьми - экологическое воспитание. Ведь природа – это и храм, и мастерская, где можно научиться творить, создавать, любить.

     В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Пожалуй, никогда проблема отношения к окружающему миру не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. Кто должен сохранить этот дом?! Мы сами и те, кто придёт после нас, наши дети. Надо только научить их любить этот дом, заботиться о нём, чувствовать себя его частью, надо научиться быть людьми. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В течение десятилетий в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, живут в гармонии с природой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Опыт работы в детском саду, изучение программам экологического воспитания детей и использование в своей практике наработок других педагогов позволили создать свою систему работы в данном направлении.

     Цель этой работы - воспитать у детей экологическую культуру, сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней; духовно-нравственные ценности, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Алгоритм действия знать – беречь – заботиться. Его реализуют задачи, ведущими из которых  я выделяю следующие:

    - развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков,

    - воспитание чувства сопереживания, любви к природе, эстетических чувств,

    - активизация творческой и интеллектуальной деятельности, расширение экологически ценных контактов детей с природой.  

    Возрастные особенности детей дошкольного периода обуславливают критерии отбора форм и методов. Главным для понимания ребенка являются наглядность, игра и возможность включения в практическую деятельность. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому в своей работе я использую  наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследуют  их тактильно, пробуют на вкус, рассматривают их, отмечают цвет, форму, вкусовые качества. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. При этом я использую различные приемы, включая игровые, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагаю детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Предлагаю полюбоваться красотой зимней природы, организовываю игры. Например, «Чей след?», «Береги природу», «Следопыты». Раз в неделю дети становятся «Экологическими полицейскими», обходят участки, проверяя их чистоту, своевременный полив растений, наличие корма в кормушках. Это игра, но дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям.

    Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учу находить высокие и низкие деревья, рассматриваю с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, слушать шум деревьев, дождя, ветра.  Здесь я предлагаю детям такие игры «Улетевший листок», «Соберем букет из листьев», «Составь красивый узор», «На что похоже?», с удовольствием дети передают свои впечатления в рисунках и танцевальных движениях, драматизации.  

    Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагаю не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. С этой целью в группе создан природный уголок, в котором подобраны комнатные растения и оборудование для ухода за ними, альбомы, гербарии, созданные детьми; мини-лаборатория, коллекция камней, семян, образцы почвы, песка, глины. Летом большую работу провожу на «Зеленой грядке», где с детьми мы высаживаем различные виды овощей и лекарственных растений, а зимой устраиваем мини-огород в группе, где выращиваем зеленый лук, петрушку, укроп. На территории детского сада имеется экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В увлекательных прогулках по экологической тропе стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, выбираю деревья, кустарники разных пород, возраста, формы; старый пень, землю, покрытую мхом, муравьиные дорожки и их ходы, скопление жуков-солдатиков, небольшую полянку и обитающих на ней разных насекомых: бабочек, божьих коровок, гусениц.

    Очень увлекает детей наблюдения за птицами. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.

    Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. С большим увлечением и интересом дети занимаются в «Мастерской лесовичка»,  вместе устраиваем ярмарку поделок из природного материала. Привлекаю к данной работе и родителей воспитанников. При их участии проходили выставки «Чудеса из леса», фото – конкурс «Удивительное рядом».  Многочисленные игры с песком помогают детям узнать о свойствах песка (мокрый, сухой, сыпучий). Со свойствами снега знакомлю детей во время игр в снежки,  при сооружении построек из снега, при расчистке дорожек. Они узнают, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

    Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями широко  использую исследовательскую деятельность. Опыт должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываю причину наблюдаемого явления, подвожу детей к умению самостоятельно рассуждать, делиться умозаключениям. Уточняю их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Наблюдения, прогулки, экскурсии дают  обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают  бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?» Для поддержки интереса стимулирую воображение, включаю в творческую деятельность. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка - неповторимы, таит в себе необыкновенные тайны, и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Так возникла идея создания кружка экологического направления «Почемучки».

    Подведя итоги мониторинга, убедилась, что данный вид деятельности не только интересен детям, но и способствует развитию общих способностей детей.

    Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю  работе с родителями.

    Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). Стараюсь чаще проводить экологические развлечения, в которых участвуют дети и родители. Вместе они находят решение проблемных ситуаций, читают стихи, загадывают загадки, играют в игры с экологическим содержанием, поют песни, водят хороводы. В своей работе использую проектную деятельность, в которой участвуют педагоги детского сада, дети и их родители. Традиционными стали такие акции как «Осенняя ярмарка», «Цветущий сад», «Зеленая елочка – живая иголочка», «День Земли», «День птиц».

    Результаты своей работы отслеживаю через мониторинг, который показал, что дети имеют определенные знания по экологическому воспитанию. Знают и называют основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки предметов и связи. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, видят ошибки других детей и взрослых, нарушение правил общения их с природой и указывают на это. Они готовы оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимают природу и видят ее красоту.

    Однако работа еще не завершена. Она продолжается ….. И я  надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

     Самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

    Все хорошее в людях – из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Прикоснись с природе сердцем"К

    КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...

    КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»

    Родительское собрание в форме КВН на тему:  - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....

    "Прикоснись к природе сердцем"

    Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...

    «Прикоснись к природе сердцем»

    В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает...

    Экологическая газета для родителей "Прикоснись к природе сердцем"

    Экологическая газета предназначена для помощи родителям, как объяснить ребенку, что "вода - это жизнь" (круговорот воды)....

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Прикоснись к природе сердцем»

    Что такое "бабье лето", его приметы. Дары природы. Уроки для родителей....

    КВН "Прикоснись к природе сердцем"

    КВН для детей старшего дошкольного возраста...